Найти в Дзене
av.by

Авторынок в Малиновке — всё? О чём говорят торговцы и арендаторы накануне очередной продажи

Авторынок в Малиновке снова переживает непростые времена. На днях его выставили на продажу. Напомним, три года назад подобное уже происходило. Покупатель в итоге так и не нашёлся, и рынок перешёл в собственность компании холдинга Сбер Банк — ООО «Грузовая служба-Восток». Сейчас история повторяется. Как восприняли новость продавцы и чем сегодня живёт уникальная торговая площадка, где можно найти всё для авто? Рынок на этом месте действует с 1994 года. За время его существования многое поменялось. Начиналось всё с купли-продажи машин, затем постепенно стали торговать автозапчастями, шинами, моторными маслами, другими техническими жидкостями. А чуть позже появился и сервис, в частности регистрация транспорта, оформление страховок, шиномонтаж... «Зима» — нынче дорого? Какие зимние покрышки сейчас покупают белорусы? Репортаж с авторынка в Малиновке Мы приехали сюда в будний день. На парковке не сказать чтобы пусто. Особая активность — возле шиномонтажа. Резкое похолодание и заявления синопт
Оглавление

Авторынок в Малиновке снова переживает непростые времена. На днях его выставили на продажу. Напомним, три года назад подобное уже происходило. Покупатель в итоге так и не нашёлся, и рынок перешёл в собственность компании холдинга Сбер Банк — ООО «Грузовая служба-Восток». Сейчас история повторяется. Как восприняли новость продавцы и чем сегодня живёт уникальная торговая площадка, где можно найти всё для авто?

«Как работали, так и будем работать!»

Рынок на этом месте действует с 1994 года. За время его существования многое поменялось. Начиналось всё с купли-продажи машин, затем постепенно стали торговать автозапчастями, шинами, моторными маслами, другими техническими жидкостями. А чуть позже появился и сервис, в частности регистрация транспорта, оформление страховок, шиномонтаж...

-2

«Зима» — нынче дорого? Какие зимние покрышки сейчас покупают белорусы? Репортаж с авторынка в Малиновке

Мы приехали сюда в будний день. На парковке не сказать чтобы пусто. Особая активность — возле шиномонтажа. Резкое похолодание и заявления синоптиков о скором выпадении снега встряхнули водителей, и те ринулись «переобувать» своих «железных коней».

Заходим в крытую часть авторынка. На первом этаже довольно многолюдно для буднего дня. Со всех сторон сразу слышишь: «Девушка, что ищете?» или «Что вам подсказать?» Ещё даже не успела зайти в павильон, а слова продавцов со всех сторон уже вводят в лёгкий ступор. Правда, до того момента, пока не произносишь одно лишь слово — «журналист»...

-3

Здесь (в принципе, как и на любом рынке) нашего брата не особо жалуют. Хотя за столько лет местные продавцы должны были и привыкнуть. Кто ещё, кроме репортёров, о них рассказывает, предлагая обсудить наиболее острые вопросы?..

На первый взгляд кажется, будто новость о продаже рынка не волнует здешних обитателей. «Как работали, так и будем работать», — подобный ответ слышу чаще всего.

-4

Александр (имена героев изменены. — Прим. авт.) торгует запчастями уже 25 лет. И прогнозы относительно судьбы рынка даёт неутешительные:

— Всё загибается! Рынок в упадке с тех пор, как не стало владельца... Площадку постоянно выставляют на торги. Но это, знаете, как «Жигули-копейку» продавать. Дал объявление — нет покупателей. Махнул рукой... В следующем году снова попробовал — опять не вышло. Потом ещё через год попытался. Так и с этим рынком...

-5

Сам Александр арендует павильон. Говорит, смысла покупать его нет.

— Аренда стоит около 200 долларов, плюс коммуналка — 85 рублей, когда нет отопления. В зависимости от месторасположения павильона сумма разнится. Самые высокие цены платят за точки, расположенные на первом и втором проходах. То есть чем ближе к входу, тем дороже. Если пройти дальше, увидите, что будут висеть объявления: 2—3 евро за квадратный метр.

— Это стоимость аренды? — уточняю у мужчины.

— Да. На втором этаже столько же, потому что туда люди не доходят. Раньше желающие открыть здесь дело как думали? «В Китае купим, тут подороже перепродадим!» Но мелкий частный бизнес начали быстро «убивать» крупные компании, которые организовывают доставку, устанавливают оптовые цены. Сегодня к ним добавились ещё маркетплейсы. Неизбежная глобализация давит на нас.

-6

Другой продавец-старожил Андрей тоже настроен пессимистично.

— Я здесь более двадцати лет. Всё детство провёл на рынке, помогал отцу. Скажу как есть: если вернуть время назад, я бы сюда в жизни не пришёл работать! Это адский труд без выходных, без отпуска. Ты за всё платишь: и за кассовый аппарат, и за обслуживание счёта, и за аренду. На сегодня такая дикая наценка, что не имеет смысла нанимать людей. Вот поэтому здешние продавцы работают на себя. Многие позакрывались. Да вы и сами видите, сколько вокруг пустых павильонов, особенно на рынке «бэушки». Разумеется, наши доходы далеки от тех, что были хотя бы десять лет назад.

«100 долларов за будку»

Чтобы удостовериться в этом, направляемся на рынок б/у запчастей. Фотокамерой не светим, дабы не «раздавить капсулу времени», — народ здесь бойкий, норовистый. С первого взгляда кажется, что даже есть покупатели. Однако позже выясняется: это сами продавцы собираются вместе и общаются друг с другом, пока торговля, мягко говоря, идёт из рук вон плохо... Приближаемся к одной из компаний.

