Найти в Дзене

Арт-объекты Самары • Шишиги. Часть 1 (?).

В сентябре 2024 года в Самаре было объявлено о создании новой туристической инфраструктуры в историческом центре города. Согласно новому проекту, планируется создать несколько тематических пространств, которые будут отмечены собственной навигацией и информационными экранами. Нечто подобное летом этого года видел в Сызрани, там реализация довольно интересная, посмотрим, что получится в Самаре.

В рамках этого обновления также была презентована серия городских скульптур. Она включает 27 фигурок. Авторы проекта - архитекторы Дмитрий и Мария Храмовы, иллюстратор Елена Загороднева и литератор Денис Либстер. Проект вызвал громкий скандал среди активной общественности. Прежде, чем погрузиться в него, предлагаю разобраться, что же стало его причиной.

За основу была взята история, придуманная Денисом Либстером. В ней рассказывается о неких человечках, которые давным-давно каким-то образом оказались на территории Самарской Луки. Главное их занятие - сбор и хранение лунного света. Каждый персонаж получил своё имя, характер и непосредственную роль в процессе «освоения» материала. Спустя время на противоположном берегу реки вырос большой город. Ночью он светился множеством огней, которые привлекали человечков. Огней становилось всё больше, и человечки захотели перебраться поближе к ним. Они обратились к мастеру-кузнецу, который выковал им крылья. Так человечки смогли перелететь через Волгу. И вот они, знакомьтесь!

Казалось бы, вполне невинная сказка. Если бы автор не решил назвать человечков шишигами. Вернее, по легенде, так их назвали люди, которые услышали речь человечков. В ней очень много шипящих звуков, в каждом их имени есть буква «ш». А раз они шикают, значит они шишиги. Именно это слово было выбрано в качестве «рекламного» для первых анонсов проекта. Именно оно и рассорило одни силы добра с другими.

Вполне ожидаемо, после появления такой новости подавляющее большинство заинтересовавшихся обратилось не к первоисточнику, а к интернету. Который рассказал, что шишига - это разного вида нечисть. Причём не самая распространённая в фольклоре вообще и на территории Самарской области в частности. Одних возмутило, что по городу насаждают бесов, другие не понимали, какая связь с городом. Волну поддержал один из депутатов Госдумы от области, который всегда стремится быть в потоке. В своих обличениях он дошёл (я бы сказал, опустился) до терминов «сатанист» и «идиот».

Аргументация сторонников проекта тоже, на мой взгляд, странна. Один из них привёл пример вроцлавских гномиков, к которым можно добавить калининградских хомлинов. Не совсем понятно, почему в качестве примера нельзя было взять Пермь, Серпухов или Рязань. Там можно найти серии не вызывающих ни у кого вопросов и раздражения (по крайней мере, массового. Недовольные чем угодно найдутся всегда. У кого-то это просто образ жизни.) медведей, павлинчиков и грибов. Первые две представляют животных, которые изображены на гербах этих городов (соответственно). Третья - иллюстрация известной присказки «В Рязани грибы с глазами». Символика прямая и на имидж городов работает стопроцентно. Другой эксперт привёл примеры памятников «Загадки Шурале» в Казани и «Русалочка» в Копенгагене. Их персонажи тоже не вполне «светлые», если обратиться к сути. Только вот они являются героями известных литературных произведений, непосредственно связанных с местами их установки.

Уже в процессе разгорающегося скандала была предпринята попытка переименовать персонажей. В шлетунов. Сокращение от «шишиги-летуны». Всё те же. Попытка тоже оказалась неудачной. Как пишут в сети, активисты направили заявления в Следственный комитет, губернатору области и депутатам с целью проверки законности выделения бюджетных средств на этот проект.

Что в результате? В результате дальнейшая судьба проекта неизвестна. На текущий момент установлены 8 фигурок. Правда, две из них уже пропали. Что это - вандализм или официальный демонтаж, никто не поясняет. Монтаж новых приостановлен. Возобновится ли он, никто также не говорит. Авторы хранят молчание, хотя под проект они завели отдельную страницу в ВК. Администрация (главный заказчик) тоже никак не комментирует ситуацию. Скорее всего, проект будет закрыт. Что очень жаль. Потому что сам по себе он довольно интересный. Испортило его всего лишь одно слово. Которое, надо сказать, действительно выбрано неудачно. И это больше вопрос не к авторам, а к заказчику. Неужели во всей администрации не нашлось ни одного адекватного человека, который понял бы, что не нужно его использовать?

