Сегодня поговорим о цели философии. На третьем уроке мы уже указывали на неё, когда говорили о постулатах философии. Конечно, каждый думает, что знает, что такое цель философии. Некоторые даже скажут, что у философии много целей. Только речь сегодня о главной цели философии, об основноё её цели.
Эту цель указывает филоистика, которая рассматривает философию как целостное глобальное явление по осмыслению действительности (см. урок №-1). Многие философы, освоившие лишь частности философии, не понимая явление в целом, не могут правильно определить ни сути, ни цели, ни задачи, ни смысла философии. Например, рассматривая вопрос о цели философии, многие начинают говорить совсем не о цели, или называют цель какого-либо одного философского направления, или говорят не о философии, а о том, что каждый философ ставит свою цель и т.д. Но всё это не цель философии, это частные цели, и нужно ещё хорошо проанализировать, действительно то, о чём говорят, называется целью.
Рассмотрим некоторые высказывания о цели философии:
«Цель философии – увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл…».
«Цель философии – средствами научных открытий овладеть силами природы».
«Цель философии – достижение идеального государства и общества».
«Цель философии – дать жизнь безмятежную и свободную от страданий».
«Цель философии – достижение человеком счастья».
«Главная цель философии – это постижение всего сущего».
Перечислять можно долго. У каждого философа будет своё представление о цели философии. Вот, например, цитаты с именами известных людей:
«Цель философии – логическое прояснение мыслей» (Людвиг Витгенштейн)
«Основная цель философии – создать что-то из ничего» (Бауыржан Карасаев).
«Заветной целью философии всегда было познание свободы и познание из свободы» (Николай Бердяев).
«Цель философии не дать ответы на вопросы, а пробудить в человеке личность» (Карл Ясперс).
Но мало кто (даже из великих) даёт себе труд понять, что такое «цель».
Проблема в том, что философы часто говорят о цели, как о конечном результате. Но цель – это не конечный результат. Цель достигается для чего-то более значимого, чем сама цель, а не для того, чтобы только достигнуть цели. Цель – это то, что служит смыслу, оправдывается им. Не может быть цели ради самой цели. Это бессмысленно.
В книге «Азы философии для философов» Аркадий Арк сравнивает понятия «цель» и «смысл» так:
«Заиметь миллион долларов – это цель. Потому что отвечает на вопрос «Что?». Цель – миллион. Но это не смысл. Миллион не может быть смыслом жизни. Во всяком случае, не должен им быть. Ведь миллион нужен нам не просто так, а для чего-то. И это «для чего» – является смыслом достижения цели – миллиона".
Поэтому филоистика как научная философия указывает на то, что у философии как у явления может быть только одна основная или главная цель. Как думаете, из перечисленных высказываний, какие более всего подходят к цели философии?
Думаете, вот это: «Цель философии – достижение человеком счастья»?
Или это: «Цель философии – достижение идеального государства и общества»?
Согласны, что это, в принципе, об одном и том же? Ведь в идеальном государстве человек должен быть счастлив. Разве нет? Но если это – цель, то в чём смысл? Ведь цель служит смыслу. Может, это не цель, а смысл? То есть, именно то, для чего нужно достичь цели.
Тогда, может, «главная цель философии – это постижение всего сущего»?
Но, во-первых, в этом высказывании неверная формулировка, потому что «постижение всего» невозможно! Нельзя знать всё. Тут ставится заведомо недостижимая «цель». Это такой же миф, как достижение вечной жизни у боговеров. Во-вторых, постижение сущего, а точнее сказать: поиск истины, – это суть философии. Ведь суть философии как раз и заключается в поиске истины. Этому был посвящён урок № 4. Другой сути у философии нет. Но суть не может быть одновременно и целью. Это разные понятия.
На самом деле цель философии – создание объективной картины мира. Так определяет научная философия – филоистика. Объективная картина, значит не какая-нибудь, а только научная картины мира. В этом и заключается основная цель всей философии, самая общая, самая глобальная её цель. Под объективной картиной мира необходимо понимать всю действительность: как внешний мир, так и внутренний мир человека. И эта картина, действительно, создаётся благодаря «постижению всего сущего» (благодаря сути философии), то есть, суть философии (поиск истины) ведёт философию к цели, к построению объективной картины мира, научной картины.
Ведь для чего человек ищет истину? Конечно, для того, чтобы познать и понять этот мир. А для этого ему необходимо из тех истин, которые познало человечество, построить верную модель мира, понятную модель, или – объективную картину мира.
Итак, основная или главная цель всей философии – это создание объективной картины мира, научной картины, которая была бы понятна и непротиворечива. Которая давала бы возможность каждому человеку понимать мир и изучать его шире.
Но чтобы достигнуть цели и построить объективную картину мира, необходимо выполнить определённую задачу: главную задачу философии. Сама же объективная картина мира нужна для того, чтобы можно было продуктивно заниматься главным смыслом философии, тем, для чего собственно, философия и существует. Но о задаче и смысле философии разговор будет идти на следующих уроках.
На этом сегодняшний урок закончим. Как говорится: делу – время, потехе – час. Перейдём к мемософии, чтобы расслабиться и улыбнуться.
Мемософия. Особенности русского языка. Поколение ЕГЭ-2
Мы уже обращались к теме "Поколение ЕГЭ" (смотрите в меню). Сегодня обратимся к ней ещё раз. Тема интересная и злободневная, особенно в наше время, когда боговеры настаивают, чтобы в школах вместо теории эволюции изучали сказочные тексты, и спорят о том, можно ли светские школы превратить в медресе с мусульманскими нарядами и молитвами. Тут уж, как понимаете, не до грамотного письма. Тем более, что боговеры обещают бороться с неграмотностью своими методами. Например, так:
И школы уже почувствовали перемены:
Знаете, я думаю, что теорию эволюцию в школах России всё-таки отменят. Просто потому, что учителям так будет легче.
Ну а что, если тетрадь одета в обложку, то и обложку можно одеть во что-нибудь. Беда в том, что поколение ЕГЭ уже давно вышло из школ в жизнь.
Нас уже обслуживает новое поколение, которое не помнит старого:
Они уже повсюду:
Конечно, больше всего их в интернете:
Из той же серии:
Иногда говорящие, понимая друг друга, не понимают, что оба безграмотны:
И вот итог: получаем дипломы, а не образование.
А на сегодня всё. Всем удачи, атеизма и радости!
(Картинки поста взяты из свободных источников интернета).
Для помощи каналу в деле пропаганды филоистики, атеизма и науки: карта Сбербанка № 2202 2063 1817 0615.
Также читайте статьи по другим темам канала. Общее меню:
Философия и филоистика
Атеизм и религия
Политика и экономика
Мемософия
Прочие материалы