Найти в Дзене
Открытая семинария

Мирской град

Есть на Открытой Семинарии рубрика под названием "Королева наук". Под королевой наук вслед за десятками поколений лучших богословов многих столетий, я имею ввиду и провозглашаю Богословие - науку. не выносящую Бога за скобки. Кстати, в своем видео-курсе, который я сделал для вас, я отразил самое, как мне кажется, главное и интересное в истории Богословия - в лице ее наиболее ярких представителей. Вот, сегодня хочу познакомить вас с богословом, который уникален сразу в нескольких отношениях. Во-первых, это единственный из всей плеяды великих богословов, которую я обозначил в курсе, который все еще жив (ему 95 лет)! Во-вторых, это, пожалуй, самый популярный богослов среди молодежи - в том числе и невоцерковленной, и самый читаемый писатель на религиозные темы в США. А еще труды этого человека созвучны Открытой Семинарии. Да он даже и похож на меня, или я на него. Хотя наши пути не пересекались, и мы пришли к одним и тем же, в целом, идеям независимо друг от друга. Впрочем, мы все зависи
Оглавление

Есть на Открытой Семинарии рубрика под названием "Королева наук". Под королевой наук вслед за десятками поколений лучших богословов многих столетий, я имею ввиду и провозглашаю Богословие - науку. не выносящую Бога за скобки. Кстати, в своем видео-курсе, который я сделал для вас, я отразил самое, как мне кажется, главное и интересное в истории Богословия - в лице ее наиболее ярких представителей. Вот, сегодня хочу познакомить вас с богословом, который уникален сразу в нескольких отношениях. Во-первых, это единственный из всей плеяды великих богословов, которую я обозначил в курсе, который все еще жив (ему 95 лет)! Во-вторых, это, пожалуй, самый популярный богослов среди молодежи - в том числе и невоцерковленной, и самый читаемый писатель на религиозные темы в США. А еще труды этого человека созвучны Открытой Семинарии. Да он даже и похож на меня, или я на него. Хотя наши пути не пересекались, и мы пришли к одним и тем же, в целом, идеям независимо друг от друга. Впрочем, мы все зависим друг от друга.

Это Харви Кокс (англ. Harvey Gallagher Cox, Jr. род. 19 марта 1929;  — американский протестантский (он баптист) теолог. Профессор богословия Гарвардской школы богословия (1969—2009).

Исследовательская и преподавательская работа Харви Кокса сосредоточена, как и моя (и это отчасти отражено в этих видео) на изучении теологического развития мирового христианства - на истории религии, истории церквей. Особым образом его интерес сосредотачивался на теологии освобождения и роли христианства в Латинской Америке. Основным определяющим тезисом всех работ Харви Кокса является тезис о том, что в скором будущем христианство выйдет из стен церквей, деноминаций, культов - и сделается "воплощенным христианством" - христианством детей Божиих.

В 1965 году он выпустил книгу «Светский город», или «Мирской град» (англ. The Secular City). Вышел на пенсию в сентябре 2009 года и в том же году выпустил книгу «Будущее веры» (англ. The Future of Faith). Интересно, что у Харви Кокса - очень тесная связь с Россией. Более того, многие его работы навеяны, на мой взгляд, его пристальным вниманием к тем социо-культурным процессам, которые происходили и происходят в России.

Нина Тумаркин
Нина Тумаркин

Отчасти этот интерес объясняется тем, что его жена — историк-славист Нина Тумаркин (род. 1945), профессор и декан исторического отделения колледжа Уэлсли Гарвардского университета, автор многочисленных трудов по современной истории России и Советского Союза, в том числе монографий «Lenin Lives! The Lenin Cult in Soviet Russia» (Ленин жив! Культ Ленина в Советской России, 1983 и 1997) и «The Living and the Dead: The Rise and Fall of the Cult of World War II in Russia» (Живые и мёртвые: Взлёт и крушение культа Второй мировой войны в России, 1994).

Харви Кокс много задумывался о том, что традиционная религиозная система (а классическим примером того является русская церковь накануне революции 1917 года) не просто устарела и ограничена, но зачастую и деструктивна, способно вызвать в обществе разделение, бунт. Это объясняется тем дуализмом, который создает религия между "религиозным" и "светским", или "профанным". Этот дуализм, который создает Град Религиозный, по мнению Кокса, обречен на то, чтобы в самое ближайшее время уступить место Мирскому Граду - то есть обществу, в котором христианская вера будет практиковаться и осуществляться не в культовых сооружениях и традициях, но в повседневной жизни, труде, отдыхе людей. Это идея "безрелигиозного христианства".

