С этой публикации, открывается цикл статей о Мавритании. И начнём с важнейших исторических событий.
История Мавритании уходит в глубь веков. Сохранившиеся во многих местах Адрарского нагорья наскальные изображения животных и людей относятся к эпохе неолита, когда, как утверждают археологи и палеогеографы, Сахара представляла собой цветущий, зеленый край. Но первобытная, древняя и даже средневековая история страны изучена еще слабо. От античной эпохи страна унаследовала свое имя. Одни исследователи полагают, что оно происходит от финикийкого слова «маухарим», что значит «западные»; другие связывают его происхождение с названием племени «маур», давшего свое имя североафриканскому государству во 2-1 вв. до н. э., которое вскоре было завоёвано Римом и превращено им в свои две африканские провинции — Мавретанию Тингитанскую и Мавретанию Цезарейскую. Впоследствии видоизмененное название «Мавритания» закрепилось за страной западносахарских кочевников-мавров.
Как свидетельствуют отдельные источники, вначале средневековья Мавританию населяли различные племена, относящиеся как к негроидной, так и к средиземноморской расам. Наиболее воинственными из них считают полулегендарных бафуров, живших будто бы в центральной части страны с незапамятных времен, но не оставивших о себе никаких достоверных сведений. В 7-11 вв. южная часть Мавритании входила в разные периоды в состав крупных государств Западной Африки (Текрура, Ганы), а на остальной территории формировались государственные образования берберов-санхаджа и пришедших с севера арабов-кочевников, принесших с собой ислам. В середине 11 в. на территории Мавритании возникло могущественное военно-теократическое государство Альморавидов, включавшее в свои пределы весь Западный Магриб и Южную Испанию. Эпоха Альморавидов (до середины 12 в.) — время расцвета и могущества средневековой страны мавров. Ее владения распространялись на юге до берегов Сенегала. Но после распада империи Альморавидов ее южные земли, где преобладало негроидное население, вошли в империю Мали (13 — 14 вв.), простиравшуюся от среднего течения Нигера до Атлантического океана.
В 14 — 15 вв. на территорию Западной Сахары с севера вторгаются кочевые племена арабов-макиль, пришедшие через Северную Африку из Аравии. Их приход и расселение на землях к северу от р. Сенегал ускорили процесс арабизации коренного населения, которое было уже в значительной степени исламизировано. Со второй половины 17 в. подвижные и воинственные верблюдоводы-арабы во главе с выделившимся племенем бени-хасан занимают господствующее положение, установив власть над берберскими и негроидными племенами. Главным религиозным и в некотором смысле политическим центром страны становится оазис в Адраре — Шингетти, лежавший на главных караванных путях между странами Атласа и Западного Судана. Большое распространение получает диалект арабского языка хасания. Складывается этнический состав населения, в котором численно преобладают племена средиземноморцев — берберов и арабов (хасанов). Европейцы всех их без различия называли маврами, хотя страну именовать Мавританией стали позднее, с 20 в. Сами себя арабо-берберы называли «эль-бидан» («белые»), а свою страну — Тарб-эль-Бидан («земля белых»), хотя в Магрибе и арабском мире она была известна больше под именем Эль-Шингет (по названию известного оазиса). Негроидное население, также подвергшееся исламизации, сохраняется на юге страны, преимущественно в долине р. Сенегал и в оазисах, где оно занималось земледелием.
