Найти в Дзене

Наши итальянцы. Адриано. Часть 1. Из певцов в поющие актеры

Обычно для характеристики человека нам достаточно упомянуть его профессию (должность) или основное занятие: например, председатель Мао, писатель Булгаков, художник Репин… Но не со всеми людьми можно провернуть подобный номер. Есть среди нас такие титаны (например, Ольга Бузова – телеведущая, певица, актриса, дизайнер и т.д., и т.п.), для краткой характеристики которых одного обозначения будет мало. Подобная история произошла и с итальянцем Адриано Челентано – настоящим человеком эпохи Возрождения, который, как и его предшественник Леонардо Да Винчи, проявил себя в самых разных амплуа. Челентано был певцом, актером, режиссером, сценаристом, композитором, поэтом, продюсером, телеведущим, мужем Клаудии Мори и любовником Орнеллы Мути… Разумеется, сейчас Челентано можно называть не только без указания его основного занятия, но даже без фамилии. Просто Адриано (как когда-то Да Винчи звали просто Леонардо). Но боюсь, что подобное обозначение будет понятно не всем. Для тех поколений, которые
Оглавление

Обычно для характеристики человека нам достаточно упомянуть его профессию (должность) или основное занятие: например, председатель Мао, писатель Булгаков, художник Репин…

Но не со всеми людьми можно провернуть подобный номер. Есть среди нас такие титаны (например, Ольга Бузова – телеведущая, певица, актриса, дизайнер и т.д., и т.п.), для краткой характеристики которых одного обозначения будет мало.

Подобная история произошла и с итальянцем Адриано Челентано – настоящим человеком эпохи Возрождения, который, как и его предшественник Леонардо Да Винчи, проявил себя в самых разных амплуа. Челентано был певцом, актером, режиссером, сценаристом, композитором, поэтом, продюсером, телеведущим, мужем Клаудии Мори и любовником Орнеллы Мути…

с женой К.Мори
с женой К.Мори

Разумеется, сейчас Челентано можно называть не только без указания его основного занятия, но даже без фамилии. Просто Адриано (как когда-то Да Винчи звали просто Леонардо). Но боюсь, что подобное обозначение будет понятно не всем.

Для тех поколений, которые помнят последние годы СССР, Адриано Челентано – человек, не нуждающийся в представлении. В отношении молодежи подобное высказывание вряд ли будет справедливым.

Для них уже надо уточнять, кто это такой. Актер, певец и режиссер? Или достаточно упомянуть его главные творческие занятия - певец и актер? Но будет ли это правильно, если Адриано последние 30 лет в кино не снимается, но диски записывает даже на пенсии?.. Может, стоит его именовать просто артистом? Артист широкого профиля Челентано?...

На самом деле моя статья не о том, как нам называть таких титанов, а о том, как менялось восприятие Челентано публикой за время его долгой творческой жизни.

обложка журнала 1984 года
обложка журнала 1984 года

Мне всегда казалось, что Адриано – это певец, который время от времени снимается в кино. Как американцы Элвис Пресли и Фрэнк Синатра. При ближайшем знакомстве с его биографией, оказалось, что подобное восприятие на самом деле далеко от реальности.

Оно вполне адекватно начальному этапу его творческой биографии, но уже в 70-е годы Челентано сменил свое основное занятие. Кино захватило Адриано с головой, а музыка для него ушла на второй план. Но обо всем по порядку.

Начало карьеры. 60-е годы. Певец Челентано.

-4

Едва достигнув 20 лет, в конце 50-х годов 20 века Адриано Челентано стал одним из самых известных молодых певцов Италии.

В этом качестве он засветился в «Сладкой жизни» (1960) Федерико Феллини, тем самым увековечив для потомков собственный образ популярного итальянского певца тех лет.

Адриано в "Сладкой жизни"
Адриано в "Сладкой жизни"

Помимо этой классики, Адриано снялся еще в нескольких фильмах, которые и тогда популярностью не пользовались, и сейчас их мало кто знает.

Например, в музыкальной ленте «Крикуны перед судом» (1960) Лучио Фульчи, в котором Челентано и певица Мина играют самих себя. Этот фильм мало напоминает кино, он больше похож на музыкальное телевизионное шоу.

-6

Всю первую половину 60-х Адриано - один из самых популярных исполнителей в Италии. Он местный аналог Элвиса Пресли, главная звезда рок-н-ролла на Апеннинах. Чтобы убедиться в интересе публики к доморощенному Элвису, достаточно посмотреть на те места, которые занимали его синглы в итальянских чартах по итогам соответствующего года:

1960 – «Impazzivo per te» – 8-е;

1961 – «Nata per me» – 1-е, «Non esiste lamor» – 9-е, «24 mila baci» - 17-е;

1962 – «Preghero» – 1-е, «Stay lontana me» – 3-е, «Si e spento il sole» - 7-е;

1963 – «Il tangaccio» – 6-е, «Sabato triste» – 12-е;

-7

1964 – «Il problema piu importante…» - 5-е, «Bambini miei» – 16-е;

1965 – «La festa» – 8-е, «E voi ballate» - 19-е.