-7

«На дефицитные запчасти цены всё равно ломим». Продавец автошрота о перспективах в Беларуси

— Здесь всегда большинство точек закрыто?

— Так праздники на носу! Народ особо не ездит по рынкам...

— А если серьёзно?

— Вы у нас купите что-нибудь! Мы, может быть, и расскажем.

-8

— Только плохо о рынке не пишите. А то к нам никто не поедет! — беспокоится один из мужчин.

Слово за слово — и знакомимся с Юрием. Выясняем, что он тоже малиновский старожил. Работает с запчастями с момента открытия рынка.

— Здесь таких, как я, ещё человек семь. И всё! Остальные пришли уже позже. Раньше я платил $900 за аренду, а сейчас отдаю 100 долларов за эту будку. В качестве склада использую контейнер, который купил за $4 700. Тяжело нынче... Мой знакомый на крытом рынке продал всего два ремонтных комплекта за месяц. Да и тут сам часто сталкиваюсь с ситуацией, когда люди требуют отдать дешевле ту или иную деталь. А всё потому, что в интернете кто-то выставил цену в разы ниже рыночной! Ну или говорят, мол, предпочтительнее заказать новую китайскую запчасть в онлайн-магазине и вовсе не ехать сюда.

-9

— А как вы считаете, людям в принципе нужен вот такой авторынок с «бэушкой»?

— Вот вы знаете, почему у поляков подобные площадки не закрываются? Потому что работают несколько раз в неделю! А не как у нас — каждый день. Может, если бы переняли такую модель, то и народ активнее сюда шёл бы. Многие говорят, что все эти «бэушки» и рынки отживают свой век, однако свой покупатель тут определённо есть.

Как раз в этот момент к Юрию подошёл тот самый «свой покупатель». Вопрос о целесообразности авторынка мы адресовали и ему.

-10

— У меня нет денег, чтобы купить оригинальную деталь на старенький Volkswagen Transporter Т4. Это рабочая машина. Можно, конечно, взять новую китайскую запчасть, но я предпочитаю приезжать сюда за бэушным оригиналом.

Движемся дальше между пустующими рядами. Анатолий касательно возможной смены собственника иллюзий не строит.

-11

— Вы же сами видите, что происходит. Несмотря на это, есть люди, которые привыкли здесь закупаться и возвращаются сюда снова и снова. А от смены владельца нам ни холодно ни жарко. Мы же здесь в последние годы боремся за жизнь. Площадка всё равно не продастся…

«Рынок — это отрыжка 90-х»

На «Автомалиновке», как называют территорию с авто сами местные продавцы-перекупы, в будний день ещё более пусто, чем на точке с «бэушкой». Люди говорят, от былых золотых времён и следа не осталось — рынок нынче обмельчал. Простые белорусы свои машины тут давно не продают. Площади между собой поделили автохаусы — так и стоят по рядам. Торговцы греются в киосках-офисах. Едва заприметят потенциального покупателя — стремглав спешат к нему! И заводят старую песню о главном.

-12

Нам удалось пообщаться с сотрудниками одного из автохаусов:

— Рынок каждый год выставляют на продажу. Вот уже 25 лет подряд! Так кто ж его купит? Не продаётся, потому что он разделён на части. Для нас рынок — это всего лишь площадка. Либо она здесь, либо в Таборах. Ничего не меняется, главный интерес покупателя — автомобиль. А где он стоит — разницы нет. От этого цена на машину не вырастет и не уменьшится, — утверждает Владимир.

-13

— Да и, честно говоря, расположение авторынка не самое удачное, — добавляет коллега Владимира Александр. — Транспорт сюда не идёт, площадка находится в карьере… Всегда песок, летающий мусор. Как бы грустно ни звучало, но типичный рынок — это отрыжка 90-х.

— Тем не менее вы всё ещё здесь. Почему не съезжаете?

— Мы лишь арендуем здешнюю территорию, поскольку люди привыкли ехать сюда смотреть машины. Но вспомните, как было с оптовым рынком в Ждановичах, когда его переносили в Таборы. Все говорили: на новую локацию никто не поедет! Однако оптовики сменили прописку, и посетители всё равно к ним заглядывают. Так что и у нас привязки к этому месту нет.

-14

**

Помахав на прощание ребятам рукой, у выхода с авторынка ещё раз оборачиваюсь. Сердце грустит от увиденного и услышанного. Многие хоть и обрекают на словах это место на неминуемую гибель, глубоко в душе греют себя надеждой, что всё обойдется и дела, как прежде, пойдут в гору.

-15

С чем связано очередное выставление рынка на торги и что ждёт его работников? Увы, в Сбер Банке, куда мы обратились за комментарием, давать какие-либо пояснения касательно сложившейся ситуации не стали. Сотрудница ограничилась лишь словами: «Пока изучается спрос». И пообещала связаться с нами. Что же, журналисты av.by продолжат следить за этой, без сомнения, важной историей. У которой, надеемся, всё же не будет бесславного конца.

Если вы работаете в автомобильной сфере и хотите честно рассказать об изнанке своей профессии (специфике, доходах, конкуренции и многом другом), пишите нам на news@av.by. Анонимность (если она важна) гарантируется!

Любовь Сагалович

Фото: автора, архив av.by

Подписывайтесь на наши новости в Telegram