Найти в Дзене

Что сейчас с личным теплоходом Сталина «Максим Горький»? И какая судьба его ждет в будущем?

Оглавление

На открытом стапеле завода ОСК «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде вот уже 5 лет находится легендарное судно «Максим Горький» – личный теплоход Иосифа Сталина. Техническое состояние его корпуса, надстройки и механизмов делают судно непригодным к эксплуатации.

Для восстановления «Максима Горького» необходимо провести дорогостоящий капитальный ремонт. При этом стоимость разработки конструкторской документации и самих работ сопоставимы с постройкой нового судна подобного класса. На эти цели пока не найден источник финансирования.

Сейчас судну нужна хотя бы консервация, иначе восстановить теплоход будет сложно», – отмечает главный конструктор проекта завода «Красное Сормово» Владимир Павлович Суханов.

Судьбой теплохода озаботился депутат Государственной думы от КПРФ Владислав Иванович Егоров. 1 ноября он побывал на «Красном Сормове», чтобы лично ознакомиться с тем, в каком состоянии находится «Максим Горький».

Егоров убежден, что такой уникальный теплоход не должен быть утрачен. Он склоняется к тому, что из судна нужно делать музей, который мог бы стать туристической жемчужиной Нижнего Новгорода.

«В России строят музей с нуля за многие миллионы рублей, но они не сравнятся с живой обстановкой эпохи, которая сохранена на теплоходе «Максим Горький». Здесь ничего не нужно придумывать, уже все есть для проведения экскурсий, мероприятий исторической тематики, даже концертов. Имеется просторный зал, в котором могут собираться гости», – подчеркнул Егоров.

Он сообщил, что в ближайшее время будет инициировать совещание с правительством Нижегородской области, на чьем балансе находится теплоход «Максим Горький». Первостепенная задача – найти средства на консервацию судна. Следующим этапом должна стать детальная экспертиза корабля, которая позволит выяснить, какие работы нужно будет провести, и сколько на это нужно финансов.

В начале 2024 года в ответ на запрос депутата Госдумы Анжелики Егоровны Глазковой правительство Нижегородской области сообщало, что предварительная стоимость работ по замене корпуса теплохода составит около 445 млн рублей, ремонтные работы на судне – от 40 до 50 млн рублей. Затраты на годовое обслужив теплохода составят 3-4 млн рублей.

Почему теплоход «Максим Горький» называют шедевром российского судостроения?

Теплоход «Максим Горький» является признанным шедевром российского судостроения. Двухпалубный «правительственный» теплоход был спроектирован и построен на заводе «Красное Сормово» в 1934 году в единственном экземпляре, как судно специального назначения, личный теплоход И.В. Сталина. За ходом строительства теплохода пристально наблюдал Народный комиссариат внутренних дел СССР (НКВД).

-7

Своими технико-эксплуатационными качествами теплоход намного опередил время. Его длина составляет 69 метров, он достигал скорости 36 км/час (при средней скорости речных судов 25 км/час) и до сего времени остается одним из самых быстроходных речных теплоходов. На судне вмонтирована энергетическая установка подводной лодки серии «Декабрист» (2 двигателя мощностью по 1500 л.с.).

Теплоход является памятником истории и культуры, аналогов которому в мире не существует. Дизайн помещений судна (каюты, салоны) выдержан в рамках художественного стиля Ар-Деко, популярного в 1930-е годы. Для отделки теплохода было применено более 17 ценных пород дерева.

Судьба теплохода «Максим Горький»

До 1941 года на борту «яхты Сталина» часто бывали М.И. Калинин, Г.М. Маленков, А.И. Микоян, Л.П. Берия, Г.К. Орджоникидзе, В.М.Молотов и, конечно же, Максим Горький. С началом Великой Отечественной войны теплоход был переведен в Куйбышев (Самару), где располагалась резервная ставка Сталина. После Победы лайнер вернулся в Москву и вплоть до 1973 года являлся теплоходом первых лиц СССР – Н.С. Хрущева и Л.И. Брежнева.

-9

В конце 90-х годов лайнер все чаще стали использовать для проведения деловых встреч и корпоративных мероприятий. В 2000 году было принято решение о его полной реставрации на «Чкаловской судоверфи» (Нижегородская область).

Фото: fleetphoto
Фото: fleetphoto

Системы и механизмы судна были усовершенствованы и заменены на самые современные комплектующие. Однако оригинальная внутренняя планировка, уникальная мебель, а, значит, и сама атмосфера теплохода не претерпели никаких изменений. После реставрации «Максим Горький» использовался как банкетное и прогулочное судно в Химкинском водохранилище.

-11

В ноябре 2018 года «Максим Горький» с командой ФГБУ «Канал имени Москвы» прибыл в затон завода «Красное Сормово», а в декабре его подняли на открытый стапель. С тех пор его дальнейшая судьба не определена, но чтобы сохранить теплоход времени остается немного.

Подписывайтесь на Дзен-канал завода «Красное Сормово»! Дальше будет еще интереснее.