Челентано в эти годы находился в одном ряду с Доменико Модуньо, Нико Фиденко, Миной, не уступая по популярности никому из них…

кадр из фильма "Какой-то странный тип": Героиня К.Мори с двойником Челентано
кадр из фильма "Какой-то странный тип": Героиня К.Мори с двойником Челентано

В этот период он снялся в двух настоящих фильмах. В 1963 году в комедии «Какой-то странный тип» Лучо Фульчи Челентано сыграл две роли: самого себя и идиота, похожего на Челентано, которого ушлый менеджер возит по провинции, выдавая за популярного певца (вот откуда пошел «Ласковый май»!).

Челентано с двойником
Челентано с двойником

«Какой-то странный тип» - смешная комедия, которая смотрится отлично даже в 21 веке, но в прокате она провалилась.

По идее любой фильм с итальянским Элвисом должен был собрать более-менее приличную аудиторию, но в случае «Странного типа» это не сработало. По кассовым сборам в прокате Италии картина заняла всего 93-е место по итогам года!

"Суперограбление в Милане"
"Суперограбление в Милане"

«Суперограбление в Милане» (1964) зритель тоже не заметил. Скорее всего, потому, что Адриано стал ставить этот фильм в качестве режиссера, чтобы поближе сойтись с понравившейся ему на съемках «Странного типа» молодой актрисой Клаудией Мори.

-11

Операция по соблазнениию Мори удалась Челентано на все сто, а фильм стал всего лишь довеском к звездному роману.

Свадьба Адриано и Клаудии. Челентано утешает (подбадривает?) его племянник - Джино Сантерколе.
Свадьба Адриано и Клаудии. Челентано утешает (подбадривает?) его племянник - Джино Сантерколе.

Музыкальная карьера Адриано в 60-е годы складывалась не в пример успешнее актерской, но во второй половине десятилетия Челентано начинает отставать от конкурентов: Мины, Риты Павоне, Джанни Моранди, Фабрицио Де Андре, Пэтти Право, появившегося на эстраде в самом конце 60-х феноменального Лучо Баттисти...

обложка журнала.1968 год
обложка журнала.1968 год

Все они выпускали альбомы, которые занимали самые высокие места в чартах Италии, а Адриано мог похвастать лишь несколькими успешными синглами:

1966 год – «La ragazzo della via Gluck» – 10-е место, «Mondo in Mi 7a» - 13-е;

1967 – «La Coppia piu bella del mondo» («Самая красивая пара в мире», вместе с К.Мори) – 5-е;

1968 – «Azurro» – 1-е;

1969 – «Storia dAmore» – 2-е.

Альбомы Челентано в этот период пользовались умеренной популярностью: «Ciao Ragazzi» оказался на 9-й позиции в годовом хит-параде 1965 года, «Adriano Rock» - на 10-й в 1969 году.

победители в Сан-Ремо-1970
победители в Сан-Ремо-1970

В 1970-м году Челентано победил на фестивале в Сан-Ремо на пару с женой (пели они по отдельности, но одну песню). Дальше дела пошли хуже. Адриано стремительно устаревал вместе с его рок-н-роллом.

-15

В 1970 году его сборник хитов «Le robe che ha detto Adriano» («Это сказал Адриано») занял всего 44-е место в итальянском хит-параде, альбом «Il foresteiere» в следующем году – 61-е.

Это был явный кризис, который Челентано преодолел не с помощью замены рок-н-ролла на более современную музыку, а сменив свое амплуа певца на статус полноценной звезды кино.

«Свинцовые» 70-е. Челентано - поющий актер.

"Серафино"
"Серафино"

Успешная кинокарьера Челентано в кино вряд ли бы состоялась без Пьетро Джерми, который снял Адриано в роли глуповатого пастуха в комедии «Серафино» (1968).

Этот фильм стал первой из картин с участием Адриано, которая понравилась итальянскому зрителю. Более того – она стала лидером проката в сезоне 1968/69!

кадр из фильма "Серафино"
кадр из фильма "Серафино"

Когда смотришь ее сегодня, трудно понять, чем был вызван такой энтузиазм итальянской публики - комедия как комедия. Но Челентано действительно подошел образ простого парня из «глубинного итальянского народа», и этот образ в разных вариациях он будет использовать и в дальнейшем, дополнив его позднее амплуа прохиндея.