Е. Г. Балагушкин отмечал, что Кокс, опираясь на конкретный религиоведческий материал, смог проследил процессы, «которые ранее вдохновляли литературное творчество Г. Гессе — необычный интерес к восточной религиозной мистике в молодёжной нонконформистской среде». Также он указал на то, что «Кокс первым из современных теологов стал отстаивать толерантное отношение к НРД (Новым религиозным движениям) и обосновывать религиозный плюрализм словами Христа о том, что „в Доме Его Отца обителей много“, то есть есть место для приверженцев разных религий». (см. Кокс Х. Обителей много». Встреча христианства с другими верованиями // Философия человека: традиции и современность. Реферативный сборник. — М., 1992.)

-3

Тема «Мирского града» ― христианское осмысление секуляризации. Харви Кокс считает, что трагедия Русской революции была не случайна, и что религиозный дуализм обречен, но при этом он предлагает учиться из ошибок Русской революции, в которой вместе с водой религии был выплеснут и ребенок - Иисус Христос, Бог. С другой стороны события в Латинской Америке, где социальные активисты были выходцами из католической церкви, но ьыли уже лостаточно "секуляризованы" и жили не церковной, а глубоко-вовлеченной социальной жизнью, жизнью практического христианства (организация больниц, школ, защита прав бедных и угнетенных) - рассматривались Харви Коксом как зачатки нового общества, в котором христианство выйдет из церквей, но останется в людях, на улицах, в ежедневной жизни, культуре, политике, экономике. Харви Кокс, вслед за Иисусом Христом, сравнивает христианство с солью, с "рассолом", который настолько сильно просаливает, маринует людей в обществе, что люди пропитываются им, так что им не надо уже отдельного от повседневной жизни культа, чтобы помнить, что они - дети Божии.

Мирской Град Харви Кокса стал классическим трудом как в области религиоведения, так и в области социологии религии. Теперь просто приведу оглавление его "Мирского града" (оно само по себе о многом говорит) и дам слово самому Харви Коксу, который в присущей ему веселой манере расскажет легко о сложном - о том, что он хотел сказать и сказал своим "Мирским градом".

-4

Харви Кокс - Мирской град - Секуляризация и урбанизация в теологическом аспекте

Часть I ПРИХОД МИРСКОГО ГРАДА

  • Глава 1. Библейские источники секуляризации.
  • Глава 2. Облик мирского фалд
  • Глава 3. Стиль мирского града
  • Глава 4. Мирской град в межкультурной перспективе

Часть II ЦЕРКОВЬ В МИРСКОМ ГРАДЕ

  • Глава 5. К теологии социальных перемен
  • Глава 6. Церковь как авангард Бога
  • Глава 7. Церковь как экзорцист культуры

Часть III ПРИМЕНЕНИЕ ЭКЗОРЦИЗМА В ГОРОДСКОЙ ЖИЗНИ

  • Глава 8. Работа и досуг в мирском граде
  • Глава 9. Секс и секуляризация
  • Глава 10. Церковь и мирской университет

Часть IV БОГ И СЕКУЛЯРНЫЙ ЧЕЛОВЕК

  • Глава 11. Разговор о Боге мирским языком

Харви Кокс - Мирской град. От автора

Центральный тезис «Мирского града» состоит в том, что Бог равно присутствует как в мирской, так и в религиозной сферах жизни и что мы неправомерно сковываем Божественное Присутствие, ограничивая его специально отведенным духовным или церковным пространством. Отсюда выводятся два следствия. Во-первых, это подразумевает, что людям веры вовсе не надо бежать из якобы безбожного современного мира.

А во-вторых, это значит, что не всякая религия хороша для человеческого духа. Конечно, моя идея не была оригинальной. В самом деле, о присутствии священного в профанном свидетельствует учение о Воплощении, которое новым никак не назовешь. А что касается подозрительного отношения к религии, то и Иисус, и еврейские пророки сурово бичевали некоторые проявления религии. То, что Бог присутствует в сфере мирского, ― мысль не оригинальная, однако ее приходится многократно повторять. И в частности сегодня.