Происходит дальнейшая трансформация мавританского общества из берберо-мусульманского в арабо-мусульманское с еще более сложной иерархической структурой. Оно включало четыре основные социальные группы (касты). Высшую ступень общественной лестницы занимала военно-феодальная знать арабского происхождения — хасаны (воины). На второй, более низкой ступени стояло немногочисленное берберское духовенство — марабуты (прежние зауия, — богословы). Племена марабутов хотя и потеряли политическую власть но, как правило, играли важную роль в распространении ислама. Хасаны и марабуты представляли две правящие касты и группы племен. Значительно ниже их стояли две другие прислуживающие касты: зависимые — зенага, или лахма (данники), и бывшие пленники — рабы (абид). Первые принадлежали обычно к белой части мавританского общества. Это бывшие берберские воины из племен зенага, оказавшие сопротивление вторжению арабов и ими покоренные. Но среди них встречались и представители негроидных народностей долины Сенегала, живших на собственных племенных землях. Касту бывших пленников — рабов составляли потомки древних негрских племен, которые жили в Мавритании еще до прихода сюда берберов и арабов, а затем были оттеснены на юг и завоёваны последними. На особых ступенях общественной лестницы находились две замкнутые касты: ремесленников (кузнецов) и гриотов (игауэн) — певцов, музыкантов, импровизаторов, танцоров, переход которых на другие общественные ступени был еще менее возможен, чем рабов.
Такая структура мавританского общества сохранялась с небольшими изменениями почти до середины 20 в. Она во многом объясняет особенности внутренней истории Мавритании на протяжении нового и новейшего времени с характерными для нее застывшими формами феодально-племенной политической организации. Именно эта структура способствовала закреплению сложной системы эксплуатации военно-родовой верхушкой племен верблюдоводов, зависимых от них каст других кочевников и полукочевников-скотоводов, оседлых земледельцев, ремесленников и т.д.
Мавритания 17 — 19 вв. не была единым государством. В различных частях страны находились в стадии формирования или уже существовали отдельные эмираты — государственные образования во главе с представителями арабской военно-племенной знати (хасанов). Наиболее крупными из них были эмираты Трарза, Бракна и Ход — на юге и Адрар и Тагант — в центре страны. Последний был единственным эмиратом, созданным не представителями арабов-хасанидов, а марабутами, потомками альморавидского племени лемтуна. В 19 в. возвышаются эмиры Трарзы, пытавшиеся иногда во внешних связях играть роль представителей всей Мавритании. Но французская колониальная экспансия во второй половине 19 в. приостановила процесс внутренней политической консолидации в стране.
Проникновение европейцев в «страну мавров» началось еще в 15 в. Португальцы и испанцы первыми создали опорные пункты и торговые фактории на мавританском побережье (Арген, Портендик и др.) для вывоза золота, черных рабов, а с 17 в. и гуммиарабика. С ними стали соперничать голландцы, англичане и французы. Последние создавали торговые фактории, главным образом в долине Сенегала. Основную роль играл форт Сен-Луи, основанный в середине 17 в. Через Мавританию европейцы стремились открыть кратчайший путь в таинственный и сказочно богатый город Томбукту на р. Нигер. По Версальскому мирному договору 1783 г. Франция добилась со стороны европейских соперников признания побережья Мавритании сферой своих исключительных интересов. Но только в начале 20 в. она смогла приступить к захвату мавританских земель, предварительно укрепившись в Магрибе и Западном Судане.
В 1900 г. Франция и Испания договорились о разграничении сфер влияния в Западной Сахаре. Используя дипломатию и вооруженные силы, французы в 1903 г. установили протекторат над землями эмиратов Трарза и Бракна, которые были включены в 1904 г. в «гражданскую территорию Мавритания», существовавшую в рамках Французской Западной Африки. В 1905 — 1906 гг. сопротивление племен трарза и бракна было подавлено, и французские войска утвердились в Таганте, открыв себе путь на Адрар — главный оплот мавританцев в борьбе за независимость.
В 1907 г. французский полковник Гуро, командующий регулярной армией, получил приказ захватить и усмирить Адрар. Но только в начале 1909 г. он двинул свои отряды, в которых насчитывалось около тысячи верблюдов, в наступление. Война велась против плохо вооруженных, но героически сопротивлявшихся кочевников-мавров, которых возглавлял шейх Ма эль-Айнин. Колонизаторы проявляли необычайную жестокость: они захватывали стада, отравляли колодцы, расстреливали пленных. И хотя французы овладели областью Адрар в 1909 г., сопротивление отдельных мавританских отрядов, состоявших в основном из кочевников племени регибат — «великих номадов», продолжалось еще многие годы.
