Возникновение поселка Мишеронский связано со строительством стеклодувного производства династией купцов Костерёвых.
На землях будущей России изделия из стекла создавали давно, более тысячи лет назад. На территории Сумской области найдены стеклянные бусы, по мнению археологов, их изготовили в III-IV веках. После принятия христианства на Русь приехало много мастеров из Византии, в том числе и стеклодувы. В домонгольское время стекло в основном шло на украшение, например, в виде бисера. Обнаруженные в районе Старой Ладоги бусы, изготовлены в XIV веке. Они не прозрачные, а охристо-коричневые с цветными вкраплениями. После нашествия монголо-татар в создании стеклянных изделий наступил перерыв в несколько столетий. Убиты или увезены в плен и проданы в рабство множество мастеров, сгинуло безвозвратно немало ремёсел. И только в XVII веке стеклодувное производство понемногу снова распространилось.
К концу XVIII века на просторах России потребность в питейной посуде возросла. Нужны были разнообразные ёмкости для хранения жидкостей: уксуса, различных вин, водки и других. Увеличился спрос на художественное стекло. В последующий век в связи с открытием чайных, трактиров, ресторанов нужда в простой питейной посуде стала ещё больше.
Предприимчивые люди в XVIII веке и в XIX (впрочем, и в последующее время) основывали производства, не считаясь, какой вред могут нанести природе и как это отразится на будущих поколениях. Однако власть имущие думали не только о своём обогащении, но старались сберечь природное наследие, в частности леса. Возможно, уроком послужили печальные примеры истребления лесов в Европе и в некоторых их колониях. Сенат издал указ, который запрещал строить "стеклянные заводы" в непосредственной близости от Москвы. Уже построенные фабрики по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны надлежало снести и очистить округу от производств на ближайшие двести вёрст от Москвы. Поэтому промышленники обращали внимание на более дальние земли.
Согласно Своду законов Российской империи "изъяснено в ст.41 - запрещается строить в городах и выше городов по течению рек и протоков мануфактуры, фабрики и заводы в городах губернских, уездных и округах оных испрашивается дозволение губернского начальства. Будь проситель по званию своему или торговому свидетельству в праве содержать предполагаемое им заведение, будь учреждение оного согласно правилам в предшествующих статьях изложенными, то губернское начальство немедлено даёт разрешение и доводит о том в ведении Министра финансов по Департаменту мануфактур и внутренней торговли".
В XIX веке на западе Владимирской губернии располагались земли, входящие в состав Покровского уезда. Среди этих земель уже находились "лесные дачи" предприимчивых купцов. Ещё в XVIII веке и начале XIX в Покровском уезде построили "хрустальные" фабрики, на каждой трудились по несколько десятков мастеровых. Почему на один уезд приходилось несколько фабрик? Земля предоставляла предприимчивым богатеям заняться стеклянным делом. Большие участки состояли сплошь из мелкого песка или огнеупорной глины, уходили на несколько метров в глубину. Как известно, на песчаной почве хорошо растут сосны, да и другие деревья тоже приживаются. Для производства стекла то, что нужно, в том числе и дрова для работы печей.
Соблазнились подобным производством Костерёвы. Во владениях Григория Степановича Костерёва находилось месторождение белого кварцевого песка, который издавна применяли при производстве стекла и фарфора. Григорий Степанович происходил из крепостных крестьян графа Шереметьева, отпущенных на волю. Начинал дело с торговли и небольшой стеклодувной мастерской. С 1814 года семья продавала посуду и стеклянные изделия, предположительно изготовления собственной мастерской. Трудилось несколько мастеров и их помощников.
Костерёвы, сыновья Григория, братья: Андрей (1793-1860), Анисим, Семён (1807-1858) продолжили дело отца. Андрей (в одних источниках, в других братья совместно) купил 3000 десятин земли в Селищской волости Покровского уезда. Если в последствии братья имели доход от совместного владения этой землёй, то резонно предположить, что и вкладывали капитал тоже совместно, а сделку, возможно, оформлял старший из братьев. Затем каждый из них делал то, что у него лучше получалось: торговал, управлял, сделки совершал.
