Давайте вместе посмотрим на то, как это было в 2024 году. Разберем официальную статистику, и я поделюсь личной.
Какие баллы были на ЕГЭ?
Средние баллы ЕГЭ по предметам в 2024 году выглядят вот так:
Несмотря на все ухищрения ФИПИ снизить средний балл, английский остается впереди планеты всей. И я не считаю это удивительным. Как правило, английский язык выбирают те ребята, которые усиленно учат его в школе или/и с репетиторами, и кому он нужен в будущем.
Экзамен рассчитан на уровень B2. Такой же уровень требуется для поступления в иностранный вуз, например. Считается, что его можно достичь за 500-600 часов, т.е. если учить английский по 3 часа в неделю с первого класса, то до 11 класса точно 600 часов наберется. Но обычно языком занимаются гораздо чаще, особенно перед сдачей ЕГЭ.
Однако даже среди тех, кто выбирает английский есть провалившиеся и их 5%. На что они рассчитывают, выбирая английский, непонятно. С нуля выучить его за год нереально на высокий балл, но на проходной (21 балл) вполне. Видимо кто-то даже учебник никогда не открывал и просто идет на экзамен, надеясь на авось.
А вот подготовиться на 80+ задача уже не из простых. И таких ребят всего лишь 25% от всех сдающих, т.е. от 84 000 человек в 2024 году. Где же чаще всего ошибались ученики?
Баллы на ЕГЭ по английскому в 2024 году
Начнет с того, что лучше всего получается — это аудирование. Средний процент выполнения этого раздела даже повысился (76,2%). ФИПИ объясняет это "широким распространением аудиокниг и замена чтения текста на его восприятие на слух". Я не думаю, что подростки прям резко стали слушать книги на английском, скорее всего они просто смотрят видео любимых блогеров и прочие тик токи.
А вот раздел Чтение (65%) оказался самым проблемным и стал даже ниже, чем говорение. Вот комментарий ФИПИ:
Вероятно, здесь сказывается общая тенденция потери интереса к чтению у современных детей и подростков, у общества в целом.
В этом есть доля правды, но я помню, как сразу после экзамена были жалобы на очень сложные тексты по чтение, в том числе от учителей, которые сдавали этот экзамен вместе с учениками. А ваши ученики такое говорили?
Грамматика и лексика имеет одинаковый процент выполнения с письменной частью: 70 и 70,7 %, а устная часть - 66,9%.
Если говорить про моих учеников, то у них ошибки были в разделе Чтение 3, the Use of English (потеря 2 балла и больше) и у кого-то в Аудировании 3. Письменная и устные части как обычно на максимум (средний балл 19/20 и 18,5/20).
С тем, что 3-е чтение стало самым сложным, я согласна: вдумчиво читать мы уже отвыкли, а тут как раз это и требуется. Кто сейчас способен глубоко читать и анализировать тексты? Этот навык вымирает, к сожаленью.
А вот по части Use of English, думаю, какая-то моя недоработка, или слишком сложные слова попались, хотелось бы посмотреть. Хотя были ребята, которые решили эту часть без ошибок. ФИПИ разбирает 3 опции, с которыми были проблемы на ЕГЭ 2024:
Вроде ничего сложного. То, что всегда отрабатывается: look + предлоги, коллокации и управление глаголов. Но видимо в ситуации экзаменационного стресса всё из головы улетает. Вот что пишет ФИПИ:
Одной из причин большинства лексических ошибок является неумение либо нежелание работать со словарями. Здесь проявляется дефицит таких познавательных УУД, как работа с информацией разных жанров, развитых исследовательских базовых умений и даже сбои в логических действиях.
Не могу представить себе выпускника, который будет сидеть и копаться в словаре, изучая коллокации и разглядывая примеры предложений. Их сложно заставить минимальную ДЗ сделать, у всех такая загрузка, что по ночам сидят, делают, но ничего не успевают.
