В 2024 году Учебно-научный центр ОИЯИ представил новый учебно-методический комплекс по физике «Физика 7–9. Инженеры будущего», издательством «Просвещение» под редакцией профессора Юрия Панебратцева. Этот комплекс включает не только учебник, но и ряд приложений: задачник, тетрадь-тренажер, тетрадь-практикум и другие приложения. Во время июньского визита в Дубну Владимира Путина директор ОИЯИ Григорий Трубников представил ему экземпляр учебника. Это – совместный труд сотрудников ОИЯИ, МИФИ и университета «Дубна». Расскажем о двух наших преподавателях, сделавших свой вклад в этот передовой учебно-методический комплекс.
Физический профиль
Одним из соавторов нового учебника является Иван Ломаченков, выпускник физического факультета МГУ, преподаватель кафедры общей физики и сотрудник ОИЯИ. Его область научных интересов – вопросы теории альфа- и бета-распада тяжелых атомных ядер в реакциях с нейтронами. С проблемами преподавания школьникам такого непростого предмета как физика он столкнулся еще в конце 1980-х, когда начал вести этот предмет в школах Дубны в рамках вечерней физико-математической школы ОИЯИ, а позднее – в лицее «Дубна».
«Были побудительные мотивы для работы со школьниками, например, желание донести до них суть и взаимосвязь физических явлений и процессов, развитие умений объяснять их на основе законов физики».
Как отмечает Иван Алексеевич, физика – сложная дисциплина, поэтому мотивация учащихся во многом зависит от квалификации учителя, методик обучения, качества учебников и пособий, материально-технического обеспечения лабораторного практикума. Это особенно важно в свете современных требований по привлечению школьников к овладению будущими инженерными профессиями.
Именно из этих требований исходил авторский коллектив нового учебно-методического комплекса «Инженеры будущего». Путь к нему был проложен издательством «Просвещение» еще в конце нулевых: в 2009 году вышел первый учебник проекта «Сфера», и уже тогда сформировался авторский коллектив. «Инженеры будущего» сложились из понимания того, что в преподавании физики огромную роль играет практика. Кроме основного материала, состоящего из тематических глав и рубрик, учебники содержат большое количество обязательных лабораторных работ для класса и практических исследований для самостоятельного выполнения. Особый класс творческих заданий, так называемых «кейсов», включает проектно-исследовательские задания, связанные, как правило, с реальной жизнью и окружающим миром. Работа над проектом потребовала консолидации усилий всего авторского коллектива, поэтому все решения, включая поиск новых идей, принимались всегда коллегиально.
Добавить интерактива
Наряду с бумажной «классической», новый комплекс снабжен электронной версией и медиа-материалами. Это была специализация Виктории Белаги – еще одного соавтора учебника, преподавателя ИСАУ, проработавшей в нем свыше 25 лет – вплоть до своей смерти в 2021 году. Виктория Владимировна вела дисциплины «Методы оптимизации» и «Теория принятия решений», увлекая студентов тем, как на самом деле работает «скучная математика». Благодаря ее работе серия учебников, в которую вошли и «Инженеры будущего», получила интерактивный формат. В нем воплотился богатый опыт Виктории Владимировны в этом направлении: она была настоящим «активистом» цифровизации образования. И параллельно с преподаванием трудилась в штате компании «Интеграфика», руководила проектами по созданию как классических учебников по физике, так и современных, в чем-то даже инновационных, интерактивных цифровых учебников, основанных на компьютерных средствах обучения.
Это инновационное направление было не только прекрасно освоено Викторией Владимировной, но и передано ею своим студентам: она брала на руководство бакалавров и магистров по тематикам разработки компьютерных тренажеров, моделей, поясняющих классические учебники по физике, давая им уникальный опыт приложения ИТ-знаний в прикладной научной области.
Комплекс «Физика 7–9. Инженеры будущего» приказом Министерства просвещения включен в федеральный перечень учебников. Каждый соавтор привнес в работу над этим изданием свои знания и умения, которые позволят школьникам прийти в вуз подготовленными и со сформированными необходимыми компетенциями.
Текст: Юлия Кошелева
Фото: из личного архива авторов учебника и МИФИ