Из лесной глуши, при царе - казенный лес, низменности Мещёрской, наполненной болотцами большими и малыми, за Орефьевым болотом вытекала речушка Мишуронка (ныне Мишеронка).
В трёх верстах от деревни Гармониха и близ Лемёшнево в 1835 году начали строительство стеклянного завода. Дали ему наименование по близнаходящейся реки - Мишуронский. Недалеко от завода на речке образовались два прудика. При возведении производства использовали заводские помещения и оборудование стеклянного заводика около деревни Гармонихи, принадледащей ранее графини Уваровой, который "... с 1825 года находился в бездействии из-за отсутствия материалов". В 1837 году запустили производство. Работников брали по рекомендации, знающих стеклодувов и стекловаров. Перенимая опыт других производств, Костерёвы налаживали выпуск питейной посуды.
В 1847 году в пустоши Тювялиной, недалеко от деревни Подболотная основали ещё один стеклянный завод. Деревня Подболотная располагалась "по правую сторону проселочного тракта от Московско-Нижегородского шоссе в г. Коломну (через г. Егорьевск)" - из сведений за 1859 год. Работали на этом заводе выходцы из разных городов Владимирской губернии и даже Москвы. В основном записанные в сословие мещан, но некогда бывшие крепостными. В советское время многие их потомки стали колхозниками.
Старая Владимирская дорога вела от уездного центра Покрова через Кривандино к Мишуронскому заводу. Место, где возвели производство было заселено давно. В Писцовых книгах XVII века упоминается деревня Мишуринская на реке Мишуронке. Но ко времени основания завода местность представляла собой урочище (некогда обитаемое, а затем заброшенное место), пахотные земли под рожь.
Возле завода стали селится работники и постепенно росло поселение. Первым управляющим Мишуронского завода стал Семён Григорьевич Костерёв. Он же основал в 1847 году Лехцерский и Подболотный заводы.
Небольшое производство в бывшем урочище Лекцере (Лехцер, Легсер, ныне - Лексур) просушествовало несколько десятков лет. При заводе вырос посёлок Стеклянный. Состоял из 16 дворов. На 1855 год числилось 70 мужчин и 82 женщины. А 1860-е годы Лехцерский завод перестал существовать. Оборудование перевезли на Мишеронский стеклянный завод. Работников тоже переселили из Стеклянного в Мишеронь. Дома и хозяйственные постройки завода разобрали и перевезли туда же.
В послемонгольскую эпоху первый российский стекольный завод начал производить ёмкости для хранения жидкостей в 1635 году. В XIX веке владельцам заводов пришлось осваивать новую технологию. С середины века перестают бутылки выдувать, а льют их в специальных машинах. Производство стало более эффективно, дешевле. Процесс происходил быстрее. Литьё позволяло выпускать продукцию различной формы и с разной длиной горлышка. Популярность у населения приобрел четырёхграный штоф с коротким горлышком. Штофы и бутылки в XIX веке различались по разным признакам, в том числе и по форме. Российские производители придумали, чтобы каждому времени года соответствовала бутылка определенного цвета. Это не только красиво, но и удобно. Выпускали бутылки, предназначенные для конкретного вида жидкости: уксуса, пива, ликёра, коньяка, шампанского, для английской горькой, а также бутылки простые и столовые.
Может возникнуть вопрос: какая связь между Покровским уездом Владимирской губернии и восточной частью Московской области? Земли некогда Селищской (Селищенской) волости входят ныне в состав городского округа Шатура Московской области.
В нескольких километрах от города Шатуры доныне существует большое село Власово. Изначально была деревня Власовская, затем село Власовское. Недалеко от часовни на кладбище этого села похоронен Семён Григорьевич Костерёв.
