Наконец-то вышел сериал по легендарному роману не менее легендарного автора, которого почитают во всем мире и у которого имеется огромная фанбаза. Буквально каждый человек в России, а то и в мире, слышал название "Преступление и наказание". Пережив множество переносов (он должен был выйти еще 26 октября), Кинопоиск все-таки выпускает свое детище. Но стоило ли ожидать?
Время и диалоги:
Сериал переносит действие романа в наше время: машины, телефоны, неоновые вывески, толстовки Раскольникова. Однако текст остался прежним. И хотя оригинальный текст — это сочетание таланта и гениальности Достоевского, где каждое слово взвешено и обдумано, в современных декорациях он смотрится странно. Отец семейства Мармеладовых обращается к своему бывшему начальнику "барин". Высокопарный слог, использование устаревших форм слов в речах Марфы Петровны — вся стилистика диалогов вытекает из 19 века. Но при этом периодически проскальзывают слова из нового лексикона, например, Раскольников в одной из сцен просит вызвать такси. Почему не повозку? Этот прием с оставлением оригинального текста, возможно, и имел какой-то смысл, но как говорится «за изобретение ставлю пять, а по предмету неуд». Происходящее воспринимается неестественным, странным и неловким.
Актерская игра:
Создается ощущение, что и актерам тоже неловко. Как будто они не до конца понимают, как и что им делать. Дуня потеряла любую мотивацию: что ею движет, какой смысл несут ее поступки? Любови Аксёновой явно поставили какую-то актерскую задачу, но какую — не понятно. В одной сцене все вроде как по роману, в другой — мотивация теряется, игра Аксёновой запутывает, и это полностью убивает любое сопереживание персонажу. Второстепенные персонажи все пустые, существующие на одних волнах эмоционального диапазона. Далеко ходить не нужно, открывающая сцена все покажет. Единственная, кто отличается от серой массы второстепенных персонажей, — это держательница стриптиз-клуба, но отличается в худшую сторону. Русский с немецким акцентом в ее исполнении звучит так же нелепо, как русский акцент в «Терминаторе» («Хулиганы»).
Раскольников придумал шутку?:
Сам Раскольников в исполнении Ивана Янковского местами интересен: передана тревога, споры с самим собой, которые заставляют его нервничать и вести себя импульсивно. Но все это чересчур. Раскольников с первых минут сериала ведет себя так, как будто он уже убил не только старуху-процентщицу, но и Мюррея Франклина на вечернем шоу (предварительно придумав шутку). Сочетание Артура Флека и рассказчика из "Бойцовского клуба" выбивает из колеи, теряются мотивы героя, которые режиссер не стремится раскрывать. Зачем? Все же читали книжку. Сцена горячки после убийства старухи — одно из немногих мест, где Янковский убедителен. Но даже здесь не без недостатков: поскольку три серии до этого он играл такого же сумасшедшего, возникает вопрос, что изменилось?
Верните Роберта Дауни младшего обратно в Голливуд:
Единственный, кто безупречен, это Борис Хвошнянский в роли Тени. Классный прием введения персонажа-загадки, который следует за всеми, у каждого свой и никто его не видит, кроме Раскольникова и (пока что) Свидригайлова. Этот персонаж добавляет безумия, и Хвошнянский справляется со своей задачей на все 100. Параллель с персонажем Шута из сериала "Король и Шут" напрашивается сама собой.
Нагнетающая атмосфера безумия:
Что касается безумия и гнетущей атмосферы, тут все тоже не гладко. Многие сцены — это просто яркая картинка без содержания. Ускоренные наматывания кругов персонажа Тень, специальное нарушение правил монтажа, сверхкрупные кадры — все эти приемы справляются со своей задачей, но выглядят сыро и однообразно. Буквально через несколько сцен становится скучно.
Зачем?:
На протяжении сериала несколько раз мелькают надписи на стенах города: "Зачем". Этот вопрос возникает и у зрителя: зачем были использованы те или иные приемы, зачем добавлены сцены, которых не было в романе? Зачем менять образы и мотивации персонажей с хорошо выстроенных в романе на непонятные и скомканные в сериале? Зачем было выпускать такой сериал? Зачем?
Очень сложно экранизировать такие большие, величественные и важные произведения. Вы можете заставить миллионы людей ждать такие экранизации по щелчку пальца (самый ожидаемый сериал на Кинопоиске), но как говорится, с большой силой приходит большая ответственность. И как бы ни легко собрать кассу и массу для просмотра такого сериала, все равно нужно, чтобы все было как в танке, а все знают, что главное в этом самом танке. Все, кроме создателей данного сериала, видимо... Впрочем, пока вышло только 4 серии из 10. Возможно, в дальнейшем этот сериал вывернет в какую-то более интересную колею.
Во всяком случае, даже со всеми перечисленными минусами, этот сериал хотя бы за свою смелость и амбиции уже может спокойно обогнать по качеству сериал "Игры", выпущенный тем же Кинопоиском совсем недавно. А вообще, какая-то печальная тенденция, как-то не угадывает Кинопоиск, во что стоит вкладывать деньги, а во что нет. Хотя с другой стороны, кассу такие сериалы собирают, подписки Яндекс.Плюса приносят все больше и больше прибыли, только вот качество самих проектов явно с каждым разом все плачевнее и плачевнее...
Вердикт:
Первые 4 серии "Преступление и наказание" провалились. Это скучно и однообразно. Сериал наполнен некачественной актерской игрой и не работающими задумками сценаристов и режиссера. Из плюсов — игра некоторых актеров, саундтреки, и, пожалуй, самое лучшее во всем сериале — это сюжет, сама ситуация, в которую попадают герои. Но к этому авторы не имеют никакого отношения, и все заслуги принадлежат только Достоевскому.