Хоккеист Борис Майоров: «Ему трудно было выживать в сборной Тарасова и Чернышёва..» Кто этот хоккеист-интеллигент? И снова всем здравствуйте друзья, Вы на канале «Истории спорта». Вызов брошен, вызов принят, как говорится. Сегодня снова Вам предлагаем отгадать Мистера «Х». В прошлый раз Вы отгадали легко и быстро? Получится ли так в этот раз? Возможно, потому что сегодняшний герой очень известен в мире хоккея. Да что там известен, легендарен. Но попытаемся максимально усложнить для вас загадку. Итак, он оставил неизгладимый след в истории хоккея, став не только одним из лучших защитников своего времени, но и символом стойкости и преданности спорту.
Этот выдающийся хоккеист родился в середине 40-х годов в небольшом промышленном городке под Москвой. Его родители были обычными рабочими на местном литейно-механическом заводе. С ранних лет будущий спортсмен увлекался футболом и хоккеем, что полностью одобряли его родители. Серьезные занятия спортом начались в конце 1950-х, когда юный хоккеист стал тренироваться в местном клубе. Уже в возрасте 18 лет он добился серьезного успеха, став чемпионом Московской области в составе футбольной команды. Однако его судьба была предопределена именно хоккеем. Известный тренер Николай Семёнович, разыскивая перспективных игроков для новой команды, в одной из поездок по Подмосковью обратил внимание на этого спортсмена.
«Я сразу увидел в нём игрока, спортсмена с игровым мышлением. В конце концов, во всех играх есть нечто общее», - вспоминал тренер.
ПУТЬ В БОЛЬШОЙ ХОККЕЙ
Так в 1964 году этот защитник оказался в подмосковной Воскресенской команде, где очень быстро зарекомендовал себя. Уже в первом сезоне его новая команда завоевала бронзовые медали чемпионата СССР. При этом сам хоккеист поначалу отличался высокой результативностью, забросив за команду более 60 шайб. Его яркая игра сразу привлекла внимание ведущих тренеров страны. Что интересно, этот хоккеист стал сразу одним их лучших бомбардиров команды, которая проповедовала игру от обороны. Играя в защите, он забросил за Воскресенскую команду более 60 шайб! Это был весьма необычный для защитника показатель, явно свидетельствовавший о незаурядных атакующих талантах этого хоккеиста.
Спустя несколько лет этот игрок получил предложение перейти в один из самых популярных и титулованных клубов страны. Будучи болельщиком красно-белых с детства, он с радостью принял это предложение. В столичном клубе хоккеист провел несколько ярких сезонов, в одном из которых впервые в своей карьере стал чемпионом Советского Союза.
КРАСНО-БЕЛЫЕ
В том триумфальном сезоне 1975/76 этот защитник выполнял функции капитана команды. Именно его пятерка громила всех соперников, забросив в общей сложности 100 шайб из 189 заброшенных красно-белыми. Хоккеист являлся связующим звеном этого грозного квинтета, часто выступая и в качестве инициатора, и завершателя атак.
«Пятерка громила всех, а зачинателем всех атак (а часто и завершателем) был именно он, организовавший «мозговой центр» квинтета. Из 189 шайб, заброшенных красно-белымми в том сезоне, 100 приходится именно на эту пятерку», - вспоминали очевидцы.
СБОРНАЯ
Несмотря на столь впечатляющие успехи в клубных соревнованиях, путь этого хоккеиста в сборную СССР складывался далеко не гладко.
«Словно каменную стену передо мной поставили, напрочь вычеркнули из списков. Не взяли никуда, в том числе и на Олимпиаду. Дело в том, что у Эпштейна и Тарасова были разные взгляды на хоккей. На этой почве возникали трения, и отношения двух мэтров были далеки от идиллии», - вспоминал он.
Только после перехода к красно-белым и смены тренерского штаба в сборной ему удалось закрепиться в составе главной команды страны. Ранее же, несмотря на регулярные вызовы на сборы и товарищеские матчи, он оставался на вторых ролях в национальной команде.
В дальнейшем этот хоккеист стал одним из ключевых игроков советской сборной, четырежды становясь чемпионом мира и завоевав золото Олимпийских игр 1976 года.
«Самый памятный момент – когда, проигрывая 0:2, втроем, две минуты отбивались от пятерки чехословаков. Без замены, тогда как соперники сменили три состава. Правда Третьяк был для нас фактически четвертым защитником: где-то клюшку подставит, прикроет, пасы перехватывал, прижимал шайбу, чтобы мы отдохнули», - рассказывал хоккеист об олимпийском триумфе.
СУПЕРСЕРИЯ 1972
Кульминацией карьеры этого защитника стало его участие в легендарной Суперсерии СССР - Канада 1972 года.
«Запомнился первый матч в Монреале. Трибуны на арене забиты, 18 тысяч зрителей. Перед матчем была дрожь, думали, что нас порвут. Но порвали мы их – 7:3. Запомнилась еще последняя игра в Лужниках, где пропустили решающий гол за полминуты до конца встречи», - делился впечатлениями хоккеист.
Несмотря на первоначальные сомнения, он блестяще проявил себя в матчах против сильнейших профессиональных хоккеистов НХЛ, став одним из самых результативных игроков советской сборной в той серии. По итогам Суперсерии его результативность оказалась выше, чем у многих прославленных советских нападающих.
СТАТИСТИКА
В целом за годы выступлений в клубах и сборной этот хоккеист провел 437 матчей в национальных первенствах, забросив 126 шайб - выдающийся результат для защитника. По этому показателю он входит в число лучших снайперов в истории советского и российского хоккея.
Интересно, что перед первой игрой советской команды в Суперсерии ее игрокам показали видеоролик про НХЛ. По словам самого хоккеиста, ему тогда «показалось, что он так сыграть не сможет». Однако он сумел блестяще проявить себя, набрав 6 очков (1+5) в 6 матчах, обойдя в итоговой статистике многих именитых советских нападающих.
Таким образом, этот защитник, не отличавшийся ни рекордной скоростью, ни самым мощным броском, стал одним из наиболее результативных игроков своего времени благодаря отличному видению площадки, позиционному чутью и безупречной технике паса. Сочетание этих качеств, наряду с упорством и преданностью делу, навсегда вписали его имя в историю отечественного хоккея. Друзья, узнали кто это? Напишите свои варианты в комментариях.