Доставка заказа до конечного покупателя — самый дорогой и сложно реализуемый этап с технической точки хранения. Согласно исследованиям Deloitte, на «последнюю милю» приходится более 40% всех расходов компании на логистику.
С чем связаны большие расходы, с какими ещё проблемами сталкивается бизнес на этом этапе логистики, и как фулфилмент помогает оптимизировать процессы? Расскажем в статье. В эфире EasyFul, фулфилмент-компания полного цикла, с рубрикой #ПодсказкиДляСеллера.
Почему «последняя миля»?
Это логистический термин. Им обозначается последнее звено в цепочке поставок, то есть доставка со склада до двери покупателя. Всего в логистике электронной коммерции выделяют три подэтапа:
- «Первая миля» — товар забирают от производителей или поставщиков и отвозят на склад продавца.
- «Средняя миля» — заказы перевозят со склада в распределительный центр.
- «Последняя миля» — заказы забирают из распределительного центра и развозят конечным покупателям, в постаматы и ПВЗ.
Из чего состоит доставка последней мили?
«Последняя миля» включает следующие подэтапы:
- Забор и упаковка товара: заказы обрабатываются на складах фулфилмента.
- Перевозка до транспортного хаба: посылки перевозят в ближайший распределительный центр для подготовки к доставке последней мили.
- Погрузка в машины доставки: заказы сортируют и загружают в грузовой транспорт для доставки конечному покупателю.
- Выстраивание маршрута: программное обеспечение выстраивает маршруты доставки на основе таких факторов, как объём заказов, загруженность дорог, а также расстояние до покупателей.
- Доставка: курьеры развозят заказы по адресам.
Проблемы доставки последней мили: с чем сталкивается бизнес?
Этот этап не предполагает дальних перевозок, но на него приходится более 40% всех расходов компаний на логистику. Откуда берутся такие большие расходы? Все дело в том, что на этом этапе компании нужно развезти множество небольших заказов по разным адресам. В отличие от перевозки между складами, когда все заказы можно объединить в одну посылку и перевезти на одной машине, на этапе последней мили компании приходится привлекать разных курьеров, которые везут небольшие грузы.
Большой расход топлива
Доставка в город усложняется интенсивностью движения транспорта, сложностью дорожной инфраструктуры, частыми светофорами, ограничением скорости и т.д. Совокупность этих факторов приводит не только к перерасходу топлива, но и частым вынужденным остановкам.
Простои
Помимо расхода дополнительного бензина, водители доставки также застревают в пробках и часто вынуждены тратить время на поиск парковочного места. Это приводит к задержкам в доставке, а если клиент не готов ждать, это сказывается на уровне удовлетворённости покупателя и лояльности к компании.
«Холостые» доставки
На практике транспортные службы не всегда могут доставить заказ жителям городов с первого раза. Это может быть связано с тем, что:
- Курьер опаздывает, а у покупателя нет времени его дождаться.
- Покупатель опаздывает/нет по адресу в оговоренное время.
- Покупатель указал неправильный адрес при оформлении заказа.
- Курьер доставил заказ не в тот дом/корпус.
Последнее особенно часто встречается в условиях сложной городской инфраструктуры: современные жилые комплексы состоят из похожих корпусов, среди которых легко запутаться. В этом случае график доставки смещается, что также неминуемо влияет на качество клиентского сервиса и уровень удовлетворённости покупателей.
В итоге компания вынуждена оплачивать обратную логистику и повторную доставку.
Сложность маршрутов
Из-за сложности дорожной инфраструктуры в городах и частых остановок курьеры часто проезжают нужный поворот, сбиваются с пути, могут даже перепутать названия городских улиц. Всё это приводит к тому, что транспорт наматывает дополнительные нефункциональные километры, доля которых может достигать до 10% от пробега транспорта.
Возвраты и обмен
В индустрии электронной коммерции доля возвратов и обмена очень высока: до 20%. Товар не подошёл по размеру, пришёл другого цвета, обнаружили брак, наконец, просто не понравился и т.д. — по любой из этих причин покупатель может вернуть товар, а, значит, компания будет вынуждена оплачивать обратную логистику. Это также существенно увеличивает расходы на логистику на этапе доставки последней мили.
Как операторы фулфилмента решают проблемы доставки последней мили в B2C?
Чтобы оптимизировать затраты на логистику на этапе последней мили, фулфилмент-операторы прибегают к нескольким стратегиям.
- Используют доставку консолидированных грузов. Поскольку фулфилмент обслуживает десятки компаний, оператор фулфилмента группирует небольшие заказы разных продавцов, которые нужно отвезти на один склад маркетплейса, в одну общую посылку. При таком подходе машины доставки полностью загружены, перевозчик экономит время в пути, а также расход топлива, что способствует оптимизации операций, более быстрым поставкам и уменьшает общую стоимость доставки.
✅ EasyFul группирует заказы в машины по адресам складов маркетплейсов и чётко соблюдает графики отгрузок торговых площадок. Это позволяет нам предлагать максимально выгодные цены на транспортировку для наших партнёров. За обновлением графиков — следите в Телеграм-чате и задавайте вопросы.
- Имеют большую базу перевозчиков. У каждой транспортной компании, как правило, своя специализация относительно перевозимых грузов: вес товара, габариты и т.д. Поскольку склад фулфилмента сотрудничает с большим количеством транспортных служб, оператор фулфилмента самостоятельно подбирает подходящий вариант для транспортировки товаров компании-партнёра.
- Обеспечивают гибкие условия доставки. Когда покупатель может выбрать, в какое время доставить заказ, и куда — домой, на работу или в пункт самовывоза —, это значительно повышает уровень его удовлетворённости от покупки и лояльность к бренду. Такой подход уменьшает количество «холостых» доставок, а, значит, компания экономит общее время на доставку и расход топлива.
Варианты доставки:
- Экспресс-доставка (в течение 2-х часов, «день в день»);
- В течение 2-х дней;
- 3–7 дней, не срочная доставка.
- Берут на себя работу с возвратами и обменом. Когда компания самостоятельно работает с возвратами, чтобы уменьшить процент возвратов, как правило, она вынуждена ужесточать политику возвратов. Но это не самый клиентоориентированный подход: покупатели скорее будут искать более лояльную компанию. Когда возвратами занимается внешний партнёр, появляется возможность точечно разобраться с причинами возвратов, что повышает лояльность к бренду и усиливает желание повторных покупок.
- Заранее готовятся к высокому сезону. Высокий сезон — это время, когда не только резко возрастает количество заказов, но также повышается нагрузка на перевозчиков. «Фулы» — опытные участники высокого сезона, они начинают готовиться к пиковым нагрузкам как минимум за 2 месяца, в том числе:
- Распределяют нагрузку между доступными перевозчиками и привлекают дополнительные машины;
- Создают дополнительные складские запасы;
- Арендуют дополнительную площадь под хранение и т.д.
Также в фулфилмент-отрасли среди операторов распространена практика взаимопомощи в сезон распродаж.
EasyFul — фулфилмент-компания полного цикла
- Широкий спектр услуг: от забора товара от производителя, с рынков, карго, склада продавца, упаковка, маркировка, хранение на складе, отгрузка на склады маркетплейсов (также работаем с интернет-магазинами).
- Селлерский опыт 3 года: знаем кухню маркетплейсов изнутри и щедро делимся опытом, чтобы оптимизировать процессы для вашей компании.
- Склад площадью 2500 м2 на востоке Москвы, район Перово, МЦК Андроновка: подходит для хранения продуктов питания (консервов), электроники и бытовой техники, одежды, обуви, косметики и т.д.
- Самые выгодные цены на доставку до складов маркетплейсов: консолидированная доставка + чёткое соблюдение графиков отгрузок.
По всем вопросам пишите в наш Телеграм-чат: готовы подобрать вам максимально выгодный вариант, чтобы оптимизировать вашу логистику и продажи на маркетплейсах.
📌По вопросам сотрудничества:
Менеджер Татьяна
@Easyful_Tanya
Тел . +7 991 133 3531
Менеджер Амина
Тел. +7 991 2859322
Общая линия
88002017726
Оптимизируем вашу логистику вместе!