Рассказ о мотоцикле Vickers-Clyno Mk.III, одном из экспонатов выставки "Мотолегенды" в Музее ГОН
К началу Первой мировой войны мотоциклы уже сформировались как довольно полезное транспортное средство. Они были заметно дешевле автомобилей, при этом мотоцикл хорошо справлялся с рядом задач, таких, как разведка и связь. Мотоциклы оказались не такими массовыми, как велосипеды, зато подвижность их была куда выше. Неудивительно, что в годы Великой войны, как ее нередко называют на Западе, случился расцвет военных мотоциклов. Кроме того, именно в эти годы стали массово использовать мотоциклы с колясками, чьи функциональные обязанности стали еще шире.
28 июля 2024 года в Музее ГОН (Гараж Особого Назначения, павильон №54 ВДНХ) открылась выставка "Мотолегенды". Название, конечно, довольно громкое, но отчасти справедливое. Есть тут весьма примечательные мотоциклы, которые имеют отношение, в том числе, и к военной истории. Включая и Первую мировую войну. В те годы самыми массовыми мотоциклами русской армии были американские Indian Big Twin, но поставлялись к нам модели и из других стран. Включая и специально разработанные армейские модели, оснащавшиеся колясками. Одной из них был Vickers-Clyno Mk.III, весьма примечательный мотоцикл, ныне не слишком известный, но от того не менее интересный.
История Clyno Engineering Company оказалась весьма нетривиальной. К выпуску мотоциклов братья Смит приступили в 1909 году, пойдя по самому простому тогда пути. Изготовляли они сам мотоцикл, а вот двигатель оказался покупным. В том же 1909 году началась деятельность A. J. Stevens & Co. Ltd, или AJS. Джо Стивенс, создавший фирму, уже имел богатый опыт строительства мотоциклов. Он решил продавать мотор сторонним фирмам, одним из первых клиентов оказалась Clyno. Дальше у AJS будет еще немало клиентов, то есть идея продажи моторов оказалась верной.
Между тем, в 1910 году Стивенс оказался на грани банкротства. В результате его фирму приобрел главный клиент, то есть Clyno. После этого Clyno Engineering Company переехала из Трапстона на завод AJS в Вулвергемптон, графство Западный Мидленд. Бизнес Стивенса на этом отнюдь не прекратился, а сама AJS пережила Clyno на два года. Кстати, порой пишут, что Clyno не отличалась большими объемами выпуска. На самом деле это спорно. Что по объему выпуска мотоциклов, что по выпуску моторов, Clyno выглядела вполне себе недурно. Просто надо понимать, в разных случаях "много" означает разные цифры.
Впрочем, нас больше интересует не объем выпуска, а то, что за военную продукцию выпускали в Вулвергемптоне. К началу Первой мировой войны Clyno выпускала легкие, а также тяжелые мотоциклы. Английскую армию заинтересовала тяжелый мотоцикл, причем в весьма необычной роли. 22 октября 1915 года был сформирован Пулеметный Корпус (Machine Gun Corps). Это была многопрофильная структура. Достаточно сказать, что там имелась так называемая Тяжелая секция, куда структурно входили танки. Поскольку у них на вооружении были пулеметы, потому и числились там. Уже потом появился Танковый корпус.
Одной из частей Пулеметного корпуса стала Моторизованное Отделение, куда свели, выведенные из RNAS, бронемашины. Помимо них, использовались вооруженные автомобили, а также мотоциклы-пулеметовозы. В отличие от более поздних мотоциклов с колясками, это были не столько мотоциклы-разведчики, сколько то, что потом превратится в танкетки. То есть моторизация станкового пулемета Vickers, который получал более высокую подвижность. Одним словом, высокомобильная огневая точка.
К тому моменту уже вовсю шли эксперименты с установкой пулемета на мотоцикл с коляской. Именно тут и пригодился мотоцикл Clyno 1913 модельного года. Мотоцикл уже тогда мог оснащаться коляской, причем в таком виде он активно применялся и в спортивных соревнованиях. Коляски, кстати, могли быть разными, включая весьма специфичные модели, с плетеными люльками. Впрочем, для военного использования эта экзотика не годилась. Тут требовалась работа профессионалов своего дела, поэтому и появилось еще одно имя, которое разместили перед Clyno.