Практически все фильмы с участием Адриано в 70-е годы делали хорошую кассу.

кадр из фильма "История любви и ножей"
кадр из фильма "История любви и ножей"

В 1971 году в кинотеатрах Италии появилась «История любви и ножей» С.Корбуччи с участием Челентано и Мори, которая стала одним из самых популярных фильмов года (11-е место в прокате).

«Белая, красный и…»
«Белая, красный и…»

В 1972–м Адриано снялся на пару с Софи Лорен у Альберто Латтуады в драме «Белая, красный и…».

Название связано с тем, что Челентано играет коммуниста, а Лорен – монашку-медсестру, которая работает в госпитале и носит белую одежду.

Адриано с женой на съемках фильма «Белая, красный и…." Мори здесь не снималась, но когда рядом с мужем Софи Лорен...
Адриано с женой на съемках фильма «Белая, красный и…." Мори здесь не снималась, но когда рядом с мужем Софи Лорен...

Между этими плохо совместимыми героями возникают чувства, но там, где пробегает искра между монашкой и коммунистом, ничего хорошего получиться не может. Несмотря на печальный финал, фильм занял 20-е место в прокате по итогам года.

-21

Комедия 1973 года «Эмигрант» П.Ф.Кампаниле, в которой Адриано вновь снялся на пару с женой, имела еще большой успех, оказавшись в десятке самых кассовых фильмов года.

«Ругантино» того же режиссера с той же супружеской парой вышел всего через полгода, но снова был неплохо принят публикой, несмотря на какой-то невнятный жанр этого кино, балансирующего между драмой, комедией и мелодрамой.

с К.Мори в "Юппи Ду"
с К.Мори в "Юппи Ду"

После годичного перерыва зрители увидели сразу два фильма с участием Челентано и оба вызвали нешуточный интерес. Странное кино «Юппи Ду» (1975) поставил сам Адриано, который снял в нем свою жену, дочь, племянника и известную английскую актрису Шарлотту Рэмплинг.

реклама комедии "Под каким ты знаком?"
реклама комедии "Под каким ты знаком?"

В комедийном киноальманахе Серджо Корбуччи «Под каким ты знаком?» (5-е место в прокате) Адриано сыграл во второй новелле танцора, которого главная героиня привлекает к участию в конкурсе бальных танцев.

Герой Адриано живет с женщиной, похожей на гориллу, что само по себе смотрится смешно, но сама новелла – сущая безделица, как и фильм в целом, несмотря на участие в нем Паоло Вилладжо и Альберто Сорди.

с Энтони Куином в "Блефе"
с Энтони Куином в "Блефе"

За следующие два года на счету Адриано оказалось еще 2 кассовых фильма: любимый советским народом «Блеф» (1976) – 6-е место в прокате и «Невезучий папарацци» (1977) – 4-е (7,3 млн итальянцев купили билеты на эту непритязательную комедию).

будни Челентано...
будни Челентано...

На фоне успешной кинокарьеры музыкальные достижения Челентано на протяжении большей части «свинцовых семидесятых» отнюдь не впечатляли.

Рок-н-ролльная пластинка «I mal del secolo» (1972) продавалась не так уж плохо (16 место в годовом хит-параде), но по стандартам Челентано ее не назовешь удачной.

обложка сингла "Prisencolinensinaiciusol"
обложка сингла "Prisencolinensinaiciusol"

К альбому «Nostalrock» (1974) итальянцы совсем не проявили интереса (56-е место). На нем Челентано перепевал старые мировые хиты на английском («Tutti frutti», «Only you»), которые были разбавлены свежим синглом Адриано на неизвестном языке «Prisencolinensinaiciusol».

-27

Пластинка «Yuppi du» (1975) пользовалась в Италии спросом (10-е место в хит-параде), но это саундтрек к популярному фильму, который и подстегнул интерес к ней. В нем нет песен, спетых самим Челентано, кроме заглавной, где он как робот повторяет «юппи ду», «юппи ду», «юппи ду»…

Три следующих номерных альбома Челентано были весьма прохладно приняты аудиторией: «Svalutation» (1976), «Disco dance» (1977) и «Tecadisc» (1977).

По сути, к концу 70-х сложилась ситуация, когда почти все фильмы с участием Челентано становились хитами проката, на которые приходили в кинотеатры несколько миллионов зрителей, а его пластинки покупала пара-тройка сотен тысяч слушателей, чтобы узнать, что там напел популярный актер. Челентано стал восприниматься как поющий актер, чьим основным занятием является кино, а песня – это больше хобби, чем профессия.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПО ССЫЛКЕ НИЖЕ:

ДРУГИЕ МОИ СТАТЬИ ПРО АДРИАНО: