6. Российская экономика после 1991 года. Сырьевая периферийная экономика Е.Т. Гайдара и кооперация.
Лектор намеренно не касается подробного разбора реформы 1965 года, связанной с именем Евсея Григорьевича Либермана, сутью которой является окончательное закрепление приоритета денежных показателей плана над натуральными.
Уверен, что эта, так распиаренная как в положительной, так и в отрицательная коннотации реформа, является не причиной, а следствием.
Следствием деградации управленческой культуры всех уровней руководства России 1960-х годов.
Победив конкурирующую властную группировку (условно назовём - технократов и инженеров), КПСС осталась единственной организованной и вертикально интегрированной политической силой, способной руководить всеми аспектами жизни (включая экономику) такого сложного организма как СССР. Неподготовленность, а зачастую, профессиональная некомпетентность кадров местных (районных, областных, краевых) органов КПСС с одной стороны, а с другой - безальтернативная необходимость осуществлять отвоёванные у конкурентов властные полномочия и руководить ВСЕМ ОБЪЁМОМ БУРНО РАСТУЩЕЙ ЭКОНОМИКИ СССР, явилась причиной опасной и иллюзорной веры в спасительный рецепт, позволяющий успешно руководить «лёжа на боку», не вникая во множество таблиц, «буков и цифир», что категорически необходимо при приоритете планирования номенклатуры производимой продукции в натуральных показателях.
И именно это стало причиной закрепление приоритета денежных показателей плана над натуральными.
Неизбежное следствие реформы 1965 года стало размывание со второй половины 1960-х годов барьера между безналичным и наличным контурами денежного обращения.
Предприятия были переориентированы с выполнения натуральных показателей, исчисленных в натуральных же, а не стоимостных единицах продукции, на прибыль как ключевой показатель.
И хозяйствующим субъектам (госпредприятиям) было разрешено переводить часть своей прибыли в фонды материального поощрения.
Все это якобы должно было стимулировать трудовую активность и снижение себестоимости продукции, но произошло наоборот.
Погоня за прибылью и получением дополнительной наличности привели к тому, что возник соблазн к наращиванию издержек и искусственному накручиванию валовых стоимостных показателей.
А в ходе горбачëвской «перестройки» плотина между двумя контурами денежного обращения была окончательно разрушена.
Было легализовано обналичивание денег, находившихся на счетах государственных предприятий.
К сожалению лектора, Закон от 26 мая 1988 года N 8998-XI "О кооперации в СССР" сделал именно кооперативы таким легальным каналом обналичивания.
Именно в конце 1980-х, самом начале 1990-х годов слово «кооператив» и «кооператор» и приобрело резко негативную коннотацию.
Безудержное разбухание наличной денежной массы стало главным источником первоначального накопления капитала для тех, кто позднее получил титул «новых русских» и «олигархов».
Разрушение созданной в эпоху индустриализации двухконтурной системы денежного обращения нанесло серьёзный удар по советской экономике и способствовало развалу СССР.
А её замена на ту систему денежного обращения, которая существует сегодня, стало причиной тридцатилетнего экономического застоя Российской Федерации.
Вхождение России после 1991 года в условно «Западную» (капиталистическую) систему разделения труда привело к развалу всех устоявшихся принципов и методов работы Российского кооперативного движения, сложившихся за предыдущие 100 лет. Производственная кооперация со своими промышленными активами немедленно стала на внутреннем рынке РФ конкурентом любых зарубежных поставщиков всего спектра как услуг, так и товаров народного потребления.
Так же немедленно не нужна этим зарубежным поставщикам стала и потребкооперация, т.е. разветвлённая система снабжения населения РФ разнообразными товарами и услугами. Гораздо перспективней стало финансирование новосоздаваемых систем сетевых ритейлеров (анг. retail ), которые позволяют в нужном (капиталистическом) русле контролировать весь процесс от производства товара до доведения его до конечного потребителя.
7. Владимир Владимирович Путин об исчерпании современной экономической модели. Будущее кооперации, как солидарного способа накопления капитала.
По словам Президента В.В. Путина, современная модель капитализма исчерпала себя как экономическая система. «Все говорят о том, что существующая модель капитализма, а это сегодня основа общественного устройства в подавляющем большинстве стран, исчерпала себя.
В её рамках нет больше выхода из клубка все более запутанных противоречий…
Нужно будет переосмыслить, как организована наша жизнь. Каковы приоритеты хозяйственного развития целых государств?» (совещание по экономическим вопросам 20.октября 2021 г.)
В заключение лекции приведу обширную цитату из книги Михаила Леонидовича Хазина «Воспоминания о будущем.
Идеи современной экономики» (М.2019)
Почему потерпела неудачу экономическая система СССР, сочетавшая плановую систему производства и частную систему хозяйства, создающего потребительские стоимости (артели)?
История этой неудачи подробно описана в книге «Кристалл роста к русскому экономическому чуду» А.Галушка, А.Ниязметов и М.Окулов – М.,2021
ИТАК, ЦИТАТА из М.Л.Хазина: «Тут можно предположить много вариантов, но главной причиной, по всей видимости, было то, что любая частная концентрация капитала на тот момент воспринималась как попытка подрыва пролетарского государства.
У которого были серьезные проблемы, связанные с тем, что модель Маркса, которая предполагала победу пролетарской революции в мировом масштабе, не работала в одной отдельно взятой стране (или даже Содружестве социалистических государств) в окружении враждебного капиталистического мира.
К тому же, превышающего их по экономической мощи. Соответствующая теория была создана (пусть и не в полном объеме) в последующие после Великой Октябрьской социалистической революции лет 15, но к этому моменту хозяйственный уклад и политическое управление в стране уже сформировались и внедрять в них новые институты было признано нецелесообразным. (Примечание лектора: теория А.В. Чаянова).
Да и потом, попытались сочетать солидарные варианты в виде артелей, но финансирование для них сделали внешним, государственным.
Отметим, что в условиях капиталистической экономики, где человек человеку – волк, ключевой проблемой солидарной системы накопления капитала является доверие…
Но современные технологии типа блокчейн позволяют решить эту проблему радикально, поскольку они дают возможность контролировать свои активы (и при договоренности – все остальные активы) в таком сообществе в режиме реального времени.
Иными словами, возможно не просто привлечение денег под конкретный проект в стиле «краудфандинг» (по большому счету с полной потерей контроля), но куда более серьезное вовлечение в процесс развития нового проекта.
Более того, если подобную модель начать применять в массовом порядке, то она начнет стимулировать новые социальные технологии.
Задачей которых будет не просто собрать деньги под проект, а собрать в рамках некоторого сообщества людей, которые заинтересованы в этом проекте не только финансово, но и по другим причинам.
Иными словами, ключевым элементом сбора ресурсов под новые проекты станет социальное конструирование, создание новых социальных групп и конструктов…
Отметим, что на первом этапе такие солидарные проекты будут довольно ограниченными, сконцентрировать большой объем капитала будет сложно. В том числе и потому, что юридические и технические процедуры контроля и защиты участников (уже не просто вкладчиков стандартного акционерного общества) требуют достаточно серьезной отработки, но по мере развития системы они могут стать достаточно серьезными.
Собственно, терпящая сейчас крах в мировом масштабе система хрематистики по Аристотелю и соответствующее этой системе законодательство, тоже развивались достаточно долго, многие сотни лет.
Так что солидарная система концентрации капитала должна пройти довольно большой и сложный путь. Отметим, что эта модель снимает проблему связи инноваций и стоимости: поскольку инвестиции в инновации в рамках такой системы бесплатные, они не увеличивают стоимости произведенной продукции.
И в случае, если в какой-либо отрасли не получается собрать достаточный капитал, инновации в ней просто на какое-то время останавливаются.
До тех пор, пока не будут придуманы соответствующие социальные технологии и проекты, которые позволят привлечь под них деньги.
Солидарная концентрация капитала позволяет, как конструировать новые социальные модели, так и практически любому человеку участвовать в самых разных интересных ему проектах и группах, создает совершенно новую реальность.
То есть теоретически можно будет сказать о том, что общество, построенное на научно-техническом прогрессе, перейдет к обществу, построенному на социально-техническом прогрессе.
И это может создать нового человека и новую систему общественных отношений даже быстрее, чем это попытался сделать СССР.».
КОНЕЦ ЛЕКЦИИ.