Обычно для характеристики человека нам достаточно упомянуть его профессию (должность) или основное занятие: например, председатель Мао, писатель Булгаков, художник Репин…
Но не со всеми людьми можно провернуть подобный номер. Есть среди нас такие титаны (например, Ольга Бузова – телеведущая, певица, актриса, дизайнер и т.д., и т.п.), для краткой характеристики которых одного обозначения будет мало.
Подобная история произошла и с итальянцем Адриано Челентано – настоящим человеком эпохи Возрождения, который, как и его предшественник Леонардо Да Винчи, проявил себя в самых разных амплуа. Челентано был певцом, актером, режиссером, сценаристом, композитором, поэтом, продюсером, телеведущим, мужем Клаудии Мори и любовником Орнеллы Мути…
Разумеется, сейчас Челентано можно называть не только без указания его основного занятия, но даже без фамилии. Просто Адриано (как когда-то Да Винчи звали просто Леонардо). Но боюсь, что подобное обозначение будет понятно не всем.
Для тех поколений, которые помнят последние годы СССР, Адриано Челентано – человек, не нуждающийся в представлении. В отношении молодежи подобное высказывание вряд ли будет справедливым.
Для них уже надо уточнять, кто это такой. Актер, певец и режиссер? Или достаточно упомянуть его главные творческие занятия - певец и актер? Но будет ли это правильно, если Адриано последние 30 лет в кино не снимается, но диски записывает даже на пенсии?.. Может, стоит его именовать просто артистом? Артист широкого профиля Челентано?...
На самом деле моя статья не о том, как нам называть таких титанов, а о том, как менялось восприятие Челентано публикой за время его долгой творческой жизни.
Мне всегда казалось, что Адриано – это певец, который время от времени снимается в кино. Как американцы Элвис Пресли и Фрэнк Синатра. При ближайшем знакомстве с его биографией, оказалось, что подобное восприятие на самом деле далеко от реальности.
Оно вполне адекватно начальному этапу его творческой биографии, но уже в 70-е годы Челентано сменил свое основное занятие. Кино захватило Адриано с головой, а музыка для него ушла на второй план. Но обо всем по порядку.
Начало карьеры. 60-е годы. Певец Челентано.
Едва достигнув 20 лет, в конце 50-х годов 20 века Адриано Челентано стал одним из самых известных молодых певцов Италии.
В этом качестве он засветился в «Сладкой жизни» (1960) Федерико Феллини, тем самым увековечив для потомков собственный образ популярного итальянского певца тех лет.
Помимо этой классики, Адриано снялся еще в нескольких фильмах, которые и тогда популярностью не пользовались, и сейчас их мало кто знает.
Например, в музыкальной ленте «Крикуны перед судом» (1960) Лучио Фульчи, в котором Челентано и певица Мина играют самих себя. Этот фильм мало напоминает кино, он больше похож на музыкальное телевизионное шоу.
Всю первую половину 60-х Адриано - один из самых популярных исполнителей в Италии. Он местный аналог Элвиса Пресли, главная звезда рок-н-ролла на Апеннинах. Чтобы убедиться в интересе публики к доморощенному Элвису, достаточно посмотреть на те места, которые занимали его синглы в итальянских чартах по итогам соответствующего года:
1960 – «Impazzivo per te» – 8-е;
1961 – «Nata per me» – 1-е, «Non esiste lamor» – 9-е, «24 mila baci» - 17-е;
1962 – «Preghero» – 1-е, «Stay lontana me» – 3-е, «Si e spento il sole» - 7-е;
1963 – «Il tangaccio» – 6-е, «Sabato triste» – 12-е;
1964 – «Il problema piu importante…» - 5-е, «Bambini miei» – 16-е;
1965 – «La festa» – 8-е, «E voi ballate» - 19-е.
Челентано в эти годы находился в одном ряду с Доменико Модуньо, Нико Фиденко, Миной, не уступая по популярности никому из них…
В этот период он снялся в двух настоящих фильмах. В 1963 году в комедии «Какой-то странный тип» Лучо Фульчи Челентано сыграл две роли: самого себя и идиота, похожего на Челентано, которого ушлый менеджер возит по провинции, выдавая за популярного певца (вот откуда пошел «Ласковый май»!).
«Какой-то странный тип» - смешная комедия, которая смотрится отлично даже в 21 веке, но в прокате она провалилась.
По идее любой фильм с итальянским Элвисом должен был собрать более-менее приличную аудиторию, но в случае «Странного типа» это не сработало. По кассовым сборам в прокате Италии картина заняла всего 93-е место по итогам года!
«Суперограбление в Милане» (1964) зритель тоже не заметил. Скорее всего, потому, что Адриано стал ставить этот фильм в качестве режиссера, чтобы поближе сойтись с понравившейся ему на съемках «Странного типа» молодой актрисой Клаудией Мори.
Операция по соблазнениию Мори удалась Челентано на все сто, а фильм стал всего лишь довеском к звездному роману.
Музыкальная карьера Адриано в 60-е годы складывалась не в пример успешнее актерской, но во второй половине десятилетия Челентано начинает отставать от конкурентов: Мины, Риты Павоне, Джанни Моранди, Фабрицио Де Андре, Пэтти Право, появившегося на эстраде в самом конце 60-х феноменального Лучо Баттисти...
Все они выпускали альбомы, которые занимали самые высокие места в чартах Италии, а Адриано мог похвастать лишь несколькими успешными синглами:
1966 год – «La ragazzo della via Gluck» – 10-е место, «Mondo in Mi 7a» - 13-е;
1967 – «La Coppia piu bella del mondo» («Самая красивая пара в мире», вместе с К.Мори) – 5-е;
1968 – «Azurro» – 1-е;
1969 – «Storia dAmore» – 2-е.