А теперь давайте оставим эту шумиху на совести её организаторов и участников и перейдём непосредственно к «виновникам». Как уже написал выше, всего успели установить 8 фигурок. Первыми появились три фигурки на Хлебной площади. Все на историческом здании пожарной части. Две из них - на самом верху каланчи. Попасть туда можно только с экскурсией. По предварительной записи. Ещё одна странность проекта. Зачем это было сделано именно так, лично мне совершенно непонятно. Когда выбрался поснимать, туда даже не стал пытаться ехать. Этих двух с земли не увидишь. А ради одного ехать слишком далеко.

Свой обзор начал с площади Революции. Два персонажа появились здесь последними. Именно они пропали буквально через несколько дней после моей фотосессии (я тут ни при чём!). Далее цитаты с официальной странички.

Шуша - опытная Находчица, которая прекрасно ищет лунный свет. Она могла бы стать самой находчивой, но постоянно на что-то отвлекается: то на закат, то на рассвет.

Фигурки оказались очень маленькими. Если не знать, куда смотреть, вполне можно не заметить. Первый персонаж сидит на вершине столба около фонаря.

-2
Слыш - самый незаметный и ловкий Собиратель, который может проникнуть в самые укромные уголки домов, чтобы отыскать разные старинные штуки, из которых можно «накачать» энергии, чтобы зарядить поисковые очки. У него большой рюкзак, в котором он носит добычу из брошенных людьми домов. Он так любит тишину, что даже общаться пытается без слов – только жестами.

Второй персонаж сидел на таком же столбе напротив.

-7
-8
-11
-12

Ещё три фигурки можно найти во дворе музея модерна. Наверное, ещё можно, про их пропажу сообщений пока не видел.

Двое пристроились на ограде около центрального входа. Снимать их было очень неудобно, потому что прямо под ними что-то раскопали, тротуар был частично перегорожен.

-13
-14
Шеф – смелый Хранитель, который очень любит приключения и считается одним из самых быстрых и ловких летунов среди Шишиг.
Чашечка - юная Хранительница, не только знает все тонкости хранения лунного света – она по праву считается самым искусным кофеваром среди Шишиг. У нее есть только один недостаток: она сама настолько влюблена в капуШШино, что всякий раз, когда его варит, оставляет себе хотя бы махонькую чашечку. Поэтому спит она очень мало.

Ещё одна странность - привязка этих трёх персонажей к кофе. Откуда бы оно на Самарской Луке? На территории заповедника, конечно, есть эндемики. Кофе среди них не наблюдается. Ответ прост. Во дворе музея, в здании бывших каретника и конюшни сейчас работает кофейня. На мой взгляд, слишком грубое продвижение «своих». Третий персонаж сидит прямо у входа. Более того, на презентации чашки у него не было. Но и поза, и конструктивные особенности говорят, что она подразумевалась изначально. Зато, наверное, можно смело утверждать, что именно это персонаж останется на месте, несмотря ни на что.

Почти все свободное время Шорх, а он - Хранитель, проводит за очень важным занятием: он мелет настоянные на лунном свете кофейные зерна в старинной кофемолке, которую Шишиги нашли в одной кофейне. Шорх-шорх, шорх-шорх: тихонечко шуршит кофемолка в его умелых руках. Понятно же, почему он получил свое прозвище, которое давно уже заменило ему имя. Он его уже даже не помнит.

Не знаю, будет ли продолжение у этой истории. Но рассказы об арт-объектах Самары я продолжу со временем точно.

Подборки с обзорами объектов Самары и других городов.

Арт-объекты Самары | Денис Царев | Для тех, кто никуда не спешит | Дзен
Галерея уличного искусства | Денис Царев | Для тех, кто никуда не спешит | Дзен