Важно! Перед чтением попрошу вас подписаться на этот канал! Это поможет продвижению канала, и я буду радовать вас новыми статьями и роликами. Заранее спасибо!
«Пейзаж, который видит перед собой человек, обычно является отражением мира, который скрывается в его душе», — писал Альберт Санчес Пиньоль (каталонский антрополог и писатель)
Пейзаж — это жанр живописи, изображающий естественную или созданную человеком окружающую среду. Особое внимание уделяется передаче пространственных планов и их взаимосвязи, тональности и колорита. Художники закладывают смысл в каждое нарисованное ими явление природы и его состояния. Второстепенную роль, как отображение реальности в пейзажах, могут выполнять люди и животные (стаффаж), которые словно оживляют местность, взаимодействуя с природой.
В этом жанре было создано много бессмертных шедевров. Пейзажисты переносят на холсты леса и моря, грозы и радугу, архитектуру и даже просторы космоса. Заглядывая в прошлое, будущее или отображают реальность, дают волю фантазии, перенося свое настроение и посыл на холст.
Разнообразие тем привело к выделению пейзажных поджанров:
- Природный пейзаж. Центром внимания для художников стали местности, нетронутые цивилизацией, смена времён года, а также всевозможные естественные явления.
- Парковый (или усадебный). — отображение обустроенного ландшафта, которого коснулась рука человека. Такие картины содержали идиллический характер.
- Морской (марина). Разновидность природного, даже получившая собственное название. Авторов, вдохновлённых морем, называют маринистами. Сначала марины писали со стаффажем (кораблями), но в XIX веке живописцы-маринисты сосредоточились на красоте волн.
- Сельский. Этот поджанр возник в рамках пасторалей, приверженцы которых воспевали гармоничную жизнь на лоне природы без горестей и забот. Но постепенно и в сельские образы вторгается реализм.
- Городской. Предметом внимания являются архитектура, урбанистика. В работах предстают силуэты городов, руин, а с конца XIX века — и индустриальные сооружения.
- Космический. Сравнительно недавно выделившийся подвид. К нему относятся и вполне реалистичные изображения, основанные на знаниях, полученных в результате развития космонавтики, и фантастические, и даже астрально-эзотерические.
Развитие пейзажной живописи
Пейзажная живопись — это молодой жанр. В качестве самостоятельной живописной ветви в европейском искусстве он начал оформляться только в XV столетии, а зрелости достиг в XVII-XVIII веках. Пейзажные мотивы встречались на античных фресках, но в эпоху Средневековья развитие традиций античности прервалось. Иногда ландшафтные детали появлялись в средневековых рукописях, но только как элемент среды обитания человека.
В эпоху Возрождения мастера начинают уделять больше внимания пейзажу, но, используя в качестве фона. Росло мастерство художников, приобреталась реалистичность, уделялось внимание проработке деталей. Ландшафт становится значимым элементом композиции, а не просто дополнением. Совершенствовалась техника, изучались законы перспективы, композиции, светотени. Всё это открывало новые возможности для изображения окружающего мира.
К концу XVI столетия уже можно говорить о выделении пейзажно-ландшафтной живописи в качестве отдельной ветви. Так, в работе Эль Греко «Толедо в грозу» уже вообще нет человеческих фигур.
В XVII-XIX веках вносились свои детали при написании пейзажа в различные стили:
- классицисты искали в ней идеальную гармонию;
- мастера барокко переносили на полотна буйство стихий, наполняли свои творения динамикой и эмоциями;
- представители рококо создавали изящные, утончённые, полные очарования образы, сотканные из пастельных оттенков;
- художники-романтики обращались к темам, будоражащим чувства и воображение. Их творчество зовёт в дальние странствия, показывает экзотические или затерянные уголки мира, воспевает красоту стихии или же приглашает приоткрыть полог тайны.
Следующим революционным шагом стало появление пленэра. В конце XIX столетия начали выпускать краски в тюбиках, что позволило выезжать с мольбертами на природу, где присутствует естественное освещение. Благодаря которому, открылись новые возможности в передаче красоты воздушно-световой среды.
В XIX — начале XX веков также повышается значение реализма. Поразительно точная передача действительности вплоть до травинки. Ярким представителем того времени является Иван Иванович Шишкин.
С появлением новых стилей, например, таких как: кубизм, сюрреализм, абстракционизм передача реальности окончательно теряет значение, а доминантой становится самовыражение художника, его личный взгляд на мир.
Пейзажный жанр позволяет зрителю насладиться красотой окружающего мира, прочувствовать его гармонию и разнообразие. В пейзаже могут отражаться различные настроения и идеи, например, романтизм, импрессионизм, реализм, символизм.
Главным героем пейзажа является природа. В процессе развития жанра появлялись все новые художественные техники и приемы. Важное значение в этом виде искусства имеет перспектива, варианты передачи света, общей атмосферы.