Найти в Дзене
ЭраАвто

«Москвич» отмечает 94 года. Удивительные модели, о которых вы, возможно, не знали

Оглавление

Что общего у «Москвича» и американского Ford, что скрывается за моделью с индексом 444, какова была стоимость самого стильного советского седана и какие рекорды поставила легендарная советская марка.

Фото: Анатолий Морковкин / Фотохроника ТАСС
Фото: Анатолий Морковкин / Фотохроника ТАСС

6 ноября «Москвич» отмечает свой день рождения. Вспомним самые интересные факты из истории этой знаменитой марки, о которых вы, возможно, не знали.

История автомобилей «Москвич» началась в 1930 году и тесно связана с одноименным предприятием, которое носило длинное название — Московский автосборочный завод имени Коммунистического интернационала молодежи. Огромные производственные цеха были открыты на пересечении Московской окружной железной дороги и Остаповского шоссе (современный Волгоградский проспект), что в те годы считалось глухой окраиной.

Первые автомобили начали сходить с конвейера уже в ноябре 1930 года — это были фаэтон Ford Model A и его грузовая версия Ford Model AA. Эти автомобили собирались из американских комплектующих в рамках договора с Ford, и это не считалось зазорным, так как автопроизводство в СССР еще не было развито, и зарубежный опыт был очень полезен для советских инженеров и рабочих.

В 1932 году детали для автомобилей начали поступать в Москву с Горьковского автозавода, где те же модели собирались по полному производственному циклу. В столице машины получили новое название — ГАЗ-А.

История автомобилей «Москвич» началась в 1930-м и неразрывно связана с одноименным предприятием, носившим длинное название — Московский автосборочный завод имени Коммунистического интернационала молодежи (Фото: autowp.ru)
История автомобилей «Москвич» началась в 1930-м и неразрывно связана с одноименным предприятием, носившим длинное название — Московский автосборочный завод имени Коммунистического интернационала молодежи (Фото: autowp.ru)

Первый «Москвич»

В декабре 1946 года на заводе начали сборку первого советского легкового автомобиля для личного пользования. Им стал седан «Москвич-400», конструктивно идентичный модели Opel Kadett K38. Название «четырехдверка» получила в честь 800-летия основания столицы СССР и оснащалась 23-сильным двигателем и трехступенчатой механической коробкой передач.

Автомобиль имел гидравлические тормоза, независимую подвеску и даже дворники, но не имел указателей поворота. В первой половине 1950-х годов модель сменила индекс на 401 и получила модернизированную трансмиссию, более мощный двигатель и небольшие улучшения в салоне. Помимо седана, 401-й выпускался в кузовах кабриолет и фургон. Также была создана специальная медицинская версия «Москвича» для оказания медицинской помощи на дому.

В декабре 1946-го на заводе начали собирать первый советский легковой автомобиль для индивидуального использования (Фото: autowp.ru)
В декабре 1946-го на заводе начали собирать первый советский легковой автомобиль для индивидуального использования (Фото: autowp.ru)

Первый советский универсал

«Москвич-423» стал первым советским пятидверным универсалом. Первый автомобиль был выпущен на базе модели 402 в 1957 году и оснащен телескопическими амортизаторами, независимой передней подвеской и усиленными рессорами. В рекламных материалах указывалось, что универсал мог перевозить до 250 кг груза. Дверь багажника, в отличие от современных моделей, открывалась налево.

«Москвич-423» стал первым советским пятидверным универсалом. Первый автомобиль выпустили на базе модели 402-го в 1957 году и оснастили телескопическими амортизаторами, независимой передней подвеской и усиленными рессорами (Фото: autowp.ru)
«Москвич-423» стал первым советским пятидверным универсалом. Первый автомобиль выпустили на базе модели 402-го в 1957 году и оснастили телескопическими амортизаторами, независимой передней подвеской и усиленными рессорами (Фото: autowp.ru)

Самый стильный седан

Небольшой седан «Москвич-407» в СССР был популярен не меньше, чем 21-я «Волга». Автомобиль выделялся обилием хрома, молдингами вдоль боковин, удобным багажником, мощным для своего времени 45-сильным двигателем и четырехступенчатой коробкой передач. При массе 990 кг машина могла разгоняться до 115 км/ч. В салоне были установлены часы, отопитель и радиоприемник.

