Найти в Дзене
Артистократка

Йозеф Бойс: Шаман, Искусство и Легенда

Начну с того, что это мой любимый художник. Йозеф Бойс — фигура загадочная и противоречивая, человек, который выстроил собственную мифологию так изящно, что сам становится героем, отчасти созданным собой. Помните его крымскую историю? Во время Второй мировой его самолет был сбит в Крыму. Бойс рассказывал, что его спасли крымские татары, обмазав животным жиром и завернув в войлок, чтобы сохранить тепло. Эта история словно окутана мифом. Реальность? Спорный вопрос. Но на этом его путь художника и начался. Вспомните: юность Бойса пришлась на период нацистской Германии. Он вырос в обществе, где юноши проходили через обязательное участие в Гитлерюгенде, служили в люфтваффе и погружались в пропаганду с раннего возраста. Сталкиваясь с военными ужасами, Бойс испытал глубокое разочарование, которое переросло в отказ от насилия и авторитаризма. Для ясности, это и стало основой его будущей философии — исцеления и объединения. В каждой из работ есть своя история. Чувствуете, как сразу завибрирова
Оглавление

Начну с того, что это мой любимый художник. Йозеф Бойс — фигура загадочная и противоречивая, человек, который выстроил собственную мифологию так изящно, что сам становится героем, отчасти созданным собой. Помните его крымскую историю? Во время Второй мировой его самолет был сбит в Крыму. Бойс рассказывал, что его спасли крымские татары, обмазав животным жиром и завернув в войлок, чтобы сохранить тепло. Эта история словно окутана мифом. Реальность? Спорный вопрос. Но на этом его путь художника и начался.

Детство и юность: юные годы среди ужаса войны

Вспомните: юность Бойса пришлась на период нацистской Германии. Он вырос в обществе, где юноши проходили через обязательное участие в Гитлерюгенде, служили в люфтваффе и погружались в пропаганду с раннего возраста. Сталкиваясь с военными ужасами, Бойс испытал глубокое разочарование, которое переросло в отказ от насилия и авторитаризма. Для ясности, это и стало основой его будущей философии — исцеления и объединения. В каждой из работ есть своя история.

Чувствуете, как сразу завибрировало что-то внутри? Жанр? Кхм.

Шаманизм и ритуалы в искусстве

Искусство Бойса буквально пропитано шаманизмом. Он не просто создавал произведения — он их оживлял через символы и ритуалы.

Жир, мед, войлок — обычные материалы, которые в руках Бойса превращались в проводники глубокой духовности и исцеления. Думаю, вы же наверняка со мной согласитесь, что в этом есть что-то от алхимии.

Его перформанс «Как объяснить картины мертвому зайцу» — тот самый случай, когда произведение вызывает споры, потому что оно находится на грани между реальностью и мистикой. Можно ли передать сущность искусства мертвому животному? Для Бойса это был способ показать нам, что искусство — это не всегда логика и слова.

-2

Fluxus и социальные эксперименты

Бойс был сердцем движения Fluxus, стремясь стереть границы между искусством и повседневной жизнью. В своих хэппенингах и акциях он утверждал, что «каждый человек — художник», и это не просто красивая фраза.

Вы наверняка согласитесь, что это провокация. Бойс призывал к тому, чтобы каждый нашел в себе творческую искру, которая присутствует в любом из нас. Искусство, говорил он, — это наш естественный язык. И в этом тоже есть своя история.

Образы и символы в работах

Вы же наверняка со мной согласитесь: каждый символ у Бойса имеет свое значение и вызывает настоящие эмоции.

Жир, мед, войлок — материалы, которые он выбрал не случайно. Войлок символизировал защиту и тепло, жир — энергию и жизненную силу, а мед — сладость жизни.

В каждой работе Бойса таится эта алхимия. Чувствуете, как сразу завибрировало что-то внутри? Этот подход сродни первобытной магии, которой мы утратили, но которой продолжаем тянуться.

-3

Социальные и экологические проекты

Проект «7000 дубов» — живое доказательство того, как Бойс пытался соединить искусство с общественной жизнью. Он хотел, чтобы люди высаживали деревья, чтобы города были зелеными.

Чувствуете? Это не просто экология — это символ обновления. В этом есть глубокий смысл, который касается каждого. Я бы хотела заострить ваше внимание на спорности — для некоторых искусство должно оставаться в галереях.

Бойс же раздвигал границы, утверждая, что искусство живет там, где живем мы. В каждой из его работ — целая история, на этот раз не выдуманная, а прожитая, выстраданная.

Педагогическая деятельность и философия

Для ясности, скажу, что Бойс не был типичным преподавателем. Он отказался от экзаменов, утверждая, что искусство невозможно оценить стандартными мерами.

Преподавание для него — это раскрытие творческого потенциала, а не обучение техникам. Студенты его обожали, ведь он не считал себя наставником, а скорее их соратником. «Каждый человек — художник» — его слова.

Действительно ли так? Это вопрос, которым он ставил под сомнение весь академический мир

-5

Взгляд на мир и природу

Тоска по связи с природой пронизывает работы Бойса, его стремление объединить человека с окружающим миром. Вспомните его перформанс с койотом, где он три дня провел в закрытой галерее с диким животным.

Это была аллегория о разрыве между человеком и природой, воплощенная в образе настоящего зверя. Я бы хотела заострить ваше внимание на спорности: как еще можно сильнее показать разлад между цивилизацией и первозданностью? Это и было его видение — вернуть людям понимание, что природа — наш дом.

Мифы и реальность

Великий мифотворец Йозеф Бойс оставил нам наследие, которое продолжает вдохновлять. Реальны ли все его истории? Не столь важно. Он создал себя как персонажа, который существовал на грани вымысла и действительности, искренне веря, что искусство должно исцелять.

Скажете, что это дерзость? Возможно, но в этом-то и весь Бойс

Подпишись на Телеграм-канал Артистократка и не упусти ни одного современного художника из виду. Будь в курсе что происходит здесь и сейчас.