💠Об авторе статьи: Приветствую читателей. Меня зовут MvLeksa, я окончила режиссёрский факультет ВГИКа, обучалась в Scream School на факультете "Анимация", работаю над заказами в сфере анимации и арта и над своими режиссёрскими авторскими проектами, давно взаимодействую с социальными сетями, публикуя контент на самых разнообразных web-площадках. Помимо творческой специализации, программа обучения, конечно же, содержала и культурологические, философские и исторические предметы, задав мне направление в изучении эволюции медиа, и я продолжаю самостоятельно изучать данную тему, читать специализированную литературу на разных языках, слушать подкасты и регулярно наблюдаю за медиапространствами.
Сегодня я хочу рассказать о тренде новая искренность, и, если честно, эта статья пишется не в тот момент, когда я к этому объективно очень хорошо готова. Не в том смысле, что у меня нет чёткой точки зрения, и я не могу обозначить её, и не в том, что у меня нет конкретных знаний. Ломка заключается в том, что всю мою жизнь меня учили неправильно писать и создавать печатные произведения и посты. Что формат учебных письменных работ, что программа в гимназии выработали некоторые методики работы, от которых сложно отказаться вот так сходу. Я чувствую, что регулярно использую критерии, стандартные слова и прочие детали, которые когда-то высоко оценивались, и пытаюсь прямо сейчас сформировать новые методы, направленные на то, как мне подходить к текстовой работе. Во время изучения языков, кстати, наблюдалась та же тенденция - в учащихся стараются выработать стандартные модели, которые можно было бы успешно употреблять в письменной речи. На самом деле, (и даже это - вводные слова, от употребления которых мне очень трудно избавиться) весь путь моего творчества - это поиск методов выражения, поиск свободы, которая всегда была внутри меня, но требовала определённой работы по раскрепощению, как прямо сейчас я и пытаюсь модифицировать свои методы работы с текстом. Я пытаюсь нащупать что-то, обозначить для себя, найти.
То, что вы прочитали только что, является вовсе не лирическим отступлением из личного блога. Я не веду личные блоги и делюсь темами, которые связаны с заявленной темой, как правило не рассказывая ничего о себе, так как, как вы знаете (или не знаете, но никогда не поздно узнать), сознание и внутренний мир человека не определяется ни его профессией, ни его привычками, ни даже его личностью на самом деле (но это отдельная тема, которую бы хотелось разобрать в разделе работы над драматургией анимационного персонажа). А хотела я данным изложением мыслей продемонстрировать вам основную суть тренда "новая искренность" в медиапространстве.
Новая искренность - это одна из тенденций, охвативших сферу искусства и медиа, направленная на уход от принципов постмодернистской иронии и цинизма (я хочу выпустить отдельную статью об исследовании темы постмодернизма в анимации и культуре и взглянуть на неё со своей стороны). Выдвижение искренности в качестве основного мотива, когда медиа-креаторы ищут способы говорить на серьёзные темы искренне, не прибегая к иронии и сарказму как к защитному механизму.
И хоть данная тема и близка к теме контркультуры (об этом можно прочитать в другой моей статье: https://dzen.ru/a/ZvWYnWzSPE2fp-I_ ) в том смысле, что что угодно может являться контентом или искусством в рамках данной философии, отличия всё же есть. Как и в случае с разницей постмодернизма и новой искренности, в случае с контркультурой сам по себе контр, противопоставление отсутствует. В настоящей новой искренности (я говорю "настоящей", потому что есть много попыток ей подражать, чтобы приковать внимание, опираясь на суть нового тренда) нет смысла в соревновании, в гонке. Креаторы искренне говорят о проблеме, не пытаются скрыть истинные чувства (к примеру, вместо критических сатирических высказываний или едких мемов на волнующую тему, искренне говорят, что это их расстраивает). Так, зрителям не приходится "догадываться" о том, что имеет в виду креатор, он буквально показывает, рисует то, что хочет донести.
Подобные методы используются и в работе над произведениями в искусстве - к примеру, если в анимационных сериалах "Симпсоны" и "South Park" присутствует ирония и деконструкция, есть авторы, использующие иной подход.
Так появился метамодерн - следующая стадия после постмодерна. Но, в отличие от своего предка, он не "врывается", не прибегает к деконструкции. Мета - это маятник, это поиск и путь, это немного романтическое восприятие, но при этом вполне реалистичное.
А теперь к практике. На мой взгляд, само определение термина намекает на то, что владеть таким инструментом под силу лишь тому, кто истинно поддерживает его, не стараясь скрыть намерения, которые будут непременно раскрыты (если Вы, конечно, не "сверхпрофессионал" своего дела). Основной ключ к пониманию инструмента работы: транссентиментализм. Это усталость от постмодернистского стремления к деконструированию, обращение к концепции более спокойного будущего, жизни в более уважительной среде, это альтернатива постмодернистской социальной уязвимости. Постмодерн делает из уязвимости шутку, не позволяя истинным чувствам совершить поворот в сторону чего-то, что может быть лучше текущей ситуации. Креаторы и авторы могут построить драматический или комедийный сюжет, высказав свои настоящие мысли. Постмодернистская школа была настолько сильна в кино и анимации, что её следы мы видим до сих пор. К примеру, работа над шутками в сценарии недавнего мультфильма "Wild robot": одной из героиней мультфильма является многодетная мать-опоссум, которую настолько бесят собственные дети, что она не хочет их даже знать и произносит "Вы вообще кто такие?", не желая проводить с ними время. Данная циничная шутка отлично резонирует с постмодернистским методом "возвращения к травме". Эти сцены не погружаются вглубь чувств или проблему, предпочитая сглаживать углы, немножко тяготеющим к чёрному, юмором.
На пути к восприятию и использованию метода чаще всего стоит интерференция. Это особое состояние, когда заученные способы из прошлого мешают освоению и восприятию нового материала: научившемуся токсично шутить приходится "учиться шутить заново", а заученные мною критерии и схемы работы над текстом тоже становятся неактуальными.
Если и правда по-честному, в работе над своими проектами, в том числе над комиксом, по мотивам которого я разрабатываю вебмультсериал и геймдев-проект - "Квадрат и Скрепка", - я уже давно проводила подобную ревизию. Потому подход к шуткам и сценарию сильно отличается от первых страниц к последним. Но! На самом деле, я всегда пыталась прийти к этому, к этой свободе, к тому, как я хочу работать как автор, а узнав о новой искренности я лишь увидела и переосмыслила то, как проходил мой путь как режиссёра, сценариста, художника. Мне очень хотелось раскрыться как автору, но создавалось ощущение, что, имея в руках лишь старые инструменты, я остаюсь совершенно безоружной в новой сфере. Но правда в том, что в новой искренности не нужно оружие, она является силой сама по себе.