Найти в Дзене
Кот-книголюб

И.А. Бунин "Господин из Сан-Франциско"

Мне нравится поэзия Бунина. Красивые выразительные образы, позволяющие ярко представить то, о чём читаешь: "Две розы под окном раскрылись - две чаши, полные огня". "И Осень тихою вдовой вступает в пёстрый терем свой". "Играл зеркальный отблеск моря в вершинах сосен, и текла вдоль по коре, сухой и жесткой, смола, прозрачнее стекла..." Читая рассказ "Господин из Сан-Франциско", вновь обратила внимание, как талантливо, до мельчайших деталей, описаны внешность и одежда героев, обстановка на пароходе и в отеле, природа острова Капри, зимний океан. Почувствовала отношение самого писателя к своим персонажам. Здесь это буквально осязаемо. Эпизод, когда господин из Сан-Франциско внезапно умирает в отеле, вызвал ощущение чего-то очень знакомого. Ответ подсказала история написания рассказа. Летом 1915 году Бунин увидел на витрине одного из московских магазинов книгу Томаса Манна "Смерть в Венеции". (Герой романа Манна тоже внезапно умирает в отеле на берегу моря.) В сентябре того же года в име

Мне нравится поэзия Бунина. Красивые выразительные образы, позволяющие ярко представить то, о чём читаешь:

"Две розы под окном раскрылись - две чаши, полные огня".
"И Осень тихою вдовой вступает в пёстрый терем свой".
"Играл зеркальный отблеск моря в вершинах сосен, и текла вдоль по коре, сухой и жесткой, смола, прозрачнее стекла..."

Читая рассказ "Господин из Сан-Франциско", вновь обратила внимание, как талантливо, до мельчайших деталей, описаны внешность и одежда героев, обстановка на пароходе и в отеле, природа острова Капри, зимний океан. Почувствовала отношение самого писателя к своим персонажам. Здесь это буквально осязаемо.

Эпизод, когда господин из Сан-Франциско внезапно умирает в отеле, вызвал ощущение чего-то очень знакомого. Ответ подсказала история написания рассказа.

Летом 1915 году Бунин увидел на витрине одного из московских магазинов книгу Томаса Манна "Смерть в Венеции". (Герой романа Манна тоже внезапно умирает в отеле на берегу моря.)

В сентябре того же года в имении сестры Бунин вспомнил и книгу, и случай, очевидцем которого он стал сам во время пребывания на острове Капри: внезапную смерть американца. Писатель решает написать рассказ "Смерть на Капри". Произведение было написано за 4 дня, а название Бунин изменил сразу же, как только написал первые слова "Господин из Сан-Франциско".

Согласно записям самого писателя, все события и персонажи рассказа вымышленные. Реальным является только сам факт внезапной смерти в отеле, давший толчок к написанию произведения.

История господина из Сан-Франциско очень напомнила мне историю богача из Евангельской притчи, который много лет накапливал своё богатство. Копил, копил, и когда наконец, решил, что может остановиться и жить в своё удовольствие, внезапно умер на следующий день.

Однако Бунин создаёт персонаж более сложный. Господин из Сан-Франциско накапливает своё богатство, чтобы "сравняться с теми, кого он взял себе за образец". Он нещадно эксплуатирует тысячи китайцев, которые работают на него, но так же он не дает жизни и себе, откладывая отдых и все надежды на потом. В Европу он едет, потому что "люди, к которым принадлежал он, имели обычай начинать наслаждение жизнью с поездки в Европу, в Индию, в Египет. Положил и он поступить так же".

Он эгоистичен, думает лишь о собственных удовольствиях. Жену и дочь берёт с собой лишь потому, что так принято, а не из-за любви или привязанности к ним.

И третий крупный его порок - непомерные гордость и высокомерие. Люди, которым он платит за свой комфорт, и уж тем более те, кто этот комфорт обеспечивает, для господина из Сан-Франциско не существуют. Он их просто не замечает.

Бунин великолепно использует приём контраста. Сверкающие огнями шикарные палубы парохода "Атлантиды" и тёмный и тесный трюм. Расслабленные, проводящие время в безделье и роскоши пассажиры и работающие в поте лица члены команды. Отношение к господину из Сан- Франциско и его семье до и после его смерти. Восхищение публики красивой влюблённой парой и скука нанятых артистов, вынужденных раз за разом изображать фальшивые чувства.

-2

На мой взгляд, введение этого произведению в школьную программу весьма своевременно. Сейчас смещён акцент именно на материальные цели, сильно стремление жить не то, что не хуже остальных, а жить, как...

Бунин показывает, чем оборачивается желание втиснуть себя в чужие рамки, погоня за богатством и положением, отсутствие духовных ценностей. Вроде бы господин из Сан-Франциско может себе позволить купить любое удовольствие, а удовольствия-то и нет: нет той чистой радости, которую испытывают лодочник Лоренцо или горцы, что остановились у статуи Марии.

Но самое отрезвляющее то, что "Человек внезапно смертен", как сказал герой великого романа М. Булгакова. Господин из Сан-Франциско после смерти лишился и богатства, и положения. Его высокомерие обернулось унижением: вдове и дочери было отказано даже в достойной транспортировке тела на родину, а пародия Луиджи у двери номера, где лежал покойный, мне показалась кощунственной. У служащих отеля не было причин любить высокомерного господина, но подобное поведение свидетельствует и об их душевной чёрствости.

В рассказе ещё много интересных деталей, над которыми стоит подумать. Я написала лишь о том, что меня особенно затронуло.

Рассказ прочитан в рамках марафона "Открой школьную Вселенную. Многоликий ХХ век" от нашего квартета книжных каналов "Аннушка и масло|книжки 📕", "Ветер в книгах", "С книгой в обнимку" и "Кот-Книголюб".