В последние годы всё чаще онлайн- и оффлайн-сервисы переходят на платную подписку с регулярным платежом (раз в неделю, раз в месяц, раз в год). Но все равно перед владельцами онлайн-школ всегда встаёт вопрос: что выбрать — разовую оплату или подписку?
Разовая оплата подразумевает получение единовременной оплаты за доступ ко всем материалам курса на неограниченный срок. Подписка же предполагает регулярные платежи, обеспечивающие доступ к контенту на протяжении определённого периода в зависимости от типа подписки (еженедельное, ежемесячное или ежегодное продление).
Не только владельцы онлайн-школ задаются вопросом, какой формат оплаты выбрать, но и студенты — часто именно от этого зависит финальное решение вашего потенциального ученика.
В этой статье мы рассмотрим плюсы и минусы каждой модели оплаты, разберём на примерах, какой вариант лучше. И, конечно, вы наконец сможете решить, что больше подходит именно вам.
Платная подписка: преимущества и недостатки
Преимущества платной подписки:
- Подписка может быть более выгодной при длительном обучении. Если студент планирует пройти несколько курсов или заняться углубленным изучением темы, подписка на сервис может оказаться дешевле суммарной стоимости всех курсов по отдельности.
- Подписка — это возможность гибкого управления доступа к материалам.
- Подписка — это гарантия постоянного доступа к обновлённому контенту и новым материалам без дополнительных затрат.
Недостатки платной подписки:
- Если вы видите в аналитических отчётах, что интерес к обучению снижается или пользователи не успевают пройти курсы до конца, подписка может быть не самым выгодным для ОШ решением.
- Следовательно, если интерес к курсу падает, подписка может привести к неоправданным расходам — и со стороны ученика, и со стороны школы.
Разовая оплата: преимущества и недостатки
Преимущества разовой оплаты:
- Когда ученик разово оплачивает курс, он может планировать свой бюджет. Студент не беспокоится о ежемесячных списаниях или неожиданных повышениях стоимости.
- Разовая оплата выгодна для коротких или узкоспециализированных курсов. В этом случае разовая оплата будет более разумным решением по сравнению с подпиской.
- Разовая оплата не требует дальнейших обязательств. Студент получает доступ к курсу на определённое время: выгодно и для владельца ОШ, и для ученика. Если ученик хочет освоить навыки или знания без углубленного изучения предмета, лучше подойдёт разовая оплата. Представьте: вам нужно освоить конкретный инструмент или методику для вашей текущей работы или проекта — единовременный платёж точно будет выгоднее.
Недостатки разовой оплаты:
- Ограничение доступа к материалам после завершения курса. Большинство платформ предлагают доступ к материалам только на период обучения. Если необходимо повторное изучение материалов — будь добр, подумай об этом заранее и делай конспекты. Или покупай курс снова. Да, выгодно для ОШ, но значительно снижает интерес со стороны ученика.
Что выбрать — зависит от ваших целей, финансов и дополнительных материалов
Выбор между платной подпиской и разовой оплатой зависит от целей обучения, длительности курса, финансовых возможностей и дополнительных функций курса.
Если вы понимаете, что цель вашего потенциального ученика — изучение большого количества материалов с регулярным обновлением информации, подписка точно будет более выгодным решением. Подписка часто предполагает доступ к постоянно обновляемому контенту. Например, языковые курсы или программы по программированию могут предлагать новые уроки каждую неделю.
Финансовые возможности студентов тоже важны. Подписка снижает нагрузку на бюджет за счёт ежемесячных платежей. Этот вариант подходит для тех, кто предпочитает постепенную оплату и хочет иметь возможность отменить обучение в любой момент без значительных финансовых потерь.
Зачастую подписка включают дополнительные функции: доступ к вебинарам, персональным консультациям или сообществам участников. Если дополнительные функции важны для вашей программы обучения (например, менторство/наставничество), подписка точно подойдёт больше.
Какой формат выбрать — опираемся только на тип онлайн-школы и продукта
- Языковые курсы. Здесь лучше выбирать именно подписку — это гарантирует ученику постоянный доступу к новым материалам и персонализированному контенту (вебинары, регулярное общение с носителем языка в формате созвонов).
- Курсы программирования. Здесь тоже выигрывает подписка. Программирование — ниша очень «обширная» и всегда требует изучения огромного количества разных материалов.
- Курсы для «гуманитариев»: музыка, искусство, история и другие дисциплины. Как правило, это краткосрочные курсы. И здесь лучше использовать разовую оплату. Однако если у вас онлайн-школа, главной целью которой является расширение знаний во всех гуманитарных областях, подписка здесь может быть более целесообразной.
- Бизнес-обучение и наставничество. Однозначно подписка. Здесь вы не только продаёте уже заготовленные онлайн-продукты, но и можете предоставить доступ к онлайн-созвонам и стратегическим сессиям. Ученики в этой нише спокойно относятся к формату подписок.
- Wellness, йога, фитнес и другие виды спорта. Здесь подойдут оба варианта: если вы продаёте мини-продукт по одной дисциплине, подойдёт разовая оплата. Если же вы продаёте несколько продуктов по разным дисциплинам - выбирайте подписку.
Так какой формат выбрать?
И подписка, и разовая оплата одинаково хороши. Выше мы рассмотрели плюсы и минусы каждой модели, разобрали, какой формат подписки подойдёт исходя из целей, финансовых ожиданий и типов ваших продуктов.
Однозначного ответа здесь мы дать не можем: нужно отталкиваться от множества факторов. Например, вы продаёте онлайн-курсы по изучению испанского языка, но при этом уже знаете, что у вас настолько разная целевая аудитория, что одни готовы платить ежемесячно, допустим, по 7 тысяч рублей за одну ступень и набор дополнительных блоков, а другим важно купить сразу несколько ступеней «здесь и сейчас». Что выбрать в таком случае? Предлагайте сразу 2 варианта оплаты, но делать это лучше через менеджеров по продажам, чтобы повысить конверсию в продажу.
Наши рекомендации
При выборе между платной подпиской и разовой оплатой важно учитывать не только особенности вашего продукта, но и предпочтения вашей целевой аудитории:
- Проведите анализ предпочтений ваших текущих и потенциальных студентов. Что им нравится, а что нет? Чего они хотят? Какие у них ожидания от стоимости и продукта?
- Оцените ваше текущее предложение. Насколько часто вы обновляете курсы и добавляете новые блоки/функции? Какую ценность вы можете дать через постоянный доступ?
- Тестируйте обе модели оплаты на ограниченном числе курсов или в течение пробного периода.
- Не забывайте и об анализе тенденций рынка и конкурентов — изучите предложения других школ в вашей нише.
Каждая из моделей имеет свои плюсы и минусы. При этом ваш выбор должен основываться на стратегических целях вашего образовательного продукта и ожиданиях ваших студентов, а настроить автоматическую продажу по Подписке можно у нас на платформе.