В то время автомобиль можно было приобрести примерно за 2500 рублей. Вскоре «Москвич-407» получил признание и за рубежом: на Всемирной автомобильной выставке в Брюсселе седан был удостоен золотой медали. «Москвич-407» выпускался с 1958 по 1963 год и активно экспортировался в страны социалистического лагеря и даже в Западную Европу.

«Москвич-407» выпускали с 1958 по 1963 год, активно экспортировали в страны соцлагеря и даже в Западную Европу (Фото: autowp.ru)
«Москвич-407» выпускали с 1958 по 1963 год, активно экспортировали в страны соцлагеря и даже в Западную Европу (Фото: autowp.ru)

Первый внедорожник

Первый внедорожник «Москвич» с индексом 415 был разработан в 1958 году. Этот двухдверный автомобиль на базе лонжеронной жесткой рамы выпускался с брезентовой и металлической крышей. Его дизайн напоминал американский Willys, что было характерно для многих машин того времени. Советский внедорожник оснащался 45-сильным двигателем, двумя топливными баками и четырехступенчатой коробкой передач.

Дорожный просвет составлял 220 мм, а максимальная скорость на трассе достигала 106 км/ч. Внедорожник успешно прошел все заводские испытания и получил рекомендацию к серийному производству. Однако из-за отсутствия интереса со стороны отраслевого министерства и полной загрузки производственных мощностей завода, серийное производство этой модели так и не было запущено.

Первый внедорожный «Москвич» под индексом 415 был спроектирован в 1958 году (Фото: autowp.ru)
Первый внедорожный «Москвич» под индексом 415 был спроектирован в 1958 году (Фото: autowp.ru)

Самый неизвестный «Москвич»

Знаменитый ЗАЗ-965, известный как «Запорожец», начал выпускаться в 1960 году, но мало кто знает, что его предшественник разрабатывался с 1956 года под названием «Москвич-444». Дизайн прототипа был очень похож на Fiat 600 — по одной из версий, такое указание московские инженеры получили от тогдашнего министра автомобильной промышленности Строкина.

Первоначально концепт планировалось оснастить мотоциклетным двигателем мощностью 17,5 л.с., но позже от этой идеи отказались. В итоге конструкторы выбрали V-образный четырехцилиндровый мотор мощностью 23 л.с. Этот двигатель начали устанавливать на автомобиль, когда проект уже был передан на Запорожский завод.

Знаменитый ЗАЗ-965, «Запорожец», встал на конвейер в 1960 году, однако мало кто знает, что его предшественник разрабатывался аж с 1956 года и носил название «Москвич-444» (Фото: autowp.ru)
Знаменитый ЗАЗ-965, «Запорожец», встал на конвейер в 1960 году, однако мало кто знает, что его предшественник разрабатывался аж с 1956 года и носил название «Москвич-444» (Фото: autowp.ru)

Седан в стиле ракеты Гагарина

Заднеприводный седан «Москвич-408» в 1964 году стал одним из самых стильных представителей советского автопрома. Его ниспадающие линии кузова, «плавники», 13-дюймовые диски и вертикальные фонари делали автомобиль не уступающим зарубежным конкурентам, таким как BMW 1500, Renault 8/10 или Opel Kapitan A. Мировой дебют М-408 состоялся в 1964 году на Лондонском автосалоне, после чего машина активно экспортировалась во многие европейские страны.