Только в 1920 г. Мавритания была официально объявлена французской колонией в составе Французской Западной Африки с главным административным центром в Сен-Луи (на территории Сенегала). Но вооруженное сопротивление мавританских патриотов не затихало и в 30-х годах. Об этом вспоминает замечательный французский писатель Сент-Экзюпери, служивший в те годы летчиком почтовой авиации на трассе, проходившей через Западную Сахару. В книге «Планета людей» он писал: «В Сахаре мы сталкивались с непокорными племенами. Они появлялись из таких глубин пустыни, куда нам не было доступа, мы только пролетали над ними...»
Колонизаторы ввели в Мавритании систему прямого управления, которая предусматривала, использование в колониальной администрации и традиционных вождей. Кочевников облагали тяжёлыми налогами, у них часто реквизировали скот, им запрещали кочевать в северных районах страны. Это вело к бегству многих мавританцев в соседние с Мавританией области Западной Сахары, где собирались силы сопротивления всего Западного Магриба.
После второй мировой войны национально-освободительная борьба в Мавритании развернулась с новой силой. Вооруженные выступления мавританцев происходили в 1956 — 1957 гг. в Адраре, в 1958 г. — в Форт-Тренке (ныне Бир-Могрейн). В 1958 г. правительство Франции было вынуждено предоставить Мавритании автономию в составе Французского сообщества и право создания конституционных органов — внутреннего управления.
28 ноября 1960 г. в еще только строившейся столице — Нуакшоте было провозглашено создание нового государства — независимой Исламской Республики Мавритании. Объединение действовавших в послевоенный период в стране политических партий привело к образованию в 1961 г. единой Партии мавританского народа.
В соответствии с принятой в 1961 г. конституцией (в 1964 — 1966 гг. в ее текст были внесены поправки и дополнения) в стране была учреждена республика. Президент, избираемый путем всеобщего голосования сроком на 5 лет, являлся главой государства и правительства. Было образовано однопалатное Национальное собрание. Партия мавританского народа стала правящей и единственной в стране. В области внешней политики Мавритания приняла принципы неприсоединения и сотрудничества со всеми государствами на основе равноправия и взаимной выгоды. Она заявила о своей солидарности с арабскими странами и народами, подвергшимися израильской агрессии, выступила за единство африканских стран.
Сильнейшая засуха 1969 — 1974 гг. ее катастрофическими последствиями, подписание в 1975 г. испано-мароккано-мавританского соглашения о Западной Сахаре и последовавшие за ним события оказали неблагоприятное влияние на экономическое положение Мавритании во второй половине 70-х годов.
В июле 1978 г. в стране произошел бескровный военный переворот. Всю полноту власти взял в свои руки Военный комитет национального возрождения (ВКНВ). Было приостановлено действие конституции (объявлена временная Конституционная хартия), распущены Национальное собрание и Партия мавританского народа, сформировано новое правительство. В апреле 1979 г. ВКНВ был преобразован в Военный комитет национального спасения (ВКНС) — высший руководящий орган страны. Председатель ВКНС является главой государства. Комитет определяет и осуществляет общую политику государства, назначает премьер-министра, направляет деятельность правительства.
Первым шагом нового правительства Мавритании было заключение с фронтом ПОЛИСАРИО соглашения об отказе Мавритании от «претензий на Западную Сахару» и об установлении мира, были нормализованы отношения с Алжиром (август, 1979 г.), а во внутренней политике новое правительство разработало план экономического возрождения и другие мероприятия, направленные на укрепление единства страны. В декабре 1980 г. сформировано гражданское правительство.
А вы знали, что одной из главных достопримечательностей Мавритании является Глаз Сахары - геологическое образование состоящее из концентрических кругов устойчивых пород, диаметром около 50 км.
Ждите продолжения....