Перечитывая «Мирской град» четверть века спустя, признаюсь, я порой улыбался его дерзости, подобно тому как отец посмеивается, наблюдая за выходками своего не в меру расшалившегося мальчика. Изложение и аргументация автора кажутся, мягко говоря, стремительными. К концу Введения читатель уже успевает совершить головокружительное путешествие ни больше ни меньше, как через всю историю человечества ― от племени до технополиса, от Софокла до Льюиса Мамфорда, от каменного века до Макса Вебера.

И все это еще до первой главы! Далее следует теологический портрет «грядущего» мирского града, где Барт, Тиллих, Камю и Джон Ф. Кеннеди теснят друг друга, оказавшись в таком близком соседстве, которое, вероятно, всех бы их удивило. Следующая часть книги посвящена тому, что я назвал революционной теологией, и многие в то время восприняли этот термин как фантастический оксиморон. Затем идет резкая критика «Плейбоя», который я назвал «антисексуальным» журналом. Эта глава вовлекла меня в бурную поначалу, а затем нудную дискуссию с издателем. В общем, многовато тем для книги в 244 страницы.

Последняя часть книги посвящена полемике с приверженцами популярной в ту пору теологии «смерти Бога».

Я обрисовал их, как мне кажется, правильно, утверждая, что они по- прежнему ― пусть в отрицательном смысле ― одержимы идеей классического бога метафизического теизма. Я говорил о Ком-то Другом, о таинственном и вечно ускользающем Друге Иисуса и пророков, который, подобно Жаку Брелю, был вполне жив, здоров, хотя и жил в самых неожиданных местах и людях. Я никогда не мог понять, почему некоторые любители клеить ярлыки и непременно относить каждого к какому-нибудь направлению упорно связывали мое имя с теологией смерти Бога, несмотря на резкую ее критику, содержащуюся в «Мирском граде».

Так или иначе, теология смерти Бога утратила популярность необычайно быстро. А те вопросы, за решение которых я взялся с жаром молодости, ― значение продолжающегося противоборства религии и секуляризации для людей веры ― по-прежнему вызывают горячие споры и волнуют исследователей.

Предложение, которым я завершил «Мирской град», показалось многим читателям излишне радикальным, но сегодня представляется мне весьма уместным. Я писал тогда, что нам следует поучиться у еврейской традиции не произносить имя Всевышнего. Нам требуется какое-то время соблюдать почтительную сдержанность в разговорах о Боге и ждать, чтобы Дух открыл нам новый язык, не скомпрометировавший себя суесловием и злоупотреблением.

Выводы ОС

Что сказать? Я пришел к тем же самым выводам самостоятельно, и это лишь свидетельство тому, что это работа Духа Святого. И, да, я говорю о Боге, говорю ежедневно. Но я принадлежу уже к новому поколению богословов, которым уже пора (вот мы это и делаем) оставить "скомпрометировавший себя суесловием и злоупотреблением" религиозный разговор о Боге и создавать "новый язык". Этим мы и занимаемся - создаем новый язык, язык Царства народа святых - тот язык, на котором разговор о Боге не является уже религиозным, абстрагированным, всуе, но открывает Отца детям Божиим во всем.

P. S. Друзья, в последнее время участились атаки на ОС и на другие поддерживающие Президента и Россию информационные ресурсы. А я в эти дни ограничен в возможностях прочитывать комментарии, так как глаз заживает. Атаки эти проходят примерно по одной схеме: на ресурс помещается спам против Президента Путина - за которого мы каждый день молимся и которого благославляем - и против Россию - Победу которой мы провозглашаем ежедневно и вместе - еженедельно! Ради этого и существуем.

Но этого мало. Никому эти спамы не интересны. Но спамеры делают скриншоты того спама, который они поместили, и посылают их на дзен с жалобами. По этой схеме они работали и раньше, но теперь эта мразь активизировалась, поскольку Победа России близка. зима не даром злится - пришел ее конец. Поэтому прошу вас, друзья, при появлении таких мерзостей сообщать мне.

Далее, провокаторы на этом не останавливаются - им крайне важно сделать еще скриншот, что кто-то заметил выпады против России (которые они же и поставили). Это такая у них "схема" по которой они "заваливают" патриотические каналы. Только ОС им не завалить - что Бог открыл, того сатане не затворить. А вы, друзья, проявляйте бдительность и не ведитесь на провокации. Тем более что еще пару дней я не смогу активно наблюдать за комментариями (извиняюсь). Если увидите провокации - давайте мне знать, пишите в Телеграмм, Елена отслеживает сообщения.