Заднеприводный седан «Москвич-408» в 1964 году стал одним из самых красивых образцов советского автопрома (Фото: autowp.ru)
Заднеприводный седан «Москвич-408» в 1964 году стал одним из самых красивых образцов советского автопрома (Фото: autowp.ru)

Самый крутой фургон

В 1967 году на АЗЛК началось производство одного из самых известных фургонов советской эпохи — «Москвича-433». Этот двухдверный автомобиль грузоподъемностью 400 кг оснащался 1,4-литровым двигателем от М-408 и четырехступенчатой коробкой передач. Задняя дверь состояла из двух горизонтальных створок: одна поднималась вверх, а другая откидывалась горизонтально вниз.

Через год на конвейер встала модель «Москвич-434» с 1,5-литровым двигателем УЗАМ-412 мощностью 75 л.с. Всего существовало три модификации этой машины: «Ю» — для жарких климатических условий, «Э» — экспортная версия и «П» — с правым рулем.

В 1967 году на АЗЛК стартовало производство, пожалуй, самого известного фургона советской эпохи — «Москвича-433» (Фото: В/О «Автоэкспорт»)
В 1967 году на АЗЛК стартовало производство, пожалуй, самого известного фургона советской эпохи — «Москвича-433» (Фото: В/О «Автоэкспорт»)

Самый быстрый советский родстер

Уже в 1968 году седан «Москвич-412» команды «Автоэкспорт» принял участие в марафоне из Лондона в Сидней. Для автопроизводителей участие в таких соревнованиях было отличной возможностью прорекламировать машины, предназначенные для экспорта. В результате команда заняла четвертое общекомандное место, а до финиша добрались лишь 56 экипажей из 98. Еще большего успеха «Москвич» добился во время марафона из Лондона в Мехико, где советские автомобили заняли второе и третье места в своем классе.

В то же время специалисты завода разработали настоящий гоночный автомобиль под названием «Москвич-404 Спорт». Этот спорткар был выпущен в единственном экземпляре и трижды становился чемпионом СССР. Также на предприятии был подготовлен гоночный родстер «Москвич-Г1», который мог разгоняться до 200 км/ч и в 1955 году установил всесоюзный рекорд скорости.

Виват, «Алеко»!

В 1986 году начался выпуск первого переднеприводного «Москвича», который получил обозначение АЗЛК-2141 и собственное имя «Алеко». Внешне автомобиль напоминал хетчбэк Simca 1976 года, но технически отличался от него. «Москвич» оснащался двигателями ВАЗ и УЗАМ, собственных агрегатов модель так и не получила.

Наиболее популярные модификации «Алеко» комплектовались двигателями объемом 1,5 и 1,7 литра. После рестайлинга в 1997 году автомобиль начали продавать под названием «Святогор».

В 1986 году начался выпуск первого переднеприводного «Москвича», получившего обозначение АЗЛК-2141 и собственное имя «Алеко» (Фото: АЗЛК)
В 1986 году начался выпуск первого переднеприводного «Москвича», получившего обозначение АЗЛК-2141 и собственное имя «Алеко» (Фото: АЗЛК)

Распад СССР и последующие финансовые трудности сыграли ключевую роль в судьбе «Москвича». Отечественные автомобили не могли конкурировать с наводнившими рынок иномарками. Нововведения также не помогли: в середине 1990-х на АЗЛК даже разрабатывали электромобили, первые прототипы которых были созданы на базе серийных моделей «Москвич-2141» и «Москвич-2335».

Тем не менее, все усилия оказались тщетными, и осенью 2001 года завод прекратил сборку полноценных автомобилей.

Новые разработки не спасли положение: в середине 1990-х на АЗЛК велась даже разработка электрокаров — первые прототипы построили на базе серийных автомобилей «Москвич-2141» и «Москвич-2335» (Фото: АЗЛК)
Новые разработки не спасли положение: в середине 1990-х на АЗЛК велась даже разработка электрокаров — первые прототипы построили на базе серийных автомобилей «Москвич-2141» и «Москвич-2335» (Фото: АЗЛК)