Мастера зовут АлЯксей Кухта, а на его игрушках можно смело ставить пометку «Сделано в глухомани». Деревню Виленск Нижнеудинского района, куда они с женой перебрались из Иркутска восемь лет назад, вы еще не на всякой карте сможете отыскать. Аляксей к моменту переезда несколько лет отработал учителем истории в иркутской школе.
Виленск, как и соседние Иргей и Маргу в начале прошлого века переселенцы из Гомельской области. Белорусская речь здесь слышна и поныне. Аляксей говорит, что потянуло на родину предков, захотелось сельской тиши и уединения.
Однако у деревенской пасторали оказалась и другая сторона.
Вот что написал Аляксей в соцсети спустя год жизни в деревне: «Помнится, кое-кто из родственников, не веривших, что мы всерьёз намерены уехать, глядели на наши сборы и говорили друг другу: «Да они на пару недель едут, отдохнут и вернутся! Ну, к концу лета им надоест и вернутся наверняка! Да они с приходом зимы замёрзнут и уж точно сбегут обратно в город!»… Но мы не вернулись ни через пару недель, ни в конце лета, ни после Нового года… Мы прожили в деревне триста шестьдесят пять дней.
Что было за это время?
Был двухнедельный период неопределённости, дискомфорта, растерянности какой-то, когда мы только-только поселились в съёмном домике, не знали, что делать дальше и куда себя деть, и по полдня сидели перед компьютером и смотрели фильмы.
Не было бани и вообще каких-либо условий для соблюдения гигиены – в первое время приходилось ездить мыться на речку, а затем до самого конца лета греть воду кипятильником в ведре и поливать себя из дачного душа.
Был восторг, когда за несколько часов мы набрали 36 кг грибов, в основном рыжиков. Правда, восторг довольно скоро сменился унынием, когда стало ясно, что на переработку такого количества грибов нужно потратить не один день.
Было разочарование, когда не сложилось ни с одним из двух возможных вариантов приобретения собственного дома – хозяева передумали продавать, и мы остались в съёмном жилье.
Была усталость, когда на два дня нам дали бензопилу, и за это время нужно было заготовить дров хотя бы на ползимы. Вечером первого дня начался небывало ранний и сильный снегопад, и весь второй день мы пилили и таскали с мокрыми ногами и в отсыревшей насквозь одежде.
Было умиление, когда к нам пришла и осталась жить неизвестно чья кошка – доверчивая, ласковая и весьма благовоспитанная.
Были, наконец, и сомнения - а не слишком ли далеко от города мы забрались?
Точно не было разочарования в переезде из города в деревню».
Спустя восемь лет Аляксей признается, что четкой картины относительно жизни в деревне не было. Сначала планировали наняться на работу в какое-нибудь фермерское хозяйство, потом друзья подсказали идею по заготовке и обработке иван-чая. Особой прибыли мини-производство не давало, но все же это были уже кое-какие деньги.
Идея с металлическими грузовиками возникла позже. Аляксей вспомнил, что с однокурсниками обсуждали, какие крутые раньше были игрушки у пацанов – железные грузовики.
--Помню, мой друг еще сказал, кто реализует эту идею, тот будет богатым человеком. – говорит Аляксей. -- Прошло лет 15 с тех пор, и я решил затеять такое производство, хотя богатым человеком пока не стал.
Начинать всегда трудно. Аляксей купил модель автомобиля ГАЗ-АА образца1932 года выпуска в масштабе 1: 35, измерил ее штангенциркулем и пересчитал на другой масштаб. На этом дело остановилось, не было материала, не было инструментов.
И только через полгода Кухта взял попавшийся на глаза ржавый лист, раскроил его ножницами. А потом на наковальне молотком выстукивал округлые формы грузовика. Машина лишь отдаленно напоминала ГАЗ- АА, но Аляксей не опустил руки. Вторую модель он также собрал на коленке, а потом пришло понимание, что кроить металл следует не вручную, а путем штамповки, как на заводах. Автоматически возник вопрос: где взять формы, сколько они стоят? Ответ оказался неожиданным – сделать самому.
-- Еще через полгода появилась первая машина, которую я называю серийной, - говорит Кухта. -- Чертежи я обрабатывал уже на компьютере, параллельно обратился в мастерскую, где с помощью лазерной резки изготовили штампы. В итоге удалось изготовить ЗИС-5, который был очень близок к настоящим пропорциям, но все же, считаю, грузовичок еще не дотягивает по-настоящему до масштабной модели. Для себя я решил, пусть это будут не масштабные модели машин, а хорошо детализированные игрушки.