Инициаторами постройки каменной церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1865-1874) села Власовское (Власово) были племянники покойного Семёна Григорьевича: Никифор Андреевич (1818-1878) и Иван Андреевич (?-1867) Костерёвы. Церковь имела три престола: летний Троицкий, в теплом трапезном отделении Покровский и Никольский. Приобрели позолоченные иконостасы тонкой резьбы, иконы греческого письма. Завод и село разделяло всего семь верст. В 1886 году организовали при церкви школу для девочек.
За поселением рабочих в Мишерони было много глины, её черпали для печей, которые походили на огромные круглые горшки, к основанию зауженные. Для того, чтобы получилось стекло надлежало сделать смесь. В деревянные корыта насыпали: белый кварцевый песок, уголь - древесный и каменный, поташ (карбонат калия - соль калия и угольной кислоты), соломенный пепел, мыльные шкварки. К этой смеси добавляли собранную битую стеклянную посуду (зря ничего не пропадало). И затем всё это помещали в горшки, где нагревалось до полутора тысячи градусов.
За нагревом стеклянной массы следили стекловары, в это время стеклодувы могли находиться дома и заниматься личными делами. Когда стекло становилось тягучим от жара, то специальный человек отправлялся на улицы поселения с длинной палкой. Стеклодув или его родня, услыхав стук в окно, будь то день или ночь, утро или вечер, знали, пора на работу, выдувать стекло.
Отмена крепостного права (в 1861 г.) прибавила рабочих рук на Мишеронском заводе (до 2-й половины XIX века - Мишуронский), приходили разорившиеся крестьяне.
В середине XIX века французская компания начала строительство Московско-Нижегородской железной дороги, в частности участок Москва-Владимир в конце 1850-х годов. В 1865 году стала действовать железнодорожная платформа Борминская, получившая наименование по ближней деревни. Спустя более двадцати лет на землях, отчужденных у крестьян деревни Бормино в 1888 году (по другим сведениям в 1890) открыли станцию стараниями тогдашних владельцев Мишеронского завода. Станция получила название Костерёво, в честь братьев Николая Ивановича (1849-1905) и Ивана Ивановича (1851-?) Костерёвых, затративших немало средств на строительство.
На средства И. И. Костерёва соорудили "запасной железнодорожный путь с поворотным кругом для вагонов на короткую ветку к готовой продукции", построили здание железнодорожной станции, почту, дом для управляющего имением и двухэтажный дом для своей семьи (теперь там детская школа искусств).
От станции Костерёво по железной дороге продукция уходила на склады и в магазины Москвы и Санкт-Петербурга, на ярмарки Нижнего Новгорода, а также доставляли на завод битое стекло и известь.
Но тогда еще от станции и обратно сновали нагруженные телеги и сани, расстояние не такое уж и близкое, двадцать восемь вёрст приходилось преодолевать гужевым транспортом.
С 1867 года и до национализации в 1918 году использовалось название Мишеронский стеклянный завод Товарищества "Братья Н. и И. Костерёвы". Несколько десятилетий владельцы завода сотрудничали с виноторговцами и винопромышленниками Петром Арсеньевичем Смирновым, затем и с его сыном Петром Петровичем. С 1886 года поставляли бутылки для вина, имевшим товарные знаки Товарищества "Смирнов и С" и "Погреб Высочайшего двора".
Краевед А. С. Кожевников в статье "Стеклянных дел мастера" в газете "Ленинская Шатура" от 2004 года утверждал о продукции Мишеронского завода: "отличалась разнообразием: разноцветная винная посуда, специальные заказы из костяного стекла, плафоны разных размеров, лампады, фигурные изделия, в том числе белый и черные медведи, рыба, караси из цветного стекла, гитары из хрустальньго стекла, цветочницы и много других изделий".
В 1870-е годы продукция завода завоевала золотую медаль и четыре серебряные медали, две из них на международных выставках в Вене и Париже.