Или вот еще рекомендации:
На углубленном уровне необходимо анализировать и обсуждать лексическое наполнение изучаемых текстов не только с точки зрения заучивания новых слов, расширения словарного запаса, но и с вниманием к различиям в значении и употреблении синонимов, изменении смысла при замене слова на синоним.
Где бы еще время на это всё найти, вот вопрос.
Но у ребят, которые усиленно занимаются английским с начальной школы, хотя бы есть шанс, что они где-то эти слова видели: в одном из своих многочисленных учебников. Если базы хорошей нет, но натаскать выполнять это задание на максимум сложно. Можно на 4-5 баллов, если прорешать прошлые варианты ЕГЭ, но всегда попадется что-то незнакомое или редкое.
А что с письменной частью?
Задание базового уровня — письмо другу имеет вот такой процент выполнения: K1 - 82, K2 - 89, 1, K3 - 64, 5. Т.е. чаще всего теряют баллы в языке: лексике и грамматике. ФИПИ выделяет вот такие общие ошибки:
Иногда ребята задают вопросы другу, не замечая, что в письме-стимуле (от друга) уже есть такая информация и виноваты в этом шаблоны (и те, кто их дает):
Обучающимся предлагаются наборы готовых/универсальных вопросов под определенные существительные.
Так, если нужно задать вопрос про человека, спрашиваем name/age/hobbies, и ученики не вчитываются в задание, где эта информация, возможно, уже дана;
если нужно задать вопрос про книгу/журнал/передачу/фильм, смело спрашиваем ее название, интересная она или неинтересная, понравилась или не понравилась, о чем она.
Подобными шаблонами пытаются подменить мыслительную деятельность обучающихся, отвлекая от работы с информацией, представленной в задании.
Но есть и улучшение — выпускники научились правильно делить письмо на абзацы!
Что касается баллов по эссе, есть вот такая диаграмма:
Как видно, здесь такая же ситуации: РКЗ (содержание) и Организация текста примерно одинаковое выполнение (70%), Лексика чуть выше - 72%, резко проседает грамматика - (53%), а лучше всего с пунктуацией и орфографией - (75%). Это не удивительно, грамматика у многих хромает, особенно тут:
... большое количество грамматических ошибок связано не только с использованием видо-временных форм глаголов, залога и согласованием времен, но и с несформированными навыками употребления степеней сравнения прилагательных и наречий, простейших случаев употребления артиклей, предлогов и союзов.
Говорение опишу позднее, уже и так много информации получается.
Что ждать в будущем?
Думаю, что если что-то растёт, то будут усложнять. Цитата ФИПИ:
Результаты экзамена 2024 г. показывают, что участники экзамена успешно справились с заданиями по аудированию (средний процент выполнения – 76). Важно, что растет средний процент выполнения данного раздела (2024 г. – 76 VS 2023 г. – 73,5).
Возможно, стоит обратить на это внимание и слушать аудио не только экзаменационного формата, но допустим что-то из FCE для разнообразия.
Я думаю, что чтение оставят на том же уровне, так как с ним дела не очень, но в любом случае нужно тренировать вдумчивое чтение и осмысление написанного.
То же самое с грамматикой и лексикой, пока эти задания остаются сложными, так будет и дальше.
И еще есть требования по оформлению опций из заданий 38 в кавычки:
29% of the respondents choose the option “no fast result”. 15% choose the response “weather conditions”.
При этом возможно использование как заглавной, так и строчной буквы:
29% of the respondents choose the option “No fast result”. 15% choose the response “Weather conditions”.
Использование кавычек при цитировании внесено в кодификатор проверяемых элементов ЕГЭ. В ЕГЭ 2025 г. от участника ожидается правильное в пунктуационном отношении оформление подобных предложений.
В идеале следует использовать принятое в английском языке графическое оформление кавычек, но отступление от этого ошибкой считаться не будет.
Более подробно об ошибках не экзамене в следующий статьях.
На сегодня всё. Stay tuned!