Строительство Главного храма вооруженных сил (ГХВС) завершилось 9 мая 2020 года и было приурочено к 75-летию победы в Великой Отечественной войне.
Величественный храм был построен за рекордные сроки - 1,5 года. Для сравнения Храм Христа Спасителя в Москве строился около 5 лет с 1994 по 1999 годы. А если вспомнить первый Храм Христа Спасителя (снесенный в 1930-е годы), то он вообще был заложен в 1817 году, а завершен только 66 лет спустя.
У входа на основную территорию храма находится арка наподобие триумфальных ворот. На самом деле это музыкальный инструмент карильон. Под крышей арки подвешены 78 колоколов разной величины и тональности. На этом замысловатом инструменте можно исполнить любую мелодию.
Высота храма составляет 96,2 метра. Это лишь немного меньше крупнейших соборов России: уже упоминавшегося Храма Христа Спасителя в Москве (103 метра) и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге (101,5 метров). Символика числа 96,2 указывает на 962 год, в котором принял крещение равноапостольный князь Владимир. Дело в том, что Главный храм вооруженных сил имеет два этажа: в верхнем расположен основной храм Воскресения Христова, а в нижнем - крестильный храм св. равноапостольного князя Владимира Крестителя Руси.
Диаметр барабана главного купола - 19,45 метров. Это число указывает на победный 1945 год. За основу формы купола, кстати, взята форма шлема князя Александра Невского, который хранится в Оружейной палате Московского Кремля. Для металлических конструкций куполов использовался сверхпрочный сплав, применяемый для строительства самолетов и подводных лодок. Главный купол весом 80 тонн был поднят на высоту на специальном кране в уже собранном виде.
Высота колокольни составляет 75 метров в память 75-летия победы, праздновавшегося в год постройки храма в 2020 году.
Количество икон в иконостасе верхнего храма - 48 по числу месяцев Великой Отечественной войны (если считать вместе с Японской).
Малые купола имеют высоту 14,18 метров, так как именно 1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война. К слову, музейная галерея "Дорога Памяти", которая тянется вокруг храма наподобие опоясывающей монастырской стены, также отсылает к этому числу. Чтобы обойти все 35 залов музея-галереи, нужно сделать 1418 шагов.
Подобное обыгрывание чисел и дат не является чем-то совершенно новым. В 1995 году на Поклонной горе в Москве был открыт Музей победы. Перед входом в здание музея по проекту Зураба Церетели был установлен монумент высотой 141,8 метров. Опять-таки с привязкой к числу 1418. А в самом музее на Поклонной горе был устроен Зал памяти и скорби, потолок которого украсили 2 миллиона 660 тысяч бронзовых цепочек с 10 подвесками из горного хрусталя на каждой. Итого получается 26 миллионов - в память всех жертв войны.
Кроме главного западного входа под колокольней храм имеет северные и южные двери по бокам. Северные символизируют начало войны (Брестская крепость, Оборона Москвы и др.), а южные - победу. На южных вратах изображены архангелы Михаил и Гавриил, поражающие эмблему немецкого орла. Всякий раз, когда створки ворот открываются, этот орел как бы разрывается на две части. Архитекторы вместо ручки поместили меч, который вонзается в орла. Рядом с дверями находятся барельефы с изображением Парада Победы 1945 года в Москве и сюжеты последних битв Великой Отечественной.
С восточной стороны храма на улице помещена огромная икона-складень. Это традиционная иконография "Сошествие во Ад". Спаситель после распятия сошел в ад и вывел оттуда первых людей - Адама и Еву (они держат Христа за руки). Внизу изображен связанный дьявол. На створках дверей помещены по две фигуры святых: пророка Илии и апостола Андрея, великомученицы Варвары и князя Александра Невского. Рядом с Спасителем стоят князь Владимир Креститель и Иоанн Креститель. Таким образом, на складне изображены все святые, которым посвящены приделы Храма Вооруженных сил.
По задумке архитекторов икона-складень Воскресения Христова должна открываться только по воскресным дням и в пасхальный период. Но ее замечали открытой, по крайней мере, и в субботу.
Напротив алтарей храма с восточной стороны установлена девятиметровая скульптура "Матерям Победителей". Фигура сделана наподобие то ли жилища кочевников, то ли христианской часовни - во внутреннем конусообразном пространстве постоянно горят свечи.
Автор скульптуры-часовни бурятский художник Даши Намдаков. Композиция "Матерям Победителей" напоминает памятник "Скорбящим матерям" скульптора В. Сидура, установленный в "Афганском сквере" у м. Перово в Москве.
Главное творение Даши Намдакова находится внутри верхнего храма - огромная скульптура Христа, нависшая над главным престолом в восточной апсиде. Христос в золотом сиянии будто парит в космическом пространстве, окруженный полупрозрачными шестикрылыми серафимами.
Лик Спасителя (диаметр 22 метра) под главным куполом храма считается самым большим в мире изображением Спаса Нерукотворного, выполненным в технике мозаики. Он повторяет черты Спасителя с известной новгородской иконы 12 века.
Стеклянные витражи на потолках и сводах храма украшены цветными изображениями 40 государственных и военных наград. Кстати, нескольким военным орденам были исторически присвоены имена святых: князя Александра Невского, Феодора Ушакова, ап. Андрея Первозванного. Для изготовления витражей использовалось особое "кафедральное" стекло, элементы собирались вручную с применением техники фьюзинга (запекания в печи стеклянного разноцветного порошка). Витражи дополнительно упакованы в стеклопакеты. Кстати, общая площадь всех витражей составляет 1418 метров.
