Найти в Дзене
МИР ИСТОРИИ - WOH

«Бороды долой!»: почему Пётр I так яростно боролся с ними?

Оглавление

Войдя в зал, где его уже дожидались, царь окинул взглядом бояр. Все стояли сконфуженные, побледневшие, имея нелепый вид провинившихся детей. И только один из них гордо держал голову, уверенно глядя на царя. «Это ещё что такое?» – рявкнул Пётр, указывая на лицо боярина. «Негоже русскому человеку ходить с босым рылом», – пробормотал тот в ответ и всё-таки опустил взгляд.

Царь топнул ногой. Тут же подоспевший прислужник без слов понял, что надобно государю. В мгновение ока в руках Петра Алексеевича оказались большие ножницы, которыми он принялся нещадно резать боярскую бороду.

Остальные присутствующие, уже забыв о «срамном» виде своих побритых лиц, потрясённо смотрели на эту картину. Такое при дворе им придётся увидеть ещё не раз. Но почему же Пётр I так яростно боролся с бородами? И можно ли было в его времена сохранить растительность на лице? Чего это стоило?

И страшно, и возмутительно

Вернувшись из своего европейского путешествия (Великого посольства), Пётр I тут же начал вести беспощадную борьбу с бородами. Русский народ, привыкший считать бороду своего рода мужским украшением и главным внешним «достоинством», с недоумением отнёсся к нововведениям царя. Что интересно, отец Петра, царь Алексей Михайлович, и сам носил бороду, и стричь её «по иноземному обычаю» запрещал боярам.

Теперь же Пётр Алексеевич, собрав бояр, потребовал, чтобы они тотчас избавились от бород. Только представьте: званый ужин у боярина Шеина, множество знатных гостей, а царь выстраивает в ряд бородатых бояр и приказывает своему шуту поработать в качестве брадобрея. Сказать, что знать была ошеломлена – ничего не сказать.

Дошло до того, что при дворе пошли слухи, будто в Европе царя подменили, и из поездки вернулся совсем другой человек. Но истина была куда проще: царь Пётр попросту проникся «европейским духом», подобно которому мечтал преобразить и Россию.

Начал это преображение он с самого заметного – с бороды. Пока бояре тихо роптали, но всё же нехотя сбривали своё «достоинство», церковь явно негодовала. В борьбе с бородами священнослужители усмотрели покушение на вековые устои.

Сергей Ефошкин «На улицах старой Москвы»
Сергей Ефошкин «На улицах старой Москвы»

Дорогая борода

Впрочем, указ царя касался далеко не всех. Даже в петровском окружении двое человек сумели остаться с бородами. Это были московский губернатор Тихон Стрешнев и пожилой боярин Михаил Черкасский. Запрет на ношение бород касался не всех. Например, представители церкви могли оставить себе прежний облик, а всякий, кто не хотел распрощаться с растительностью на лице, должен был уплатить особый налог. Надо сказать, сумма была немалой.

Итак, если бы вы жили во времена правления царя Петра и ни в коем случае не хотели бы лишиться бороды, вам надо было бы раскошеливаться по 30-600 рублей каждый год. Конкретная сумма зависела от положения человека.

Например, купец отдавал за свою бороду ежегодный налог в размере 100 рублей, а простой слуга или извозчик ограничивался 30 рублями. А вот царедворцам и вельможам приходилось отдавать до 600 рублей в год – и это просто за то, что человек носил бороду. Взамен же им выдавали чеканный бородовой знак.

Бородовой знак
Бородовой знак

Зачем это надо было царю?

Нарушителей царского указа ждала незавидная участь – их отправляли в ссылку, лишая всего имущества. Конечно, отдавать кровные за одну только возможность ходить с бородой хотели немногие. В итоге за несколько лет Петру удалось практически полностью «побрить» Россию – бородатыми оставались лишь очень обеспеченные люди и раскольники.

Но зачем же Пётр так рьяно боролся с бородами? Часто приходится слышать, будто у самого царя борода плохо росла и, чтобы не выглядеть «вечным юнцом», он побрил и своих бояр. Но это слишком поверхностный взгляд. На деле всё было куда сложнее.

Во-первых, налог на бороды принёс немало денег в казну. Во-вторых, таким образом Пётр видел, кто из людей наиболее предан ему. По сути, все безбородые считались соратниками царя – пусть хотя бы внешне. В-третьих, бритьём бород царь бросил вызов патриарху Андриану, который критиковал нравы и жизнь европейцев.

Гравер А. Яснов «Петр Первый обрезает у бояр бороды в Преображенском дворце»
Гравер А. Яснов «Петр Первый обрезает у бояр бороды в Преображенском дворце»

Бритьё бород отразилось не только на внешности русских людей. При Петре I кардинально менялись взаимоотношения государства и его граждан. Теперь царь получал право контролировать и вмешиваться даже в частную жизнь людей, влиять на повседневные дела своих подданных и даже на их внешний вид.

Для самого же Петра Алексеевича борода была символом «старой» России, которую он не любил и времена которой уходили в прошлое. Теперь строилась новая держава, которая требовала, чтобы с нею считались на международном уровне, и сохранять прежнюю «бородатость», символ старого времени, царь точно не желал.