Это книжные рецензии студенток третьего курса филологического факультета СОГУ, которые они написали во время практики в журнале "Дарьял". Рецензии опубликованы в выпуске № 5 (2024).
Ссылка на полный номер: https://www.darial-online.ru/issue/daryal-2024-5/
ЭЛИНА АГУЗАРОВА. «КОРАБЛЬ ТЕСЕЯ»
Рецензия Дарьи Козловой
Как миниатюра может натолкнуть на прочтение древнегреческой мифологии, сайтов по философии и психологии? Очень просто. Ведь идея способна скрываться как за страницами многотомного романа, так и за четырьмя строчками стихотворения.
Элина Агузарова — студентка магистратуры факультета русской филологии СОГУ имени К. Л. Хетагурова. В декабре 2023 года она приняла участие в конкурсе кавказской фантастики «Система знаков», организованном литературным журналом «Дарьял» совместно с интернет-провайдером «М2 Коннект», и заняла 1-е место в номинации «Миниатюра».
Уже само название миниатюры — «Корабль само название миниатюры — «Корабль Тесея» — намекает читателю, о чем будет история. Греческий миф, пересказанный Плутархом, гласит о том, что корабль, на котором Тесей вернулся в Афины, хранился горожанами и ежегодно отправлялся на Делос со священным посольством. Перед каждым плаванием осуществлялась починка корабля, при которой заменялась часть досок. Спустя время они были заменены все. Вследствие чего среди философов возник спор: это все тот же корабль или уже новый?
Миниатюра повествует об Ацамазе, участнике Великой войны против машин, который возвращается в родное село по особому поводу — рождение племянника. Но тот же ли он? Ведь теперь молодой человек на девяносто процентов состоит из «металлических пластин и проводов». Ацамаз проводит время с братом, размышляя о долге, семье и любви; так как в селе нет электричества, он вынужден беречь заряд аккумулятора, обеспечивающего жизнедеятельность. На шестой день недельного отпуска отец, который, кажется, единственный сомневается в «подлинности» сына, вдруг просит того помочь с пахотой. Движимый сыновним чувством, Ацамаз идет в поле. Сначала устает отец, следом останавливаются две лошади. Тог да Ацамаз сам впрягается в плуг и тратит остатки заряда на то, чтобы доделать работу.
Еще в начале миниатюры Агузарова задает читателю вопрос через образ главного героя, который «превратился в машину»: если все составные части исходного объекта были заменены, остается ли объект тем же объектом? И тут же как бы подсказывает читателю: «Частично сохранился кожный покров, мозг и два голубых огонька в мутных белках глаз, глядя в которые можно было обнаружить человека, спрятанного за стальной оболочкой». Всем известна пословица: «Глаза — зеркало души», что и подчеркивает автор. Она солидарна с решением Аристотеля: суть объекта — самая важная его характеристика, и если изменен лишь износившийся материал, то это все тот же объект. Таким образом, происходит оценка не с физической, а с моральной точки зрения.
Девяностопроцентная замена частей тела главного героя резко контрастирует на фоне неизменившегося, «отсталого» села и его жителей. Каждый по-своему воспринимает эти изменения. Так, например, по репликам брата и матери совершенно ясно, что для них внешние изменения Ацамаза не играют никакой роли. Однако отца, как и соседей, преобразования эти заставляют задуматься.
Несмотря на то что за всю миниатюру главный герой не произносит ни слова, мы знаем, о чем он думает. Размышления о любви, долге, поддержании семейных традиций подсказывают, что самое главное в людях — морально-нравственные принципы. Метаморфозы могут происходить сколько угодно, но если человек не будет оставаться человеком (в привычном восприятии высказывания), что же тогда случится?
К тому же выводу приходит в финале и отец Ацамаза. Его устами Агузарова озвучивает решение парадокса корабля Тесея: «Да, все ж таки это мой мальчик». И щелчок, сопроводивший отключение механического сердца главного героя, как красивая и абсолютно логичная точка, завершает миниатюру.
Автор также поднимает темы глобальной кибернетизации, общественного мнения и традиций. Выдержанная интонация на протяжении всей миниатюры помогает точнее передать авторскую мысль и заручиться пониманием читателя. Агузарова почти не использует обрубленных и перегруженных предложений, позволяя таким образом не упускать сюжетной нити.