В конце XIX века: "...При заводе жилые помещения в виде отдельных домов на 2-4 семьи, для всех рабочих - бесплатно. По воскресным дням проходят народные чтения. Для пособий нуждающимся рабочим ежегодно расходуется из конторских сумм около 1000 рублей". Из сведений "Фабрики, заводы и прочие промышленные заведения Владимирской губернии. Изд. Владимирской губернской земской управы". Владимир, 1890: "на... заводе Потомственных почетных граждан братьев Николая и Ивана Ивановичей Костерёвых было 2 стеклоплавильные печи по 10 горшков, одна переменная газовая печь, 3 печи для отжига горшков и 17 печей закальных, опечковых и обжигальных. Помещение гуты освещалось только светом печей. На заводе трудилось 255 рабочих, в том числе 9 женщин и 43 подростка. Годовое содержание рабочих составляло 38 900 рублей. При заводе имелась школа на 40 учеников и открыт приемный покой на 3 койки. Врач посещал завод еженедельно. Фельдшер находился постоянно в медицинском приёмном покое, расположенном за территорией промышленной зоны. При фельдшерском пункте работала аптека".
В справочном издании "Список фабрик и заводов Европейской России" (СПб., 1903) приводятся сведения: "Мишеронский завод Товарищества стеклянных заводов "Братья Н. и И. Костерёвы" близ деревни Лемёшнево изготавливал бутылок зелёных на 205 600 руб., белых и полубелых на 219 300 руб., а число рабочих составляло 271".
Собственные средства братья Николай Иванович и Иван Иванович направили в 1900 году на возведение почти напротив завода каменной церкви Троицы Живоначальной в псевдорусском стиле. 20 августа 1902 года торжественно открыли двухэтажное здание церкви-школы: на первом этаже - храм с престолом Святителя Николая Чудотворца и пределом Покрова Пресвятой Богородицы; на втором - учебные классы церковно-приходской школы на 78 учеников, библиотека, две квартиры для учителей. Здание построено из кирпича, украшено узочатой кладкой.
В 1930 году церковь закрыли. В советское время помещения существенно перепланировали, сломали части, характеризующие здание как храм. Использовали в качестве школы до 1965 года. Затем в здании размещалась больница до 2015 года.
"В конце 1913 г. администрация Мишеронского стеклянного завода бр. Костерёвых подала в Покровскую уездную земскую управу заявление с просьбой обсудить вопрос о совместной организации на территории завода врачебной помощи с одной стороны для рабочих завода, с другой для сельского населения Селищенской волости".
Мишеронских мастеров стекольных дел местные называли фараонами. Почему? Ответ в случайно услышанной краеведом фразе жительницы посёлка Мишеронский: "Моя бабушка говорила так: " Им, "хараонам" дома хозяин, Костерёв построил не простые, а как пирамиды египетские, расположенные углами по сторонам света, потому там весь день солнце, потому они и "хараоны". Вот и весь сказ!" Так что среди обитателей Мишеронского есть потомки "фараонов".
В 1905-1908 годы на заводе проведена частичная реконструкция. Отопление двух горшковых печей перевели с дров на газ, который получали при сжигании дров в газогенераторах. Газовое отопление способствовало стабилизировать температуру в печах.
С 1908 года владельцем завода стал Павел Павлович Блинов, родственник (возможно, племянник) Костерёвых. Буквально спас производство от семейных неурядиц, выкупив наследство. К этому времени бывшие владельцы Николай и Иван умерли. Но фактическим руководителем завода являлся управляющий Николай Викторович Филиппов. В 1917 году вынужден был уволиться.
В 1911 году пустили первый паровой локомотив, мощностью 27 лошадиных сил. Благодаря ему динамо-машина (мини электростанция) вырабатывала энергию для цехов: гончарного, механического, лесопильного, конторы и дома управляющего, а также "гуты" - часть стекольного производства, где находились стекловаренные печи и создавали стеклянные изделия.
С 1912 по 1926 годы в п. Мишеронь располагалась станция электрифицированной железной дороги до Кривандино.
В Первую мировую войну жители поселка и работники завода призваны в армию и флот, сражались на суше и на море. Тем землякам, потомкам которых удалось сохранить фотографии начала ХХ века, в музее поселка посвящён отдельный стенд.
В 1918 году, как и все частные предприятия, заводы Товаришества национализировали. Впоследствии завод получил наименование "Пионер". В стране велось активное строительство, как производственных, так и жилищных зданий. Потребовалось много стёкол для окон. Завод перепрофилировали, основной продукцией стало листовое стекло. В советское время завод продолжал работать и развиваться. Обновляли оборудование, строили новые корпуса. Установили три машины для вертикального вытягивания стекла.
В 1940 году умер старейший работник завода, Тимофей Алексеевич Дементьев (1856-1940). Общий его стаж насчитывал 75 лет! Из них более 60 лет - стеклодувом!
В начале Великой Отечественной войны завод решено было эвакуировать. Оборудование демонтировали. Однако к зиме снова всё пришлось монтировать, прежний приказ отменен и завод оставался! В период войны выпускали стёкла для самолетов.
Из исследовательской работы школьного музея п. Мишеронский от 2012 г.: " протоколом N 12 заседания исполнительного комитета Мишеронского совета депутатов трудящихся Кривандинского района Московской области, датированный от 16 июля 1941 года, в котором назначаются "ответственные дежурные по посёлку для охраны общественного порядка и охраны колодцев".
На фронт ушло 500 жителей Мишеронского, не вернулось 300!
С чего начиналось поселение? Считается, что первыми возникли две улицы: севернее завода построили дома для рабочих - Костерёвская слобода. Южнее вырастала улица Мишуринская (Мишеронская, ныне Замковая, в честь погибшего земляка). Позже переселенцы из Лекцера заложили основы Тихой улицы (ныне тупик) и Банного переулка. В 1880-е годы при расширении производства добывали глину и соорудили небольшой кирпичный заводик, тем самым, возникли названия улиц: Глинобитная (ныне Филатова) и Кирбит (ныне Нариманова).
Люди живут, но не вечно. С ростом населения в посёлке росло и кладбище, давшее название улице Погост.
С 1908 по 1912 годы строили дома - Павлова слобода (ныне ул. Советская). В тот период не только проходила модернизация завода, но и расширение поселения, улучшение жилищных условий. Пределы слободы не ограничивали производственные постройки, поэтому улица просторная, широкая. Вероятно название данной слободы связано с именем нового владельца завода - Павла Блинова.
В конце Костерёвской слободы появилась небольшая улица с незарактерным для этих мест названием Мазанка. Скорей всего, здесь поселились выходцы из южнорусских земель. Такой вид дома - дерево, обмазанное глиной, характерен был для сельской местности Малороссии и Новороссии.
В советское время расширение производства породило ещё одну Глинобитную улицу (переименована в Болотную, ныне Серёгина).
На песчаных почвах выросли две улицы Пески. Позже вторую из них переименовали в Пионерскую. И пошли возникать улицы с названиями в соответствии с действующей идеологией. Костерёвскую слободу переименовали в улицу Урицкого.
Развал Советского Союза, разорванные связи между поставщиками, отсутствие прежнего спроса на продукцию и многие другие факторы привели к уничтожению славного, по сути, градообразующего производства.
Поселок Мишеронский продолжает жить, по прежнему большой, улицы тянутся далеко. Но большинству населения приходиться искать работу за пределами Мишеронского.
Желающие посетить музей посёлка могут пройти налево от медведя по ул. Урицкого несколько минут до перекрестка. Музей располагается в здании Дома Культуры по адресу: ул. Луначарского, д. 1.
В местной школе тоже есть музей.
Приятного путешествия.
Спасибо за внимание.