Найти в Дзене

Рекрутинг иностранных студентов в Россию: все еще хуже, чем мы думали

Очередное подтверждение оценкам Центра экспорта образования представил Российский совет по международным делам (РСМД), который провел опрос почти 14 тысяч студентов из стран Центральной Азии. Результаты этого опроса публикует «Коммерсант». Задачей опроса было выявление перспектив отечественных университетов на международном рынке образования. Помимо прочих тем исследователи опросили респондентов об источниках получения информации о своих вузах и пришли к выводу, что «около 60% опрошенных узнали о российском университете не из медийного пространства, а посредством сарафанного радио», при этом 44,5% студентов получили информацию от знакомых/родственников/друзей, а 12,9% - от представителей школ и университетов, в которых ранее обучались. Полные сведения о результатах этого опроса приведены в таблице: Для нас вывод очевиден: подавляющее большинство студентов российских вузов из стран Центральной Азии прибегают к консультациям и помощи лиц, которые пользуются в их глазах авторитетом. Напо

Закажите книгу здесь: https://eduexport.ru/book-agents

Очередное подтверждение оценкам Центра экспорта образования представил Российский совет по международным делам (РСМД), который провел опрос почти 14 тысяч студентов из стран Центральной Азии. Результаты этого опроса публикует «Коммерсант».

Источник: freepik.com
Источник: freepik.com

Задачей опроса было выявление перспектив отечественных университетов на международном рынке образования. Помимо прочих тем исследователи опросили респондентов об источниках получения информации о своих вузах и пришли к выводу, что «около 60% опрошенных узнали о российском университете не из медийного пространства, а посредством сарафанного радио», при этом 44,5% студентов получили информацию от знакомых/родственников/друзей, а 12,9% - от представителей школ и университетов, в которых ранее обучались.

Полные сведения о результатах этого опроса приведены в таблице:

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/7281967
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/7281967

Для нас вывод очевиден: подавляющее большинство студентов российских вузов из стран Центральной Азии прибегают к консультациям и помощи лиц, которые пользуются в их глазах авторитетом. Напомню, что ранее мы публиковали материал о том, что, по нашим оценкам, около 45% студентов российских вузов пользуются услугами консультантов по получению образованию за рубежом.

Тем не менее, публикация данного исследования заставляет нас признаться в том, что, давая свою оценку, мы были убеждены, что в 90% случаев к услугам консультантов прибегают студенты из стран дальнего зарубежья, тогда как мы были искренне убеждены в том, что абитуриенты из стран бывшего Советского Союза, владеющие русским языком, самостоятельно анализируют информацию о возможностях получения высшего образования в России, получают прямые консультации от сотрудников вузов и занимаются оформлением документов.

Результаты исследования РСМД повергли нас в шок и заставляют пересмотреть свою оценку важности рекрутингового канала привлечения студентов в сторону увеличения – до 80-85%. И, конечно, мы хотели бы воспользоваться возможностью, чтобы, опираясь на цифры, задать некоторые вопросы:

1. Почему вклад национальных министерств стран происхождения студентов в привлечение их в российские вузы в два раза больше, чем у Россотрудничества, и примерно равен сумме отдачи от усилий Россотрудничества и от участия российских вузов в зарубежных выставках?

2. Неужели российские вузы не в состоянии предоставлять иностранным абитуриентам информацию так, чтобы они принимали на ее основании решение о поступлении? Причем это касается как информации, размещенной на сайте и в соцсетях вузов, так и в процессе личных встреч во время выставок.

3. Почему в результатах опроса отсутствуют личные и групповые консультации для абитуриентов посредством средств связи? Неужели сотрудники вузов не занимаются этой работой?

4. В состоянии ли российские СМИ, занявшие последнее место в результатах опроса, эффективно формировать у иностранной молодежи представление о России как стране с большими учебными и карьерными перспективами? Не является ли такая работа СМИ одним из факторов того, что 60% абитуриентов обращаются к консультантам, а не напрямую в университеты?

Результаты опроса лишний раз подтверждают позицию Центра экспорта образования о том, что консультанты по образованию и профессиональные рекрутеры иностранных студентов занимают доминирующее положение на рынке и нуждаются в упорядочивании своей работы путем создания Российской ассоциации сертифицированных консультантов по образованию (РАСКО).

Ставьте ЛАЙК и подписывайтесь на Дзен-канал Центра экспорта образования!

Читайте другие интересные материалы о международном образовании в нашем журнале Education Export Magazine на 3 языках: https://eduexport.ru/eec_publishing!