Во время строительства храма изготовление витражей едва не было сорвано. На складе поставщика случился пожар. По счастливой случайности стекло, предназначавшееся для храма, не успели разгрузить на склад, и оно так и осталось в машине в целости.
Нижний храм равноапостольного князя Владимира с помещением для крещения украшен бело-голубой керамикой в технике Гжели. Вообще по задумке художников храм должен был представлять синтез всех искусств: живопись, мозаика, стеклянные витражи, чугунное литье, гальванопластика, ручное тиснение, керамика (фарфоровые изразцы) и др.
Главная икона храма Спаса Нерукотворного преодолела почти 60 тысяч километров, побывала более чем в 100 городах и 100 военных частей. Икона написана на деревянном лафете военной пушки XVIII века, найденной под водой реки Невы. Доски лафета соединили сзади прикладами винтовки Мосина 1944 года выпуска.
На складнях киота изображены 4 сюжета: Владимирская икона спасает Русь от нашествия Тамерлана. Казанская - от нашествия поляков. Смоленская икона спасает от нашествия французов. Тихвинская - от немцев. Эти же сюжеты повторены на мозаиках в храме.
Пол храма устлан чугунными плитами размерами метр на метр и весом в 100 кг каждая. Плиты пола и ступени отливали по старинной технологии - расплавленный чугун заливали в заранее приготовленную форму. В каждой ступени храма в виде сплава присутствуют траки от реальных немецких танков, осколки немецких снарядов и мин. Правда, в сплаве присутствует не более 5% этих обломков.
Иконостас и киоты верхнего храма украшен медными элементами, выполненными в технике гальванопластики - наращивания металла с помощью электротока. Деревянная форма-матрица элемента иконостаса выдерживалась в специальной ванне с раствором с примесью серной кислоты. Электрический ток подавался в ванну и "заставлял" частицы меди как бы нарастать на деревянную форму по линиям заранее сделанного узора. Полученные таким образом медные киоты и элементы иконостаса затем покрыли патиной и добавили в них полудрагоценные камни.
Огромный мозаичный образ Богородицы на западной апсиде, как говорят, напоминает известный плакат времен войны "Родина-Мать зовет!" Действительно что-то общее улавливается. Плакат был создан в 1941 году художником Ираклием Тоидзе. Возможно даже, что, наоборот, красное одеяние женщины на плакате 1941 года - это как раз была отсылка к иконографии Богородицы.
В верхнем храме, помимо главного престола Воскресения Христова есть еще 4 боковых придела. Они посвящены святым покровителям ракетных войск, сухопутных войск, военно-морского флота, воздушно-космических сил и воздушно-десантых войск (ВДВ). Мозаичные образы этих святых находятся в огромных нишах над иконостасами приделов. Так, пророк Илия - покровитель ВДВ, апостол Андрей Первозванный - морского флота, благоверный князь Александр Невский - сухопутных войск, а великомученица Варвара - ракетных войск.
Пророк Илия и великомученица Варвара были "назначены" покровителями ВДВ и ракетных войск, соответственно, по простому совпадению дат в церковном календаре. 2 августа отмечается память пророка Илии, а с 1930 года в этот же день отмечают день ВДВ. А 17 декабря 1959 года было принято решение о создании ракетных войск (т.е. в день памяти великомученицы Варвары - 17 декабря). Что касается апостола Андрея, то Андреевский крест издавна считается эмблемой русского флота. Церковное предание говорит, что апостол Андрей закончил свою жизнь мученически, как и его Учитель: был распят на кресте. Правда, форма креста отличалась от обычной - это был крест в виде латинской буквы "Х".
Русский философ Константин Леонтьев в 1877 году писал, какими он видит идеальные военные памятники. Мысли эти очень напоминают подход строителей храма Вооруженных сил в Кубинке. Тогда, правда, речь шла о проекте мемориала в Филях на месте сгоревшей "избы Кутузова".
Вот что он написал:
Как русский, я чту память Кутузова и его сподвижников; и я горжусь пожаром Москвы и изгнанием французов и, как русский же, я боюсь, что все это непременно кончится небольшою пирамидой, скромным обелиском... Не лучше ли всех этих пирамид и обелисков поставить на месте исторической, но деревянной и сгоревшей избы - русскую же избу, но художественную, символическую и несгораемую из гранита и мрамора? ... В небольшие окна можно вставить настоящие зеркальные стекла. Дверь сделать из чугуна. Подробные надписи начертать внутри на стенах... В главном углу из мрамора же иссечь большую икону Архистратига Михаила или написать ее прямо на стене яркими красками... Можно и внутри все из мрамора же и гранита сделать: русскую печь, скамьи и стол с раскинутою на нем стратегическою картой подобно тому, как в ледяном домике Анны Иоанновны все было сделано изо льда... Я знаю, на все это можно возразить, что такая гранитная изба, на широком пьедестале, будет напоминать игрушку или пресс-папье в большом виде. Но если пугаться подобными возражениями, то на Западе, например, нельзя было бы строить и готических соборов... Как тогда опасался, так и теперь опасаюсь нашей вечной умственной робости...