Альбомы Челентано в этот период пользовались умеренной популярностью: «Ciao Ragazzi» оказался на 9-й позиции в годовом хит-параде 1965 года, «Adriano Rock» - на 10-й в 1969 году.
В 1970-м году Челентано победил на фестивале в Сан-Ремо на пару с женой (пели они по отдельности, но одну песню). Дальше дела пошли хуже. Адриано стремительно устаревал вместе с его рок-н-роллом.
В 1970 году его сборник хитов «Le robe che ha detto Adriano» («Это сказал Адриано») занял всего 44-е место в итальянском хит-параде, альбом «Il foresteiere» в следующем году – 61-е.
Это был явный кризис, который Челентано преодолел не с помощью замены рок-н-ролла на более современную музыку, а сменив свое амплуа певца на статус полноценной звезды кино.
«Свинцовые» 70-е. Челентано - поющий актер.
Успешная кинокарьера Челентано в кино вряд ли бы состоялась без Пьетро Джерми, который снял Адриано в роли глуповатого пастуха в комедии «Серафино» (1968).
Этот фильм стал первой из картин с участием Адриано, которая понравилась итальянскому зрителю. Более того – она стала лидером проката в сезоне 1968/69!
Когда смотришь ее сегодня, трудно понять, чем был вызван такой энтузиазм итальянской публики - комедия как комедия. Но Челентано действительно подошел образ простого парня из «глубинного итальянского народа», и этот образ в разных вариациях он будет использовать и в дальнейшем, дополнив его позднее амплуа прохиндея.
Практически все фильмы с участием Адриано в 70-е годы делали хорошую кассу.
В 1971 году в кинотеатрах Италии появилась «История любви и ножей» С.Корбуччи с участием Челентано и Мори, которая стала одним из самых популярных фильмов года (11-е место в прокате).
В 1972–м Адриано снялся на пару с Софи Лорен у Альберто Латтуады в драме «Белая, красный и…».
Название связано с тем, что Челентано играет коммуниста, а Лорен – монашку-медсестру, которая работает в госпитале и носит белую одежду.
Между этими плохо совместимыми героями возникают чувства, но там, где пробегает искра между монашкой и коммунистом, ничего хорошего получиться не может. Несмотря на печальный финал, фильм занял 20-е место в прокате по итогам года.
Комедия 1973 года «Эмигрант» П.Ф.Кампаниле, в которой Адриано вновь снялся на пару с женой, имела еще большой успех, оказавшись в десятке самых кассовых фильмов года.
«Ругантино» того же режиссера с той же супружеской парой вышел всего через полгода, но снова был неплохо принят публикой, несмотря на какой-то невнятный жанр этого кино, балансирующего между драмой, комедией и мелодрамой.
После годичного перерыва зрители увидели сразу два фильма с участием Челентано и оба вызвали нешуточный интерес. Странное кино «Юппи Ду» (1975) поставил сам Адриано, который снял в нем свою жену, дочь, племянника и известную английскую актрису Шарлотту Рэмплинг.
В комедийном киноальманахе Серджо Корбуччи «Под каким ты знаком?» (5-е место в прокате) Адриано сыграл во второй новелле танцора, которого главная героиня привлекает к участию в конкурсе бальных танцев.
Герой Адриано живет с женщиной, похожей на гориллу, что само по себе смотрится смешно, но сама новелла – сущая безделица, как и фильм в целом, несмотря на участие в нем Паоло Вилладжо и Альберто Сорди.
За следующие два года на счету Адриано оказалось еще 2 кассовых фильма: любимый советским народом «Блеф» (1976) – 6-е место в прокате и «Невезучий папарацци» (1977) – 4-е (7,3 млн итальянцев купили билеты на эту непритязательную комедию).
На фоне успешной кинокарьеры музыкальные достижения Челентано на протяжении большей части «свинцовых семидесятых» отнюдь не впечатляли.
Рок-н-ролльная пластинка «I mal del secolo» (1972) продавалась не так уж плохо (16 место в годовом хит-параде), но по стандартам Челентано ее не назовешь удачной.
К альбому «Nostalrock» (1974) итальянцы совсем не проявили интереса (56-е место). На нем Челентано перепевал старые мировые хиты на английском («Tutti frutti», «Only you»), которые были разбавлены свежим синглом Адриано на неизвестном языке «Prisencolinensinaiciusol».
Пластинка «Yuppi du» (1975) пользовалась в Италии спросом (10-е место в хит-параде), но это саундтрек к популярному фильму, который и подстегнул интерес к ней. В нем нет песен, спетых самим Челентано, кроме заглавной, где он как робот повторяет «юппи ду», «юппи ду», «юппи ду»…
Три следующих номерных альбома Челентано были весьма прохладно приняты аудиторией: «Svalutation» (1976), «Disco dance» (1977) и «Tecadisc» (1977).
По сути, к концу 70-х сложилась ситуация, когда почти все фильмы с участием Челентано становились хитами проката, на которые приходили в кинотеатры несколько миллионов зрителей, а его пластинки покупала пара-тройка сотен тысяч слушателей, чтобы узнать, что там напел популярный актер. Челентано стал восприниматься как поющий актер, чьим основным занятием является кино, а песня – это больше хобби, чем профессия.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПО ССЫЛКЕ НИЖЕ:
ДРУГИЕ МОИ СТАТЬИ ПРО АДРИАНО: