Найти в Дзене
Звук И Запись

Становление величайшего злодея современности

Джокер, 2019 год Режиссёр: Тодд Филлипс Актёр: Хоакин Феникс Становление суперзлодея Джокера, который станет основным антагонистом Бэтмена. Драматичное превращение нервного психопата в гения криминального мира. Цитата: «Вы задаёте одни и те же вопросы. Как работа? Есть ли у вас негативные мысли? Все мои мысли негативные». Условно людей можно поделить на две категории – на тех, кто любит фильмы по комиксам, и тех, кто эти фильмы терпеть не может. Я ненавижу это псевдофилософское деление людей на любые две категории (собачники / кошатники, атеисты / верующие, тупые / умные), и мне самому хочется поделить на ноль тех, кто говорит подобные фразы, потому что я хоть и согласен с тем, что все мы живём в стае, я согласен и с тем, что каждый из нас уникален по-своему. Но, дело в том, что мне встречались или те, кто заявляет, что комикс-кино – это невероятно круто, или те, кто говорит, что эти фильмы пусты и бездарны. Но безусловно то, что и те, и другие фильмы по комиксам, всё же, смотрят. Но т

Джокер, 2019 год

Режиссёр: Тодд Филлипс

Актёр: Хоакин Феникс

Становление суперзлодея Джокера, который станет основным антагонистом Бэтмена. Драматичное превращение нервного психопата в гения криминального мира.

Цитата: «Вы задаёте одни и те же вопросы. Как работа? Есть ли у вас негативные мысли? Все мои мысли негативные».

Условно людей можно поделить на две категории – на тех, кто любит фильмы по комиксам, и тех, кто эти фильмы терпеть не может. Я ненавижу это псевдофилософское деление людей на любые две категории (собачники / кошатники, атеисты / верующие, тупые / умные), и мне самому хочется поделить на ноль тех, кто говорит подобные фразы, потому что я хоть и согласен с тем, что все мы живём в стае, я согласен и с тем, что каждый из нас уникален по-своему. Но, дело в том, что мне встречались или те, кто заявляет, что комикс-кино – это невероятно круто, или те, кто говорит, что эти фильмы пусты и бездарны.

Но безусловно то, что и те, и другие фильмы по комиксам, всё же, смотрят. Но там, где первые любят красное летающее трико, множество спецэффектов и героического героя, вторым это претит – они за серьёзность повествования и связь с реальностью.

Я отношусь ко второй категории людей, но среди моих любимых фильмов есть трилогия режиссёра Кристофера Нолана о Бэтмене, фильм «Хранители» Зака Снайдера и фильм «Ворон» с Брэндоном Ли в главной роли. И все они сняты по комиксам.

И, казалось бы, а в чём тут отличие? А разница в том, что в этих фильмах нет летающего трико и героя без страха и упрёка. Не смотря на некоторую фантастичность сюжета, эти фильмы подают историю с серьёзным лицом, персонажи в них ведут себя как обычные люди со своими слабостями, герои решают свои моральные проблемы. И вот ты уже смотришь фильм не о фантастическом герое в невероятном антураже, а о персонаже, который ведёт себя как человек, в атмосфере, максимально приближенной к реальности.

-2

В ту же сторону свернул и фильм «Джокер» режиссёра Тодда Филлипса. Да, все прекрасно знают, что Джокер – самый главный антагонист Бэтмена. Это один из самых величайших злодеев современной поп-культуры. Его образ настолько узнаваем, что о его существовании знают даже те, кто в глаза не видел разноцветные книжки с картинками. Никто не знает только о том, откуда же этот злодей появился и был ли таким всегда.

В комиксе «Убийственная шутка» на вопрос о прошлом, Джокер отвечает так: «Сегодня я помню одно, завтра другое. В конце концов, если у меня должно быть прошлое, то почему оно должно быть одно?».

Этой ситуацией и воспользовался Тодд Филлипс, который выступил ещё и сценаристом ленты. Он прописал персонажа, как комедианта-неудачника, живущего с мамой и получающего от жизни подзатыльники. Джокер не выступает как гений криминального мира или как злодей, выдумывающий хитрые многоходовки, он обычный психопат, отвергаемый обществом. Он настолько очеловечен, а его проблемы настолько бытовые, что простому зрителю намного проще олицетворять персонажа с самим собой, нежели криминального гения, прячущего лицо за клоунской маской, который выступает против человека – летучей мыши. И, самое прекрасное, что фильм «Джокер» можно смотреть, абсолютно не зная, что там творится в комиксах или мультфильмах о Бэтмене.

Тем не менее, Тодд Филлипс не стал делать целиком самостоятельную историю без отсылок к популярному комиксу. Для фанатов в фильме, всё же припасены отсылки и пасхалки, которые обозначают эту картину как часть вселенной о Бэтмене, а не как самостоятельное произведение. Например, в фильме фигурирует Брюс Уэйн, ещё очень молодой и не помышляющий пока примерять костюм летучей мыши, а также его отец Томас Уэйн, миллиардер, выдвигающий свою кандидатуру на пост мэра города. Действие фильма происходит в городе Готэм, в котором происходят все события комиксов о Бэтмене и который является неким сплавом двух других американских мегаполисов – Нью-Йорка и Чикаго.

-3

Но это всё фон. Основа тут – история Артура Флека, ставшего в итоге Джокером и превосходно сыгранного Хоакином Фениксом, который за свою роль даже получил Оскар.

Поскольку прошлого у Джокера нет, а точнее их много, интересней проследить не путь превращения психопата в криминального гения. Здесь хоть версии и разнятся, у них есть одна общая черта – Джокер долгое время лечился в психушке Аркхэм, потом сбежал и начал кошмарить население Готэма. Интересней проследить историю рождения персонажа.

-4

Изначально, джокер – это, конечно же, карта в колоде из 54 карт. Тогда как все карты колоды имеют масть и номер, джокер – это своего рода кот в мешке: он бьёт абсолютно все, даже козырные, карты; он может заменять собой какую-либо другую карту; а в покере вообще считался «дикой картой», то есть его появление приводило к непредсказуемым последствиям. Это элемент анархии в упорядоченной структуре колоды.

Более того, если копнуть ещё глубже, джокер вполне может быть потомком нулевой карты «Шут» из колоды Таро. Принцип их действий несколько схож: и там и там это клоун, проявляющий хаотичность и инфальтивность, идущий куда глаза глядят и мешающий всем на своём пути; беззаботный, не отягощенный сомнениями и моральными терзаниями персонаж. Точь-в-точь, как наш титульный герой.

Другим источником вдохновения стал Гуинплен – главный герой романа Виктора Гюго «Человек, который смеётся». Он тоже работает бродячим артистом, веселя публику, но интересно в нём другое – ещё в детстве его лицо обезобразили бандиты, нарисовав на нём «Улыбку Глазго». Другими словами, разрезав ему рот от уха до уха и превратив его в человека, который улыбается всегда.

Похожая история появления улыбки у Джокера обыгрывается в фильме Кристофера Нолана «Тёмный рыцарь», в котором, в свойственной Джокеру манере, он рассказывает разные истории о появлении своих шрамов, но итог в них всегда один – уродливая улыбка, превращающая лицо героя в гротескную маску.

Ещё одним источником вдохновения для образа Джокера стал Измождённый Белый Герцог – альтер-эго известного певца Дэвида Боуи. И пусть комиксовый Джокер родился в 1940 году, а «Герцог» Боуи – в 1976 году, бледный, аристократичный, героиновый образ певца художники комиксов перенесли на бумагу.

В конце концов, сегодня Джокеру уже восемьдесят четыре года, и его образ, как и модель поведения, тоже периодически менялись, в зависимости от того, кто брался описывать или рисовать персонажа.

-5

Так, сам Джокер пережил три эпохи. В начале 40-х, в его золотую эпоху, Джокер предстаёт как маньяк-убийца и вор драгоценностей. Это жестокий и изворотливый мизантроп, вообще не ценящий человеческую жизнь.

В пятидесятые годы, вдруг осознав, что комиксы читают дети, создатели делают Джокера более клоуном, нежели убийцей. Ему прописывают предысторию, в которой он свалился в чан с кислотой, из-за чего его волосы стали зелёными, губы ярко-алыми, кожа бледной, а на лице застыла кошмарная улыбка. Склонность к спонтанным убийствам сходит на нет, и он превращается в обычного вороватого мошенника с резиновой дубинкой-пищалкой.

В семидесятых годах, после нескольких лет забвения, Джокер вступает в свой бронзовый век, в котором он вновь возвращается к роли убийцы-психопата. Но здесь он уже выступает не просто в качестве антагониста, которого в каждой истории нещадно лупят, каждое его появление становится чуть ли не сюрпризом. Именно в бронзовом веке появляется безжалостный криминальный мозг, придумывающий хитрые комбинации и манипулирующий как другими противниками Бэтмена, так и самим Бэтменом. Периодически.

Таким Джокер дожил и до наших дней. Причём его сделали персонажем, способным убивать не только различных энписи, но и вполне себе ключевых героев комиксов. Апофеозом Джокерского безумия как раз стал комикс «Убийственная шутка», написанный Аланом Муром, в котором он одного ключевого персонажа оставляет инвалидом на всю жизнь, а другого пытает чуть ли не всю историю. И вы всё ещё считаете, что комиксы только для детей? Ну- ну…

В этом же комиксе, как я указывал ранее, Джокеру и прописали сквозную биографию. Инженер, работал в химической промышленности, хотел стать стэндапером. Но его беременная жена погибла от бытовой аварии, а сам инженер решил поучаствовать в ограблении, которое и привело его к тому, что он сиганул в чан с кислотой, убегая от Бэтмена. Дальше сумасшествие, Аркхэм и… В общем, этим и вдохновлялся Тодд Филлипс при написании своей истории.

-6

Примечательно и то, что источниками вдохновения для Филлипса стали не только комиксы, но и фильмы Мартина Скорсезе, а именно «Таксист» и «Король комедии». Из первого фильма он взял образ героя-одиночки, гонимого обществом, что приводит к кровавому катарсису. Из первого же фильма он взял и образ города, только если в «Таксисте» Нью-Йорк тонет в мусоре из-за реальной забастовки мусорщиков, то в «Джокере» Готэм тонет в мусоре, чтобы продемонстрировать зрителю какая же это всё-таки дыра.

А из второго фильма вышло своеобразное продолжение. Дело в том, что в «Короле комедии» Роберт Де Ниро играет неудавшегося комика, который всеми силами пытается пролезть на сцену, но у него не получается, так как у него тупо нет таланта. В итоге он идёт на крайние меры и привлекает-таки внимание публики.

А в «Джокере» Роберт Де Ниро играет известного комика, у которого есть собственное комедийное телевизионное шоу, в которое и хочет попасть Джокер. Но Джокер туда не попадает так как у него… тупо нет таланта. И он тоже идёт на крайние меры, чем и привлекает внимание публики. Круг замкнулся.

В итоге, любите ли вы фильмы по комиксам или ненавидите их, знаете ли вы о существовании вселенной Бэтмена или не знаете, абсолютно не важно. Если вам нравятся фильмы про психов, и не чужды драмы с ультранасилием, вам сюда. Как я уже говорил, «Джокер» Тодда Филлипса – это абсолютно самостоятельное произведение, которое, тем не менее, очень аккуратно обходится с первоисточником.

Интересно и другое. Создатели комиксов о Бэтмене, компания DC Comics, совместно с Warner Bros. вот уже десять лет как пинают полумёртвый труп расширенной киновселенной DC, в которой выходят или умеренно хорошие или откровенно плохие фильмы про Бэтменов, Суперменов, Акваменов и прочих Чёрных Адамов. Периодически эти фильмы собирают неплохую кассу, но всё чаще тонут в провалах, что бьёт и по бюджету компаний и по репутационным рискам. Но вот фильм «Джокер», хоть он официально и не входит в расширенную вселенную, один из двух фильмов по комиксам DC, который собирает кассу больше одного миллиарда долларов, при этом обладая не подростковым возрастным рейтингом, а рейтингом 18+. По-моему, это говорит о многом. По крайней мере, о том, насколько же сильно всем надоели классические фильмы про людей в трико.

Не смотря на то, что сюжет «Джокера» большой оригинальностью не блещет, техническое исполнение и игра Хоакина Феникса делают его действительно шикарным фильмом. Я ещё как-то колебался, включать ли его в список любимых или не включать, но, подсчитав все его достоинства и поставив ему 9 баллов из 10, я понял, что это однозначно один из моих любимых фильмов. Как и однозначно один из любимых мною персонажей.
#карточка #кино #лень