В апреле 1906 года саратовский губернатор Петр Аркадьевич Столыпин получил телеграмму за подписью императора – ему надлежало срочно прибыть в Царское село. Столыпин прибыл, и получил от императора предложение о новом повышении – занять пост министра внутренних дел империи. Выслушав предложение, Столыпин попытался отказаться, тогда Николай II не попросил, а приказал Петру Аркадьевичу занять новую должность.
Новая должность – министр внутренних дел
Пытаясь отказаться от высокого поста, Столыпин руководствовался не скромностью и неуверенностью в своих силах. Им двигала боязнь, причем, не только за себя, но и за свою семью. Два его предшественника на этом посту были убиты террористами: в 1902 году – Д.С. Силягин, занимавший этот пост 2,5 года, в 1904 году – В.К. Плеве, который продержался на посту чуть более 2 лет. Столыпин сменил на этом посту П.Н. Дурново, ушедшего в отставку.
Столыпин прекрасно понимал, какой опасности он подвергается, ведь даже в должности саратовского губернатора он пережил 4 покушения. В письме супруге он писал:
«Вчера судьба моя решилась! Я министр внутренних дел в стране окровавленной, потрясенной, представляющей из себя шестую часть шара, и это в одну из самых трудных исторических минут, повторяющихся раз в тысячу лет».
Несмотря на грозящую опасность, Петр Аркадьевич с головой окунулся в свои новые обязанности. А их было много, так как министр внутренних дел Российской империи осуществлял руководство не только полицией и жандармерией, но и пожарной охраной и медициной, работой почты и телеграфа, губернских и уездных администраций, цензурой, отвечал за обеспечение населения продовольствием и много иных сфер. Фактически, вся внутренняя жизнь страны теперь была в его руках.
Противостояние с Государственной думой
Министром Столыпин стал 26 апреля 1906 года, практически одновременно с избранием Государственной думы – первого в России законодательного органа, избранного населением страны. Появление Думы стало результатом стремления преобразовать Россию из самодержавной монархии в парламентскую, попыткой стабилизировать сложную политическую обстановку в стране и погасить революционные выступления.
Уже 21 июля 1906 года Столыпин, помимо поста министра внутренних дел, стал еще и председателем Совета министров. По сути, он стал вторым человеком в Российской империи. Теперь, помимо модернизации страны и проведения важнейших реформ, Столыпину предстояло наладить диалог между исполнительной и законодательной властями. При этом Дума, которая на две трети своего состава была «левой», своей целью ставила не налаживание диалога с правительством, а противодействие его работе, выступала не за планомерную работу, а за радикальные меры.
Вместо проведения аграрной реформы Дума предлагала просто взять и конфисковать у помещиков землю, природные богатства национализировать, частную собственность отменить. В ответ на радикализм Думы Столыпин, выступая с речью в парламенте, сказал слова, ставшие крылатыми:
«Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения — нам нужна великая Россия!»
Противодействие Думы привело к тому, что в июле 1906 года Николай II своим Манифестом распустил Думу и назначил ее перевыборы. Государственная дума I созыва просуществовала 72 дня.
С Государственной думой II созыва у Столыпина отношения также были очень сложными, так как новый состав оказался еще более радикально настроенным, чем первый. Дума конфликтовала не только с правительством, но и разные фракции устраивали разборки между собой. К тому же был выявлен заговор, направленный на свержение существующего строя путем устранения императора, великого князя Николая Николаевича и Столыпина. В число заговорщиков входили и члены Думы.
По поводу Второй думы Столыпин говорил:
«Эти нападки рассчитаны на то, чтобы вызвать у правительства, у власти паралич и воли, и мысли, все они сводятся к двум словам, обращенным к власти: «Руки вверх!» На эти два слова, господа, правительство с полным спокойствием, с сознанием своей правоты может ответить только двумя словами: «Не запугаете!»
Этот состав Думы продержался 102 дня и также был распущен. Несмотря на угрозы некоторых ее членов, революции в стране не произошло, о чем и говорил Столыпин.
И только Дума III созыва, которая приступила к работе 1 ноября 1907 года, смогла просуществовать полностью отведенный ей срок в пять лет и с ней, несмотря на возникающие сложности, Столыпин смог выстроить работу. Дума во многом поддерживала его политику, что позволило кабинету Столыпина провести ряд реформ.
