По дороге в заброшенную Чернскую больницу, заметила полуразрушенные въездные ворота и явно заброшенное здание. Колонны на въезде, старый, но ухоженный плодовый сад, центральная аллея, обрамленная разлапистыми туями, большой главный дом и несколько флигелей - все во внешнем виде говорило, что здесь была усадьба.
Строю догадки
Оценив фото со спутника и не найдя при поверхностном поиске упоминаний об этом месте, отправляюсь изучать. На фото с карт видно, что здание давно пустует, даже крыша обвалилась. Но меня подогревает надежда найти что-то интересное.
По пути размышляю, что не находила информации об усадьбе в этом месте, что странно. Колонны, огромные шары у входа, масштабность постройки - с таким размахом не строили что-то обычное.
Попадаю внутрь. Пробираюсь по обрушившимся на землю балкам перекрытий и разглядываю рисунки на стенах. Первая мысль - усадьбу забрали и переоборудовали в детский дом, а потом забросили как аварийный объект.
Аккуратно выведенное на белом фоне "Здесь не курят" контрастирует с почерневшими и упавшими при пожаре перекрытиями. "Наверно, подожгли уже, когда был заброшенным" - подумала я и двинулась дальше, пробираясь к центральному залу сквозь обломки.
Сначала я даже не хотела сюда идти, но тут-то и оказалось самое интересное.
Подобие лепнины - но какое-то дешевое, не с барским размахом - и росписи на стенах, и какой-то лозунг на красном фоне со звездой.
Все это вносило смуту в мои мысли. Детский лагерь? Отряд октябрят? Непонятно!
Иду дальше. Здесь начинаются технические помещения, относящиеся к столовой, но среди них хорошо сохранившаяся VIP-комната: тут и камин и обитые мягкой тканью стены. Санаторий - думаю я, с комнатой для крутых шишек.
И в очередной раз моя догадка пролетает мимо истины. Если бы мы играли в морской бой, я бы не попала ни в один корабль соперника в этот день. Все идеи и предположения, сыпавшиеся одно за другим, били четко мимо цели.
Даже найденные в подвале утки и еще какие-то явно медицинские предметы - мне не понятна их функция - не направили к верному предположению. "Медицинский склад в подвале - почему бы и нет?!" - решила я.
Осмотрев центральную часть, вышла на улицу и двинулась в сторону боковых частей здания. И тут я начала ловить глюки, о которых не сознавалась своим попутчикам. Дважды мерещились чужие голоса и трижды казалось, что в расположенных друг на против другах окнах правого и левого крыла здания движутся темные фигуры людей.
Я замирала, вглядывалась, прислушивалась. Сердце бешено колотилось, хотелось поскорее уйти. Странно, что это чувство появилось только на обратном пути.
Совпадение
Сажусь писать статью об этом месте. Ищу информацию и понимаю, что по спине пробегают мурашки, а тело охватывает сковывающий холодок. Это не усадьба!
Надпись "Здесь не курят" на фоне следов пожара становится уже не такой забавной и все постепенно становится на свои месте. Сердце стучит то ли в пятках, то ли в ушах.
3 ноября 2024 года в 14:00 я оказываюсь в заброшенном доме престарелых. Ровно за сутки до 17-летней годовщины страшной трагедии...
Пожар, в котором заживо сгорели 32 человека
"Пенсионеров выносили, а они шли обратно" - таким заголовком начиналась одна из найденных мной статей.
4 ноября в 13:00 в доме престарелых в селе Велье-Никольское Тульской области вспыхнул пожар. Пожарные, прибывшие спустя 16 минут после вызова, столкнулись с быстро распространяющимся огнем. Часть второго этажа уже была охвачена пламенем.
Сотрудники попыталась эвакуировать лежачих пенсионеров с первых этажей. Санитаркам удалось вынести 131 человека на матрасах, носилках и даже вручную. Однако при эвакуации людей со второго этажа возникли серьезные трудности: когда огонь усилился, многие пенсионеры оказались в ловушке собственных комнат.
В той части здания, где была лестница, перекрытия обрушились, и у пенсионеров не осталось других шансов покинуть палаты, кроме как выпрыгивать в окно.
Площадь пожара возрастала с каждым часом: тысяча квадратных метров, полторы тысячи, две тысячи...
По словам старшей медсестры, пожилые люди и инвалиды пытались вернуться в горящие помещения:
«Мы их выталкивали, выпихивали, выносили, вывозили. На снег выбрасывали одеяла, матрацы. На них бросали. В общем, делали все, что могли». А они упрашивали спасателей и медсестер: "Оставьте нас в покое! Не до вас сейчас: у нас свои болячки, а тут еще вы... Дайте нам сгореть!"
Причина возгорания
Здание дома-интерната для престарелых и инвалидов было построено в 1952 году и, как выяснилось, давно нуждалось в ремонте и развитии противопожарных систем. В 2006-2007 годах инспекторы несколько раз проверяли здание, выявив 30 нарушений пожарной безопасности.
Последняя проверка, проведенная летом 2007 года, завершилась предписанием устранения выявленных нарушений, но к моменту трагедии были только 26 из 30 пунктов, а 4 ключевых нарушения остались: не была проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердака; не смонтированы автоматическая система пожарной сигнализации и система оповещения и управления при пожаре; внутренние лестничные марши выполнены из горючего материала.
Попытки закрыть дом-интернат на этом основании не увенчались успехом — суд отказался в закрытии этого учреждения, видимо, из-за отсутствия альтернативных мест для размещения пенсионеров.
Само возгорание могло произойти из-за неосторожного обращения с огнем или по причине замыкания проводки - в доме престарелых использовали обогреватели, хотя, как пишут в СМИ, отопление было дано вовремя и "непонятно", зачем понадобилось использовать дополнительные системы обогрева.
Это здание, похоже, войдет в мой Топ жутких мест... Признавайтесь, было не по себе, пока читали?
Координаты
Сгоревший дом престарелых в деревне Велье-Никольское Тульской области: 53.463951, 36.946095
Подписывайтесь на мой Телеграм-канал: там самые актуальные новости из путешествий!