Найти в Дзене
ALFAVIT

Toyota Mega Cruiser (BXD20) - конкурент Hummer H1

Прототип Toyota Mega Cruiser был впервые представлен публике на 30-м Токийском автосалоне в октябре 1993 года. Примечательно, что на этом же автосалоне вместе с прообразом самого крупного на то время внедорожника от Toyota, был представлен и прототип самого компактного – RAV4. Серийный Mega Cruiser показали в 1995 году, со стартом производства в декабре того же года. Исходя из необычности автомобиля и небольшого планируемого количества его выпуска: сборку организовали на дочернем предприятии Toyota - Gifu Body Industry в префектуре Гифу. Продажи стартовали в 1996 году. Автомобиль является одноклассником Humvee/ Hummer H1 и напоминает его по внешнему виду и концепции конструкции. Изначально Mega Cruiser предназначался для Сил самообороны Японии. Было построено около 3000 армейских экземпляров, получивших внутреннее заводское обозначение BXD10 и военное название High Mobility Vehicle (HMV). Версия, о которой пойдёт речь ниже получила индекс BXD20 и была предназначена для гражданской эксп

Прототип Toyota Mega Cruiser был впервые представлен публике на 30-м Токийском автосалоне в октябре 1993 года. Примечательно, что на этом же автосалоне вместе с прообразом самого крупного на то время внедорожника от Toyota, был представлен и прототип самого компактного – RAV4.

Toyota Mega Cruiser (BXD20)
Toyota Mega Cruiser (BXD20)

Серийный Mega Cruiser показали в 1995 году, со стартом производства в декабре того же года. Исходя из необычности автомобиля и небольшого планируемого количества его выпуска: сборку организовали на дочернем предприятии Toyota - Gifu Body Industry в префектуре Гифу. Продажи стартовали в 1996 году.

Автомобиль является одноклассником Humvee/ Hummer H1 и напоминает его по внешнему виду и концепции конструкции.

Сравнение некоторых характеристик Mega Cruiser (BXD20) и Hummer H1
Сравнение некоторых характеристик Mega Cruiser (BXD20) и Hummer H1

Изначально Mega Cruiser предназначался для Сил самообороны Японии. Было построено около 3000 армейских экземпляров, получивших внутреннее заводское обозначение BXD10 и военное название High Mobility Vehicle (HMV).

Версия, о которой пойдёт речь ниже получила индекс BXD20 и была предназначена для гражданской эксплуатации.

Toyota Mega Cruiser (BXD20)
Toyota Mega Cruiser (BXD20)

Внедорожник строился с максимальным использованием серийных комплектующих, там, где позволял их запас прочности. К примеру, силовой агрегат был известен по грузовиками и автобусами Toyota.

Дизельный двигатель 15B-FT
Дизельный двигатель 15B-FT

С начала производства по апрель 1999 использовался двигатель с индексом 15B-FT – это был рядный 4-цилиндровый турбодизель объёмом 4104 куб. см с непосредственным впрыском и интеркулером. Агрегат выдавал 155 л.с. при 3200 об/мин и 383 Нм при 1800 об/мин.

С мая 1999 по декабрь 2001 устанавливали модернизированный вариант этого мотора с индексом 15B-FTE, получивший ко всему прочему электронный впрыск топлива. Отдача выросла до 170 л.с. при 3000 об/мин и 422 Нм при 1600 об/мин.

Четырехступенчатый «автомат» и раздаточная коробка адаптированы от модели Land Cruiser 80.

Передняя панель Toyota Mega Cruiser (BXD20) первых годов выпуска в стандартной комплектации
Передняя панель Toyota Mega Cruiser (BXD20) первых годов выпуска в стандартной комплектации
Приборный щиток Toyota Mega Cruiser (BXD20)
Приборный щиток Toyota Mega Cruiser (BXD20)
Рычаг раздаточной коробки Toyota Mega Cruiser
Рычаг раздаточной коробки Toyota Mega Cruiser

В основе конструкции автомобиля лежит массивная рама лестничного типа с продольными лонжеронами. Все агрегаты сгруппированы в центре шасси. Этим достигнута почти оптимальная развесовка по осям и эффективная защита агрегатов.

Несмотря на запас прочности конструкции, внедорожник получился сравнительно лёгким - снаряжённая масса составила 2900 кг, у того же Hummer H1 этот показатель составлял от 3550 кг.

Toyota Mega Cruiser (BXD20)
Toyota Mega Cruiser (BXD20)

Mega Cruiser хоть и имеет внушительные размеры, однако может похвастаться небольшим радиусом разворота всего 5,6 м - благодаря повороту задних колёс на максимальный угол до 12 градусов.

Независимая подвеска на четырех колесах с двойными поперечными рычагами обеспечивает управляемость, устойчивость при движении и довольно высокий уровень комфорта при езде.

Внедорожный потенциал обеспечивается блокировками всех трёх дифференциалов.

Пиктограмма блокировки дифференциалов
Пиктограмма блокировки дифференциалов

Для того, чтобы увеличить дорожный просвет (до 420 мм), колесные редукторы были смонтированы в ступицах колес. При этом дисковые тормоза расположены не на ступицах, а непосредственно на выходе полуосей из межколесных дифференциалов.

В качестве опции предлагался регулятор давления в шинах, способный работать во время движения.

Передняя панель Toyota Mega Cruiser (BXD20) поздних годов выпуска
Передняя панель Toyota Mega Cruiser (BXD20) поздних годов выпуска
Версия интерьера Toyota Mega Cruiser (BXD20) с дорогой отделкой
Версия интерьера Toyota Mega Cruiser (BXD20) с дорогой отделкой

Большое пространство салона позволило сделать внедорожник 6-местным, с возможностью установки различного дополнительного оборудования, порой весьма экзотичного для автомобиля с такой концепцией применения.

Интерьер Toyota Mega Cruiser (BXD20)
Интерьер Toyota Mega Cruiser (BXD20)
Один из вариантов оснащения Toyota Mega Cruiser (BXD20)
Один из вариантов оснащения Toyota Mega Cruiser (BXD20)

Mega Cruiser (BXD20), кроме немногочисленных частных лиц, покупался некоторыми компаниями, государственными организациями и местными органами власти.

Цена Mega Cruiser составляла 9,62 млн йен, и постепенно росла год от года. Для сравнения, за эти деньги можно было приобрести Toyota Century или Honda NSX. Внедорожник делил с этими моделями пьедестал самого дорогого японского автомобиля на тот момент. Причиной мизерных продажах внутри страны, кроме высокой цены, также являлся и крайне высокий транспортный налог.

Toyota Mega Cruiser (BXD20) в раскраске одной из государственных служб
Toyota Mega Cruiser (BXD20) в раскраске одной из государственных служб

Небольшая партия внедорожников была изготовлена в леворульном исполнении и через каналы серого импорта попала в Европу и США.

Mega Cruiser был снят с производства без преемника в августе 2001 года. Всего произведено 132 (133 по другим данным, видимо с учётом предсерийного прототипа) единицы, что сделало BXD20 одной из самых редких серийных моделей Toyota за всю историю.

Mega Cruiser стал гораздо более уникальным автомобилем, нежели его прямой конкурент типа Hummer H1 (11,818 штук) и условный одноклассник - Lamborghini LM002 (328 штук).

Что ещё почитать:

"International Harvester Scout II - вершина эволюции компании"

"Toyota Crown Eight (VG10) - первый японский седан с V8"

"Mercedes-Benz 770 с агрегатами ML55 AMG – польский рестомод"