Мудрость Судака: «Говорят, хороший капитан не винит лодку. Но иногда её нужно починить!»
Когда геймпад решил «подрифить» за меня
Бывают моменты, когда ты, наконец, нашёл время поскуфиться лежа на диване, с геймпадом в руках, и весь мир, как говорится, подождет. Так было и со мной в тот день, пока DualSense не решил взбунтоваться.
Во время очередного ковидного скачка я оказался в лежачем положении с температурой +37°C на пару дней, в окружении снеков и разного рода вкусностей, при виде которых я готов сдаться... да и драниковые Lay's (aka картошка со вкусом картошки) не файнал босс чтоб с ними сражаться.
Удобно расположившись, готовясь к новым рекордам в Need for Speed Payback оставляя за собой ошметки виртуальных покрышек, я встретился с ним... Дрейф, Дрифт, Дрейк, ну короче вы поняли.
По иронии судьбы это был заезд "Drifting The Block", я был готов к чему угодно, но только не к тому что мой DualSense третьей ревизии купленный в США за вечнозеленые доллары, которому всего 4 месяца, по-компанейски решит подрифтить вместе со мной.
Мой Huracan тем временем решил что он на корриде и стал абсолютно непредсказуемым, было ощущение, будто я управляю кораблем в какой-нибудь Assassin's Creed Black Flag, автомобиль решил жить своей жизнью. Так как это приключилось со мной впервые, я решил действовать по скрипту, а именно: обновил все обновляемое и перезагрузил перезагружаемое. Как вы можете догадаться, безрезультатно.
Знакомство с врагом: Почему стики «дрейфуют»
Когда стик на DualSense начинает двигаться сам по себе, это не шутка — это настоящая игровая драма. Так называемый дрифт возникает из-за аналоговых механизмов (или резистивных), которые управляют направлением движения в играх. По идее, они должны обеспечивать точное управление. Но как только потенциометры, отвечающие за движение по осям X и Y, изнашиваются или загрязняются, стикам становится всё равно, что вы хотите.
По сути, проблема дрифта чаще всего связана с двумя вещами:
- Износом потенциометра. Со временем маленький металлический контакт стика просто стирается до меди. Это как если бы у вас на машине вдруг стерлись тормозные колодки посреди трассы.
- Загрязнением контактов. Любая пыль или грязь может вызвать сбой в работе. Олды вспомнят как дудели в картриджи сеги меги драйв столь виртуозно будто на губной гармошке исполняли Careless Whisper Джорджа Майкла, да упокой Господь его душу.
На этом этапе я уже был по уши в форумах и туториалах. И, конечно, как любой новичок в «ремонте», я решил, что справлюсь с этим сам, без мастеров и излишеств.
Первая миссия: Попытка очистки резистивных стиков
На YouTube меня встретила армия любителей и профессионалов, с энтузиазмом объяснявших, как очистить стики. Всего-то и нужно: изопропиловый спирт, ватная палочка и немного терпения. Суть метода проста: открываешь геймпад, находишь крошечные контакты потенциометра, берёшь ватную палочку со спиртом и аккуратно очищаешь их. Так, на всякий случай, пару раз проговорил: «Сейчас точно починю».
- Снял заднюю крышку и аккуратно добрался до стиков.
- Отогнул зеленые крышки на защелках от корпуса механизмов.
- Смочил ватную палочку и начал очищать контакты круговыми движениями.
- Собрал геймпад обратно и отправился тестировать.
Собственно, ватной проспиртованной палкой шурудить нужно вот по этим черным кругам в зеленом корпусе аналогового механизма. Два важных момента:
- Если круги уже не "тотал блек", как говорится, а имеют ярко выраженную медную блестящую полосу, то DualSense уже ничем не помочь в данном виде, придется чинить.
- На фото механизм в разборе, выдергивать припаянные контакты не нужно, а лишь аккуратно отогнуть и почистить.
Первый тест показал, что мой план сработал: дрифт исчез! Весьма довольный собой, я включил NFS Payback и был готов покорить дрифтовые заезды, но внезапно через пару часов использования проблема вернулась. Стики будто ждали своей очереди, чтобы с двух ног залететь в амплуа Player 2, чтобы показать мне как дрифты дрифтить. Чуть позже я понял, что потенциометр на левой стороне был изношен настолько, что без замены уже было не обойтись.