Эту историю наверняка по достоинству оценят те, кто любит смаковать философское послевкусие.
ЮКИО МИСИМА. «ИСПОВЕДЬ МАСКИ»
Рецензия Алёны Кулаевой
Юкио Мисима — одна из самых известных и противоречивых личностей Японии XX века. За свою недолгую жизнь он успел прославиться не только как поэт и писатель, но и как актер, спортсмен и политический деятель. Однако самое важное наследие Мисимы — его художественные произведения. Писатель обладал неповторимым стилем; в своих книгах ему удалось соединить японское восприятие жизни и смерти с глубоким психологизмом героев.
К биографии Мисимы невозможно остаться равнодушным, особенно после изучения его произведений — каждый текст несет отрывки из полумифической жизни «последнего самурая».
Больше всего японский писатель прославился своей смертью. В 1970 году Мисима с четырьмя членами «Общества щита» приехал на базу сухопутных войск в Итигае и взял в заложники командующего. С балкона кабинета командира Мисима обратился к солдатам, призывая совершить государственный переворот, чтобы вернуть Японии былое могущество: «Жизнь — на алтарь отечества!» Воззвание было проигнорировано личным составом военной базы, и Мисима совершил харакири. По традиции, его ученик по имени Морита должен был избавить своего мастера от мук — добить его, отрубив голову. Однако две попытки оказались неудачными, поэтому другой ученик, Фуру-Кога, выхватил меч и завершил ритуал. Затем Морита, встав на колени возле тела Мисимы, сделал харакири вслед за мастером.
Идея «красивой» смерти в творчестве Мисимы всегда была ключевой: «…смерть — мгновенная, вездесущая, всегда стоящая рядом. По-моему, это единственная подлинно соблазнительная, подлинно захватывающая, подлинно эротическая концепция». Именно эту мысль писатель вкладывал в уста героев.
Вершина творчества Мисимы — роман «Исповедь маски», опубликованный в 1949 году. Это произведение привлекло к писателю значительное внимание общества, несмотря на неоднозначную реакцию публики: с одной стороны, в тексте присутствуют довольно откровенные описания внутреннего мира человека и эротических фантазий главного героя, а с другой — автор мастерски владеет словом. Действие книги охватывает один из самых кровавых периодов японской истории — 1925–1947 годы. Повествование идет от первого лица и представляет собой жизнеописание самого Мисимы, поэтому во время прочтения текста возникает ощущение полного погружения в мысли и чувства героя.
Главный герой — Кими — постепенно рассказывает о своем детстве, юности, о первой любви и войне, накрывшей Японию в начале XX века. И в каждый период своей жизни Кими приходится бороться со своей «неправильностью», которая заключается в том, что юноша одержим смертью и кровавыми эротическими фантазиями. Именно в смерти герой видит «подлинную цель жизни». На протяжении всего романа юноша подробно описывает попытки утаить свои пороки под некой «маской». Самый яркий пример — мнимая влюбленность Кими в Соноко: парень пытается заставить себя влюбиться в сестру лучшего друга, чтобы отречься от маниакальных фантазий, однако признается, что совершенно ничего не чувствует, находясь рядом с ней.
Второй ужасающий пример — сцена после ядерной атаки на Хиросиму. Кими, наблюдающий за страданиями медленно и мучительно умирающих людей, начинает испытывать сексуальное влечение. Эти пороки захватывают разум юноши, поэтому на протяжении всего романа герой находится в состоянии собственной отреченности. Однако, несмотря на жестокость и «ненормальность», Кими не вызывает отвращения: Мисима своим умением правильно владеть словом аккуратно подводит читателя к откровениям героя.
Название романа достаточно четко отражает его суть. «Исповедь маски» — исповедуется не автор, а некая личина, не способная испытывать ничего, кроме сексуальной и маниакальной страсти. Это произведение невозможно читать быстро, каждый абзац словно выдергивает из реальности, каждое слово пропитано противоречием, что заставляет периодически окунаться в собственные мысли.
«Исповедь маски» — сложный, эстетический, философский роман. После прочтения появляется осадок, постичь который позволит лишь сам автор.