Про Менделеева известно, что некоторую замысловатую роль в создании им периодической таблицы химических элементов сыграло сновидение. На самом деле, конечно, Менделеев был прав, говоря, что созданием он обязан не сну, а всей своей самоотверженной научной жизни, так как, согласно законам психофизиологии, мозг во время снов всего лишь вертит впечатлениями из прошлых бодрствований. Однако фишка ещё и в том, что мозг во время сна расходует силы на обработку не вновь поступающей информации, а уже ранее полученной. Следовательно, может лучше сконцентрироваться на проблемах, не решаемых с одного наскока.
Для неслучайных людей далеко не секрет, что в моей жизни тоже определённую роль играют Видения, получаемые во время сна.
Сегодня вот в голову ударило как раз ещё одно странное. Хотя прежде, чем рассказывать о его содержании, поделюсь стародавним.
Когда-то стародавно меня напрягло одно Видение, в котором я рассказывал и делился с людьми какими-то непонятными знаниями. Вот натурально чем-то загадочным, потому что оно, это деление, было абсолютно неинтересно ни мне, ни людям. Я как бы в Видении просто отбывал номер, читая лекцию несчастным слушателям, а сам при этом думая о каких-то совсем других делах. И вдруг в Видении проступило как будто поданное какими-то неведомыми силами понимание, что я, оказывается, нёс несчастным слушателям что-то про то, что не столько Солнце вертится вокруг Земли, сколько Земля вертится вокруг Солнца. Слушателям слушать это было неинтересно, потому что они считали по-другому. В их священных книгах всё было совсем наоборот. А мне выступать было неинтересно, потому что проблему взаимодействия Земли и Солнца я для себя тоже уже давно решил, причём ещё и моей заслуги в этом решении был минимум.
Проснувшись, я прикинул, что, во-первых, образно в моём сно-видении, видимо, отображалось моё взаимоотношение с окружающими людьми по поводу половых хромосом. Очень-очень многим людям сильно неинтересно, когда я упоминаю, что в нынешних священных книгах говорится о создании мужчины первым, а женщины - второй (да ещё и из всего лишь части мужчины), и что это строго противоположно научным данным о том, что сначала появилась женская хромосома, и лишь только потом - мужская (причём из части женской хромосомы). Ещё я считаю, что поскольку женская хромосома намного крупнее мужской, то подавляющая часть мышления и поведения у мужчин продиктована женской хромосомой (у любого мужчины есть и мужская, и женская хромосома), и что чем сильнее мужская хромосома, тем больше она вынуждает работать на себя женскую хромосому. Окружающие люди категорически против такого подхода и считают с точностью наоборот: что чем больше мужчина мужчина, тем больше он ведёт себя как мужчина, а не как женщина.
Во-вторых, я понял из Видения, что у меня нет задатков популяризатора. «Ну и ладно!» - подумал беспечно я, – «Менделеев вон тоже лекции читал крайне хреново. Зато к открытиям был склонен».
Что же касается выступлений на публике, то тут на Дмитрия Ивановича, напротив, находила какая-то необъяснимая робость. Перед каждой фразой плачущим голосом он тянул «э-э-э», потом переходил на скороговорку, обрывистую, спутанную. «Корявые, как я сам», — говорил он о собственных лекциях.
И вот Видение, которое, по сути, ставит крест на моих поползновениях. Суть Видения примерно такова, что окружающим когда-то надоели мои поучения, которые им не нравятся, но на которые они никак не в состоянии ответить так, чтоб не огрести что-нибудь про свой ум. Поэтому окружающие зарядили самого-самого умного человека, какого смогли найти, тот поизучал моё творчество, не нашёл, что противопоставить, но сказал, что молчание окружающих верное, и что он полностью его поддерживает. Что, дескать, человечеством наработаны определённые правила, которым я не соответствую, что не вписываюсь ни в какие рамки… Что ж, если самые умные люди так реагируют, то кое-то про меня мне ясно.
Менделееву было всё же чуть лучше. Хотя современники тоже долгое время никак не признавали Дмитрия Ивановича серьёзным учёным, но он хотя бы славился как чемоданных дел мастер. И про ту же периодическую таблицу – шесть лет серьёзные химики считали её белибердой. И даже бывший учитель Бунзен писал в письме к Менделееву: «Да оставьте вы меня в покое с этими догадками! Такие правильности вы найдете и между числами биржевого листка!». Однако в конце концов нашёлся Лекок де Буабодран, открывший галлий, после чего Менделееву удалось убедить французского химика в убедительной прогностичности периодической таблицы. Но этому помогли прогнозы Менделеева. А у меня какие прогнозы из моих дум о том, что у людей есть половые хромосомы? Их ноль! Мне Лекокы не светят.
Единственное, что меня ещё греет, так это история, как Менделеева пригласили работать в лабораторию с годовым жалованьем в 30000 рублей (сколько это было по тем временам, расчёты приводить не буду), но Менделеев наотрез отказался. Сказал, что пойдёт работать туда только за 2000. В 15 раз меньше! Почему? Ну, наверное, поэтому Менделеев и оказался способен на великие открытия, что мозг работает иначе, чем у простых обывателей. Менделеев высказался примерно в том духе, что зарплата должна соответствовать вложенным в неё усилиям, а свои старания Менделеев хорошо представил. И потом 4 года там отработал.
Если мне предложат обе положенных мне Нобелевские премии, я тоже, думаю, ограничусь только той суммой, которая соответствует моему вкладу в науку. По сегодняшнему вкладу и по сегодняшнему курсу это примерно около трёх тысяч рублей.