Нельзя сказать, чтобы Мария-Антуанетта оказалась выдающейся королевой. Или хотя бы одной из великих французских королев. Но вот одной из самых известных и знаменитых – определенно. О ней писали и пишут, снимают кино, ее отрубленную голову показывают на церемонии открытия Олимпиады-2024.
Поговорим о ней и мы.
Мать-героиня
Императрица Австрии Мария-Терезия в СССР могла заслужить звание трижды матери-героини. 16 детей! Да, не все из них родились живыми. Не все вышли из младенчества. Но всё-таки!
Рожать у императрицы, можно сказать, вошло в привычку. К пятнадцатым по счету родам она отнеслась как к дежурной необходимости, небольшому неудобству, а не чему-то экстраординарному.
До самых родовых схваток 2 ноября 1755 года Мария-Терезия работала с документами. И тут не сразу улеглась на родильное ложе, а еще успела попросить дантиста осмотреть больной зуб. Опроставшись и только взглянув на родившуюся девочку, императрица вновь уселась за документы. По крайней мере, так рассказывают историки.
Девочку крестили сложным, как водится у немцев, именем Мария Антония Йозефа Иоганна. Это не просто так, а по именам формальных крестных короля и королевы Португальских.
Мамочке было не до младшей дочери. Во-первых, полтора десятка детей – на каждого внимания не напасешься. Во-вторых, в 1756 году началась война с Фридрихом II Великим. А это поважнее воспитания одной из младших принцесс.
Сначала с девочкой тетешкались няни. Потом настал черед воспитателей. И только за ними учителей. Надо заметить, Мария-Терезия требовала воспитывать своих детей в относительной строгости. Нет, розгами их не секли, но от всяких излишеств старались держать подальше.
Я бы сказал, что воспитание заменяло образование. Наученная манерам, Мария-Антуанетта так и не выучилась наукам. Довольно плохо писала и читала даже на вроде бы родном немецком языке.
Как одна из младших, маленькая Мария была отрезана от основной массы старших Габсбургов. По возрасту ей подходили два брата (годом старше и годом младше) да тремя годами более старшая сестра Мария Каролина (будущая королева Обеих Сицилий). Считается, что девочки были довольно близки друг к другу.
Матримониальные планы
У коронованных особ к делам амурным отношение особое. Тут Амур всегда уступает место Гермесу. Монархические браки заключались не на небесах, а в придворных канцеляриях. Дипломатические соображения определяли всё.
Для Австрии времен Марии-Терезии стратегическими партнерами являлись Россия и Франция. Только что отгрохотала Семилетняя война, в которой этот блок едва не прикончил Пруссию. Однако крутой поворот в политике России в 1762 году оставил в числе партнеров только Францию.
И надо же такому случиться, что в 1765 году наследником Людовика XV стал его 11-летний внук. Ой, как удобно: младшей дочери Марии-Терезии аккурат исполнилось 10 лет. Совпадение? Нет! Воля Господа.
Переговоры о браке французского принца и австрийской эрцгерцогини велись с 1764 года. И были непростыми. Очень уж выгодная партия, этот внук Людовика XVI. Имелись на него и другие виды.
Например, матушка дофина саксонская принцесса на дух не переносила австрийцев и крайне не желала для сына австрийского брака. Она рассчитывала найти ему невесту среди своей саксонской родни.
Между тем Мария-Терезия смогла добиться другого брака с Бурбонами. В 1768 году она выдала замуж за короля Обеих Сицилий дочку Марию Каролину (подружку нашей Марии-Антуанетты). А король Обеих Сицилий по мужской линии приходился пра-правнуком Людовику XIV и троюродным племянником Людовику XV.
Этот брак для Марии-Антуанетты означал расставание с любимой сестрой и, возможно, повышение удельного веса на европейском рынке царственных невест.
Увидеть Париж и…
С 1768 года Мария-Терезия решительно взялась за воспитание младшей дочери. Времени до ее брака оставалось (будем надеяться) очень мало, а сделать предстояло много. Упущенного не воротишь. Многого за оставшиеся два года добиться не удалось.
Но здесь для нашего дальнейшего рассказа важно назвать одно имя: аббат Вермон. Приставленный к эрцгерцогине священник оставался при ней и во Франции, оказывая посильное влияние на подопечную. Ну и служа связующим звеном между Марией-Терезией и дочерью на чужбине.
К весне 1770 года Мария-Антуанетта была девушкой 14,5 лет. И как говорят, весьма очаровательной девушкой.
Я неспроста отметил весну 1770 года. Переговоры о браке с французским дофином наконец сдвинулись с мертвой точки и вышли на финишную прямую. Свадьба была назначена на май 1770 года.
17 апреля Мария-Антуанетта торжественно отреклась от прав на австрийское наследство. Впрочем, имея в виду, что перед ней по старшинству шла добрая дюжина детей Марии-Терезии, это был просто символический акт.
20 апреля 1770 года ставшую из эрцгерцогини дофиной девочку усадили в карету и отправили из Вены в Париж. Город, который ей предстояло увидеть и в нем же умереть.
Продолжение:
-----------
Все очерки рубрики "История Франции":