Дорога к обновлению: Изучаю варианты замены стиков
Оказавшись на перепутье, я начал искать возможные решения. На выбор у меня было несколько вариантов, но я понял, что лёгких путей здесь не будет. На просторах интернета нашлось пять вариантов устранения ж**ной боли всея геймерского коммьюнити:
Замена оригинальных аналогов на новые. Можно купить запасные потенциометры и заменить стертые, сохранив классический аналоговый механизм. Но это всё-таки временное решение, так как новых аналогов вам хватит на 6-10 месяцев играния игр.
Цена вопроса: $
Приобретение кастомного DualSense. Существуют решения, в которых за основу взят родной DualSense, но, во славу всех языческих богов, они модифицированы умельцами с прямыми руками прямо "из коробки". Мало того, кроме самих датчиков Холла, они могут предлагать вариации "облегченных" геймпадов за счет перемещения в мусорку вибромеханизмов, короткоходные курки для шутеров, прорезиненные ручки, лепестки, дополнительные настраиваемые кнопки и т.д.
Цена вопроса: $$$
Покупка геймпада со встроенными датчиками Холла. Некоторые сторонние производители начали предлагать свои версии контроллеров с изначально встроенными электромагнитными датчиками... но, увы, эти решения будут работать на Playstation через костыли (aka адаптеры), если вас это устраивает, то можно поискать подборки таких контроллеров на просторах интернетов. Если же вы используете геймпад для игр на PC или чередуете его с консолями, то этот вариант будет оптимальным.
Цена вопроса: $$$
Мне, пожалуйста, DualSense Edge, на все, спасибо. Если мы с вами поговорим на-богатом, то существует еще один вариант, это PRO версия оригинального сенса — DualSense Edge. Большие дяди в Sony решили что для элиты нужен иной подход и выкатили заряженный геймпад с блекджеком, дополнительными лепестками и кнопками, сменными стиками, чехлом, может еще чем-то, который даже работает на одном заряде меньше оригинального DualSense, но это уже лирика. Сам сок в том, что они применили модель Apple, но не в рамках шутки про снижение углеродного следа, а про допы на допы. Иными словами, они не стали давать людям усовершенствованный DualSense в новой ревизии с датчиками Холла, а увидели в этом огромную материальную выгоду как Мистер Крабс, сделав механизмы на квик-релизе, т.е. быстросъемными.
Еще раз... вы покупаете за оверпрайс ($199.99) модный девайс, стики в нем будут дрифтить так же, как и на обычном DualSense, но вы сможете быстро сменить модуль механизма предварительно купив его за $35.99. Цена вопроса: $$$$$
Апгрейд DualSense на электромагнитные стики. Это самый смелый вариант — найти мастера, который заменит стандартные стики на Холла-стики или новомодные TMR, и просто забыть о дрифте. Такие датчики не имеют трущихся друг о друга частей, вследствие чего не изнашиваются, поэтому и зовутся они "вечными".
Цена вопроса: $$
После долгих раздумий я выбрал последний путь. Найдя мастера на Авито, который предложил установку датчиков Холла в мой DualSense (было это еще в июне 2024, до появления и популяризации TMR), не за супер-дорого и буквально за несколько часов в тот же день (мне просто повезло попасть в свободное окно).
Апгрейд с установкой «вечных» стиков
Когда геймпад вернулся ко мне после апгрейда, я был почти уверен, что теперь-то дрифт станет только воспоминанием. Эти электромагнитные датчики работают на принципе Холла, и вместо движущихся элементов они используют магнитное поле для считывания движений.
После установки мастер показал мне разницу между моими аналогами и новыми на Холле, так во время калибровки новые гинфулы показали более ровные круги и меньше отклонений, что не могло меня не радовать.
Преимущества стиков с механизмом Холла/TMR перед аналоговыми:
- Долговечность. Такие датчики не имеют движущихся контактов, поэтому не изнашиваются.
- Точность. Управление стало более плавным и стабильным.