К тому моменту Vickers Ltd являлась одним из ведущих оружейных производителей Англии. Здесь выпускали не только вооружение, но и много чего еще. Собственно говоря, всё, что касалось коляски, а также вооружения, прорабатывалось Vickers. От Clyno требовался собственно сам мотоцикл. Следует отметить, что тяжелая модель 1915 года, которая была заказана Военным Министерством, несколько отличалась от довоенной. Это касалось различных мелочей, например, очень характерным стало переднее крыло, через которое проходила тяга вилки.
Для своего времени мотоцикл Clyno не представлял собой ничего особо выдающегося. Это был типичный мотоцикл своего времени, без каких-то особенностей, которые его резко выделяли. Оснащался он всё тем же 2-цилиндровым мотором AJS (теперь под другой маркой) объемом 744 кубических сантиметров, который развивал мощность 6 лошадиных сил. При снаряженной массе мотоцикла около 250 килограмм этого вполне хватало. Кстати, уже упомянутый Indian Big Twin имел схожую мощность мотора при большем объеме.
Самое интересное заключалось именно в коляске. Точнее, колясках. Дело в том, что еще осенью 1915 года было создано несколько версий коляски. То, что считается классическим Vickers-Clyno, именовалось как Vickers-Clyno Mk.III. Непосредственно этот вариант являлся пулеметовозом. Также выпускались другие версии мотоцикла, например, Vickers-Clyno Mk.IV, являвшийся мотоциклом для перевозки боезапаса. Пулемет и тренога в нем не предусматривались. Зато предусматривались места для коробов с лентами, иной была и конструкция сиденья седока в коляске.
Надо сказать, что представленный на выставке экземпляр не совсем комплектный. В нем не хватает некоторых деталей, например, фары. Отсутствует и вооружение (хотя бы тренога на месте), плюс есть вопросы по ряду деталей, имеющих отношение к "орудийной" части, а также покраске. Впрочем, учитывая редкость этих мотоциклов, уже само по себе наличие такого экземпляра - большая удача. Полностью комплектный экземпляр есть в английском Имперском Военном Музее, но попробуйте до него сейчас доехать. А тут далеко ехать не надо.
Сама по себе коляска мало чем отличалась, с точки зрения концепции, от того, что ставилось на гражданские варианты Clyno. Как и рама мотоцикла, рама коляски имела трубчатую конструкцию. Самое интересное было в деталях. Дело в том, что туда ставился не только станковой пулемет Vickers, но и его штатная тренога. При необходимости тренога снималась с мотоцикла и использовалась по прямому назначению. Также на коляске имелись крепления для коробов с пулеметными лентами.
Еще одним интересным техническим решением стала защита стрелка. В передней части коляски крепился броневой щиток, который, в принципе, мог использоваться и как стрелковый щит. Дополнительный щиток мог крепиться на пулеметной установке. Конечно, такая защита была локальной, но это минимум, чего могли сделать создатели Vickers-Clyno. Не стоит забывать, что у мотоциклов запас по нагрузке гораздо меньше, чем у автомобилей, посему приходилось выкручиваться.
По имеющейся информации, всего было выпущено не менее 1792 мотоциклов семейства Vickers-Clyno. Причем это не данные именно по выпуску, а наличие мотоциклов в армии. Из них основная масса находилась в метрополии, около 500 штук использовалась во Франции. Что же касается поставок в Русскую Императорскую Армию, то тут дело тёмное. Одно можно сказать точно - эти мотоциклы в РИА точно попали, и явно не в штучном количестве. Использовались они и в Гражданскую войну, причем и английскими интервентами. Снимки трофейных Vickers-Clyno вполне присутствуют.
Следует отметить, что Vickers-Clyno был не единственным подобным мотоциклом. Далее на свет появился очень похожий мотоцикл, Matchless-Vickers 8B2/M. Его оснащение, включая запасное колесо с правой стороны мотоцикла, было очень похожим. Но броневой щиток делался более широким и несъемным, да и сам мотоцикл оказался более могучим с точки зрения. Кстати, эти мотоциклы также заказывались русской армией, но в виду революции заказ на партию из 250 штук оказался не востребован.
В заключение следует отметить, что Первая мировая война стала не только временем дебюта мотоциклов-пулеметовозов, но и апогеем их применения. В дальнейшем от броневой защиты стали отказываться, хотя некоторые армии пытались делать что-то подобное. Локальная защита оказалась не тем, что могло надежно защитить. Кроме того, вместо пулеметовозов всё чаще стали использовать что-то менее громоздкое и более подвижное. Вертлюг для ручного пулемета стал более привычным решением.
Список источников:
cybermotorcycle.com
IWM Collection
vickersmg.blog
dieselfutures.tumblr.com