Продать первый грузовик удалось через магазин, который торгует различным рукоделием. Кстати, купил машину известный коллекционер Александр Баракин. В свою очередь мастер открыл для себя еще одну истину – его машины больше интересны коллекционерам.
Довольно быстро Аляксей научился изготавливать резиновые колёса по традиционной технологии путём запекания сырой резины в форме, примерно, как делаются настоящие колёса. В сухом остатке для очередной модели покупает исключительно мелочь – шайбы, заклепки. И никакого пластика.
--Половина модельного ряда – это разные вариации ГАЗ-АА. Аналогичная ситуация с ЗИСами, среди которых наиболее интересных модификации ЗИС-6 ПАРМ – походная авторемонтная мастерская, - говорит Аляксей. --А еще пожарные автомобили – один с длиннющей раздвижной лестницей, и машина с бочкой, с расширенной кабиной для пожарного расчета.
Самая последняя и самая трудная моя разработка – городской автобус ЗИС-8, считаю его вершиной своего творчества на данном этапе.
Когда игрушки достигли желаемого уровня, покупатели посоветовали мастеру ставить на рамы серийные номера. В итоге на сегодня он смастерил 38 автомобилей марки ЗиС и 75 ГАЗов.
– География моих покупателей – от Калининграда до Владивостока, от Мурманска до Кыргызстана и Эстонии, - говорит Аляксей. – Первую машину, которую выстучал буквально молотком на наковальне, приобрел иркутский коллекционер Александр Баракин, а первую серийную машину, изготовленную с помощью штампов, купили владельцы частного музея в Липецке. Большая часть моих покупателей – жители Москвы и Петербурга.
– Аляксей, выпуск миниатюрных автомобилей – это уже работа, или все еще хобби?
–Пока ни то, и не другое. Будем считать данный период переходной стадией.
У Аляксея три сыны, старшие Светозар и Валадар, им шесть и четыре года соответственно, с нетерпением ждут, когда папа сделает и покрасит очередную машину. Правда, не всегда понимают, почему им не разрешают играть новыми грузовиками.
Другие подробности из творчества Аляксея Кухты здесь.
История одного автобуса. Краткий отчет с фестиваля историко – технического стендового моделизма и миниатюры в Калининграде
27 июля 2024 года на Всероссийском фестивале историко-технического стендового моделизма и миниатюр, проходившем в Калининграде в период с 26-28 июля, была представлена модель почтового автобуса ЗИС-8, служившая в ведомстве «Дойче Рейхспост» в конце 30-х годов прошлого века. Вопрос: как советский городской автобус ЗИС-8 с кузовом, изготовленным на ленинградском заводе ВАРЗ, попал в столицу Восточной Пруссии?
Если верить отрывочным сведениям, автобус в начале 1936 года был подарен рабочими Балтийского судостроительного завода (город Ленинград) рабочим другого судостроительного завода - «Шихау» (город Кёнигсберг). Одно время он курсировал от Заттлергассе (ныне ул. Портовая) до посёлка Континен, перевозя на работу рабочих и служащих верфи «Шихау». Потом автобус был передан в морской город Пиллау (ныне Балтийск) в распоряжение предпринимателя Ширрмахера, который организовал на этом автобусе доставку рабочих в гавань. А лишь затем, ориентировочно в 1938 году, ЗиС-8, пройдя капитальный ремонт, был переоборудован в почтовый автобус и передан ведомству «Дойче Рейхпост». Так он обрёл красный цвет и перегородку в салоне, которая отделяла пассажирский салон от грузового отсека для почты.
Зрители оценили модель выполненную в масштабе, хотя модель ли это? Скорее, стилизация под железную игрушку начала XX века с хорошей деталировкой и проработкой деталей. И даже поворачивающимися передними колесами, открывающимися дверьми с помощью специальных пружин и рычагов. Примечательно, что в создании автобуса использованы лишь старинные технологии... Никакого клея, пластмассы и прочих современных материалов. Только металл и… резиновые шины. Изготовитель модели автобуса - Алексей Евгеньевич Кухта. Автор идеи и заказчик модели - Юрий Николаевич Грозмани.