Закон о военно-полевых судах
19 августа 1906 года, в период между роспуском I и началом работы II Государственной думы Петру Аркадьевичу удалось добиться принятия закона о военно-полевых судах. Закон достаточно жесткий, он позволял расследовать в упрощенном порядке дела, связанные с террором. Этот закон был необходим, чтобы установить порядок в стране и остановить разгул терроризма, который избрали для воздействия на правительство разные революционные партии.
В период 1905-1907 годов в России в результате десятков тысяч осуществленных террористических актов, направленных на государственных деятелей, полицию, погибло более девяти тысяч человек. Причем, жертвами террора часто становились не только родственники приговоренных революционерами жертв, но и совершенно случайные люди. Среди погибших были и знакомые, и друзья Столыпина. Жизнь его самого неоднократно подвергалась опасности, и не только его, но и всей семьи.
Так, жертвами взрыва, устроенными террористами на даче Столыпина на Аптекарском острове, стали нескольких десятков человек, совершенно случайно оказавшиеся в тот момент в особняке. Пострадали двое его детей - Наталья и Аркадий, погибла няня мальчика.
Поэтому принятие этого закона было для Столыпина задачей наболевшей и очень актуальной для страны. Под действие закона подпадали дела, в которых само преступление было очевидным, это убийства, разбои и грабежи, нападения на военных и полицейских, на должностных лиц. В соответствии с новым законом расследование дела о теракте вел специальный офицерский суд, отводилось на это только двое суток. Процесс проходил в закрытом режиме, а обвиняемые лишались права на защиту. После принятия решения приговор должен был быть приведен в исполнение в 24 часа.
Закон о военно-полевых судах действовал только восемь месяцев, за это время было казнено 683 террориста. Далее дела о тягчайших преступлениях стали рассматривать военно-окружные суды с соблюдением действовавших процессуальных норм.
Всего в период с 1906 по 1911 годы по «политическим преступлениям» были казнены, в основном через повешение, 3741 человек. Верёвочную петлю в те годы стали называть «столыпинским галстуком». Еще 66 тысяч человек было приговорено к каторжным работам.
Выступая перед депутатами II Думы, Столыпин необходимость введения закона о военно-полевых судах обосновал такими словами:
«Государство может, государство обязано, когда оно находится в опасности, принимать самые строгие, самые исключительные законы, чтобы оградить себя от распада».
Многие, особенно в интеллигентской среде (Лев Толстой, Александр Блок, Леонид Андреев и другие) осуждали Столыпина за чрезмерно жёсткие действия. Тем не менее, принятые меры оказались эффективными и революционный террор удалось подавить, он перестал носить массовый характер, хотя единичные случаи насилия продолжались.
Курс на реформирование в стране
После того, как к работе приступила Третья, договороспособная Дума, Столыпин смог продолжить курс на проведение реформ в стране.
- В области образования было введено всеобщее четырехлетнее начальное обучение как для мальчиков, так и для девочек, и к 1917 году в европейских губерниях страны начальное образование уже получало подавляющее число мальчиков и около половины девочек. Было открыто около 50 тысяч учебных заведений и существенно увеличен бюджет народного образования.
- В армии и на флоте для нижних чинов сократились сроки службы, были улучшены снабжение и бытовые условия военнослужащих. Были усилены инженерные и артиллерийские войска, появились авиационные отряды, внедрялись средства связи - телефон и радио. юнкерские училища были преобразованы в военные. Проведена централизация высшего управления, в результате главное управление Генерального штаба вошло в состав военного министерства.
- В административно-политической области Столыпин продолжил политику централизации власти. Он значительно уменьшил автономию Финляндии, ограничил деятельность «инородческих» обществ.
Были приняты законы о гражданском равноправии, свободы вероисповедания, об отмене ограничений для старообрядцев и другие.
В 1909 году под контроль Столыпина перешло и министерство иностранных дел, которое долгое время подчинялось напрямую императору.
Пожалуй, самыми громкими, масштабными преобразованиями Столыпина были аграрная реформа и переселение крестьян в Сибирь.
Первая часть статьи о Петре Столыпине: