Найти в Дзене
Сила ветра

Что нужно знать капитану на Канарских островах

Уже не первый год мы в Силе ветра отправляемся отмечать Новый год и проводить каникулы на Канарах — островах вечной весны, где океан всегда теплый, а от солнца никуда не деться. Спросили у Сергея Борисова-Смирнова, преподавателя Школы капитанов, чем Канары интересны с точки зрения морского опыта — как для начинающих, так и для опытных шкиперов. Первое, на что нужно обратить внимание, праздно пролистывая лоцию перед поездкой — так называемые зоны акселерации. На Канарах больше ветра и значительно больше волны по сравнению с той же Хорватией. Но есть еще один момент: благодаря своему рельефу острова создают особенные зоны, в которых ветер может резко усиливаться.  Чаще всего это происходит при северном направлении ветра — в проливах между островами воздушный поток разгоняется, как в трубе, ударяясь о высокие скалы. У берега этот эффект почти не ощущается, так что, заходя в гавань или марину, этих усилений можно не бояться, а вот в открытом океане — еще как. В таких зонах ветер может уси
Оглавление

Уже не первый год мы в Силе ветра отправляемся отмечать Новый год и проводить каникулы на Канарах — островах вечной весны, где океан всегда теплый, а от солнца никуда не деться.

Спросили у Сергея Борисова-Смирнова, преподавателя Школы капитанов, чем Канары интересны с точки зрения морского опыта — как для начинающих, так и для опытных шкиперов.

-2

Ветер

Первое, на что нужно обратить внимание, праздно пролистывая лоцию перед поездкой — так называемые зоны акселерации. На Канарах больше ветра и значительно больше волны по сравнению с той же Хорватией. Но есть еще один момент: благодаря своему рельефу острова создают особенные зоны, в которых ветер может резко усиливаться. 

Чаще всего это происходит при северном направлении ветра — в проливах между островами воздушный поток разгоняется, как в трубе, ударяясь о высокие скалы. У берега этот эффект почти не ощущается, так что, заходя в гавань или марину, этих усилений можно не бояться, а вот в открытом океане — еще как. В таких зонах ветер может усилиться в два, а то и в три раза. Не страшно, когда у берега дует два узла, а в центре пролива ваш виндекс покажет шесть. Но если на выходе из гавани уже двадцать узлов с севера, то стоит подумать. 

Не так важно, какое решение вы примете, главное помнить о зонах акселерации, а еще лучше — изучить карту ветров и отметить у себя все опасные (с точки зрения усилений ветра) места, чтобы избежать непредвиденных ситуаций.

Волна

Канарские острова окружены открытым Атлантическим океаном, поэтому при планировании переходов особое внимание следует уделить погоде и анализу прогнозов. В приложениях на телефоне и других сервисах, где вы привыкли смотреть данные о ветре, не забудьте обратить внимание и на высоту волны. В этом регионе ветер может прилететь с одной стороны, а накат — догнать чуть ли не с противоположной. Например, из-за работающего где-то вдалеке мощного циклона.

Переходы между островами достаточно большие, так что волну вам придется учитывать. Рубиться против нее несколько часов — удовольствие ниже среднего. Да еще и скорость лодки на вашем маршруте может упасть чуть ли не вдвое, если каждая волна бьет в нос и останавливает судно. Придется идти намного дольше, и команду прилично укачает.

Маршрут

Если ваш яхтинг на Канарах продлится одну неделю, не пытайтесь обойти все острова разом. Это почти невозможно. Да и будет мало похоже на отдых, скорее, на перегон. Рассчитывайте маршрут с учетом того, что погода может внести в него значительные корректировки: например, старайтесь не планировать длительные переходы на последний день чартера. 

Идеальным планом будет попытаться обойти за неделю не больше трех островов. Чтобы обойти все, можно продлить ваш чартер на две недели. А еще можно после недельного путешествия на яхте отправиться на другие острова на самолете или пароме.

Марины

Обязательно заранее звоните в марины, в которых планируете стоять ночью. Особенно в высокий сезон. И особенно если марина небольшая или рядом нет запасных вариантов для стоянки. Незапланированная ночевка на якоре — всегда лишнее беспокойство, тем более в приливных водах.

Канары — острова вулканического происхождения, в разрезе это похоже на длинные пальцы, выросшие с самого океанского дна благодаря регулярным извержениям вулканов. Отсюда и соответствующий рельеф дна: глубина резко обрывается, и в некоторых местах прямо под берегом эхолот показывает сто метров, которые быстро превращаются в два или три километра. Рассчитывать на обилие мест для якорных стоянок в таких условиях вряд ли имеет смысл.

Главная особенность местных марин — преимущественно все они небольшие. Готовьтесь вставать лагом вторым или третьим рядом. А еще — много маневрировать в очень узких местах.

-3

Приливы

Открытый океан, окружающий архипелаг Канарских островов, определяет все основные отличия этого региона от Средиземки. Там мы привыкли чаще всего не учитывать ни высоту прилива, ни приливные течения. Канары — другое дело.

Во-первых, высота прилива. Она тут достигает примерно двух метров. Это грозит дополнительными сложностями при постановке на якорь. А еще — особым отношением к постановке яхты на муринг в марине. Если туго набить веревки на низкой воде и спокойно лечь спать (как мы привыкли в условной Хорватии), то пришедший прилив просто повырывает утки. Наверное, не нужно говорить, что ничем хорошим это не закончится. О таких вещах нужно думать каждый день.

Во-вторых, течения. Тут их совсем немного и сталкиваются с ними нечасто, но помнить об этом тоже обязательно. Во время отлива вдоль некоторых мысов у берега вода может разгоняться до приличных скоростей — прочитайте внимательно соответствующий раздел лоции и сделайте пометки в своем маршруте, чтобы не оказаться в непонятной для вас ситуации.

Все эти условия могут показаться сложными для новичка, но если все внимательно учесть и как следует подготовиться, то Канары покажутся вам по-настоящему райским местом. Я сам побывал там уже несколько раз и иду снова — значит и вам бояться нечего.

Текст: Сергей Борисов-Смирнов

Фотографии: Евгения Мильш и фотобанк Unsplash