- Безопасность от дрифта. Холла-стики не подвержены накоплению загрязнений, а это значит, что проблема самопроизвольного движения стика больше не встаёт на пути.
В чем разница между Холла-стиками и TMR?
Основное различие между TMR (Tunnel Magnetoresistance) стиками и теми что на датчиках Холла заключается в технологии измерения магнитного поля и, как следствие, в точности, долговечности и общей производительности геймпада.
- Принцип работы
TMR: использует эффект туннельного магниторезистивного сопротивления. В TMR-стиках резистивный эффект меняется под воздействием магнитного поля, что дает возможность более точно измерять отклонение стика. Сигнал, генерируемый TMR, считается более точным и стабильным.
Датчики Холла: измеряют магнитное поле и его направление с помощью эффекта Холла. На практике это работает так: постоянные магниты внутри стика взаимодействуют с датчиком Холла, определяя угол отклонения.
- Точность и отклик
TMR: обеспечивает более высокую чувствительность и точность отклика, что важно для точных движений, особенно в играх, требующих минимальной задержки и точного контроля. TMR лучше воспринимает мелкие отклонения и движения, что даёт игрокам ощущение более плавного и естественного управления.
Датчики Холла: обладают хорошей точностью, но уступают TMR в плане мелкой детализации движений. Это может быть не так заметно для обычных геймеров, но разницу ощутят те, кто привык к высокоточному контролю.
- Долговечность и износ
TMR: за счет высокой точности и стабильности с меньшей вероятностью подвержены дрейфу стика. Такие стикеры имеют меньший износ из-за отсутствия механического контакта.
Датчики Холла: также не имеют механического контакта, что делает их долговечными по сравнению с аналоговыми потенциометрами, но они могут со временем потребовать калибровки, вследствие чего показывают меньшую точность в сравнении с TMR.
- Стоимость
TMR: более дорогая технология, поэтому TMR-стики стоят дороже, что может сказываться на цене конечного устройства.
Датчики Холла: дешевле в производстве, что делает их популярным выбором для массовых геймпадов.
Пять месяцев безупречной работы — итоги моего эксперимента
С тех пор, как я установил датчики Холла, прошло уже пять месяцев активного использования. И знаете, что удивительно? Стик ведет себя так, будто ему абсолютно все равно, что происходит в игре. Точность осталась на высоте, ни намека на дрифт или изменения в управлении. Складывается ощущение, что датчики Холла действительно «на века».
Если кому-то это интересно, могу порекомендовать мастера которому я доверился и даже поделиться ссылкой на сторонний тематический чат, где обсуждаются все нюансы таких апгрейдов среди умельцев. Напомню, это не реклама, а лишь дружеский совет, прошедшего дрифтовое испытание на своей шкуре.
Мой мастер работает в Екатеринбурге, но в чате масса мастеров из других городов, которые следят за трендами и новинками, так как как помимо установленных у меня гинфулов, или к-сильверов с датчиками Холла уже появились дорогие и нарядные GuliKit, а также их аналоги с технологией TMR.
Резюме: как сделать DualSense вечным?
Подводя итоги, могу сказать, что у геймеров, сталкивающихся с проблемой дрифта, есть несколько вариантов решения:
- Очистка потенциометров — временная мера, которая может помочь при легком загрязнении. Эффективность, увы, краткосрочна.
- Замена потенциометров — более основательный подход, который продлит жизнь стикам, но дрифт может вернуться из-за износа.
- Модернизация с датчиками Холла/TMR — лучший вариант для тех, кто хочет забыть про дрифт навсегда. Да, это требует вложений и небольшой инженерной сноровки, но результат стоит того.
Теперь, когда я знаю, как сделать геймпад вечным, я понимаю, что такое настоящий комфорт в играх. Если ваш DualSense начинает жить своей жизнью — попробуйте один из методов, и, возможно, ваша игровая сессия станет куда приятнее.
Если вам понравилась история автора и вы хотите узнать больше о том, как бороться с техническими проблемами и модернизировать оборудование — подписывайтесь на наш канал! У нас впереди еще много историй и геймерских лайфхаков, которые сделают ваше увлечение играми еще интереснее и проще!