Кабинет должен быть организован так, чтобы обеспечить комфортные условия для индивидуальной и групповой работы с детьми. В кабинете выделяют зоны для занятий, игр, консультаций. Важно, чтобы помещение было тихим, светлым, имело минимум отвлекающих факторов. Его оформление должно создавать атмосферу уюта, комфорта, но при этом мотивировать ребенка на учебную деятельность.
Кабинет может быть оборудован специальными столами, стульями с регулировкой высоты, полками с дидактическими материалами, зеркалом для работы над артикуляцией, интерактивным оборудованием, различными сенсорными игрушками для развития моторики, координации. Выбор оборудования зависит от особенностей категории детей, с которыми занимается дефектолог.
Кабинет дефектолога
Организация кабинета должна соответствовать следующим критериям:
Научность – соответствие методической базы и квалификации специалиста последним достижениям науки;
Здоровьесбережение – соответствие требованиям СанПиН;
Адаптированность – соответствие возрастным особенностям детей;
Реабилитация – создание условий, обеспечивающих эффективную коррекционную работу.
Для успешной деятельности необходимы методические пособия и дидактические материалы, которые помогают развивать у детей различные навыки. Это могут быть карточки с изображениями для развития речи, специальные альбомы для развития мелкой моторики, игрушки для развития сенсорных навыков, дидактические игры, специализированное программное обеспечение.
Для работы с детьми, имеющими нарушения зрения, дефектолог может использовать тактильные книги, которые позволяют им ощупывать изображения, таким образом формируя представления о предметах. Для детей с нарушениями слуха используются визуальные карточки и жесты для обучения новым словам и понятиям, системы усиления звука. Компанией «АВ Комплекс» разработаны инклюзивные обучающие и логопедические программы, в которых предусмотрены режимы работы для слабовидящих и слабослышащих детей.
Компания АВ Комплекс предлагает готовые кабинеты для педагогов.
Методы и формы работы детского дефектолога
В детском саду и школе дефектолог занимается адаптацией детей к реальной жизни с учетом выявленных нарушений. Например, при проблемах со слухом, малыш начинает молчать, при отсутствии коррекции он может навсегда потерять этот навык, перейти на язык жестов.
Сурдопедагог стремится развить устную речь, тифлопедагог – учит воспринимать мир наощупь, формирует представления об окружающем мире. Ближе к школе готовят к овладению шрифтом Брайля. Олигофренопедагог прививает навыки коммуникации, самообслуживания.
Занятия логопеда направлены на коррекцию речевых нарушений. Он проводит артикуляционную гимнастику, тренирует произношение звуков, а также использует методики сказкотерапии для развития речи и воображения.
Ортопедагог занимается укреплением мускулатуры, развитием координации движений, применяя специальные тренажеры и упражнения.
Игры для дефектолога в детском саду
Игровые формы работы – неотъемлемая часть коррекционно-развивающей работы дефектолога. Игры делают процесс обучения более интересным и увлекательным. Важно, чтобы они были адаптированы под возраст и особенности детей.
Игры для слабослышащих детей направлены на изучение звуков, например, животных, музыкальных инструментов, городской среды. Им включают различные звуки и просят сказать, что это за звук или показать соответствующие картинки.
Игры для слабовидящих детей направлены на развитие зрительного восприятия, умения ориентироваться в пространстве и запоминать предметы. Это могут быть «Волшебные мешочки» с различными предметами, которые дети достают из них и пытаются описать, карточки с изображениями, упражнения на тактильное перемещение по заданной траектории.
Для детей с нарушением речи игры будут направлены на постановку труднопроизносимых звуков. Если выявлена дисграфия (нарушение письма), предлагаются игры на улучшение мелкой моторики, зрительно-моторной координации, что помогает освоить правильное написание букв и слов.
Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата используют игры, которые стимулируют двигательную активность, например, педагог показывает определенные движения, а дети повторяют.
Для развития социальной активности и коммуникационных навыков организуют ролевые игры, где дети учатся взаимодействовать друг с другом. Например, игра «Магазин», где один ребенок играет роль продавца, а другой покупателя, помогает развивать речевые навыки и социальное взаимодействие.