На Улице Лукьянова, напротив застекленной многоэтажки эпохи застоя, особнячок. С античными мотивами. Кажущийся в сравнении с этой многоэтажкой почти игрушечным.
Усадьба Прове.
Хозяин усадьбы в конце 1830-х годов мальчишкой- несмышленышем переехал в Москву. Из Пруссии.
- Прове? – скажет читатель- лингвист- Больше на французскую фамилию похоже.
Ну да. Из Франции их предки в Пруссию перебрались. В конце XYII века в войне гугенотов с католиками не ту сторону выбрали. За гугенотов. Бежать пришлось из страны.
Зато в России все складывалось самым чудесным образом. Иван (Иоганн) Карлович Прове стал одним из богатейших купцов Москвы.
Занимался и благотворительностью. В создании музея западного искусства принимал участие. Ныне- Государственный музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
Основатель музея - И.В. Цветаев – с восторгом писал в своем дневнике: «Нынешний день был очень счастливым. Виделся с Ив. Карл. Прове, который оказался человеком очень любезным и расположенным к Музею… Он признал особую полезность нашего музея и обещал взять стоимость целого зала на себя…».
Решив главный вопрос, Иван Владимирович поговорил с Ив. Карл. Прове и о том «почему русские капиталисты и природные москвичи, вроде Саввы Морозова, не идут к нам в Комитет и отказываются помогать возникновению Музея, тогда как московские же коммерсанты с западноевропейскими фамилиями, напротив, охотно принимают участие в нашем деле».
Сообща нашли ответ на этот вопрос: «Причина одна: большая культурность иностранцев в сравнении с нами. Наши купцы большей частью внуки простых мужиков – иностранные же коммерсанты имеют за собой, во всяком случае, более культурных предков».
Культурный немец сколотил в некультурной стране приличный капитал. 2,5 млн.руб.
Где более- менее перспективный бизнес – там и Иван Карлович. За своей долей пришел.
Директор правления Товарищества Кренгольмской мануфактуры, совладелец торгового дома "Людвиг Кноп", член совета Московского купеческого банка, член совета Русско-Китайского банка, директор Московского страхового от огня общества, председатель правления товарищества "Эмиль Циндель", член правления Товарищества Екатерингофской бумагопрядильной мануфактуры, член правления Товарищества Измайловской мануфактуры, член правления Товарищества Вознесенской мануфактуры, член правления Товарищества мануфактур И.И.Скворцова, член правления Товарищества каменноугольных копей и химических заводов Р.Гилля. И прочая, прочая.
«Русские капиталисты и природные москвичи» только локти кусали.
Басманная слобода во второй половине XIX века вообще становится «вотчиной» Иоганна Карловича. Один за другим дома строил. И на Новой Басманной. И на Старой Басманной. Даже на этой коротенькой улочке- бывшем Бабушкинском переулке- и то. В двух шагах еще одна усадьба Прове. На углу с Новой Басманной. Для детишек- двойняшек построил. Подарок. К их 23-х летию.
Для кого Иван Карлович этот дом с античными мотивами построил?
Разные версии. Где пишут- для дочери Эмилии. Где- сам купец тут жил. А после его смерти сын Кирилл.
Сыновья Ивана Карловича повзрослев, по примеру папаши, вместо немецких, данных при рождении, имен, брали «простые мужицкие». Карл стал Кириллом. Рудольф- Романом. Теодор- Федором.
В советское время тут был райком комсомола.
В 2012 году провели полную реконструкцию.
«Внутри смешанная планировка и отделка в стиле ренессанса, потолки высотой более 4-х метров декорированы лепниной, в одной из комнат установлен камин с облицовкой из камня. На территории предусмотрен домик для охраны и обслуживающего персонала с гаражом на 4 машины. Во внутреннем огороженном дворе расположен наземный паркинг на 6 машин. Особняк подходит для резиденции, представительства или офиса компании». И всего 2 690 000 ₽ в месяц https://osobnyaki.com/na-aleksandra-lukyanova-7