Найти в Дзене

Представители «третьего пола» в Индии. Мне хиджры омерзительны, а Вам?

Перед погружением в описание хиджр, хочу высказать Вам собственное мнение на их счёт. Постоянные читатели моего блога знают, что в Индии я бываю довольно часто и достаточно спокойной отношусь к большинству местных национальных «приколов», будь то антисанитария, шум, особенности менталитета. Я научился не обращать на это внимания, концентрируясь на том, что мне нравится. Но хиджры, или представители «третьего пола», мне омерзительны на физиологическом уровне, даже сейчас, подбирая фотографии к статье, я чувствовал рвотный рефлекс. Поймите, я не отношусь так ко всем представителям, так сказать, нетрадиционных ориентаций, особенно, если они не показывают ее всем своим поведением. Но, повторюсь, индийские хиджры… грязные, прыщавые, очевидные мужчины в женских одеждах и тоннами яркой косметики, которая все равно не скрывает изъяны кожи, чересчур наигранно манерные и приставучие, пытающиеся дотронуться… в общем, мне они максимально противны.

Хиджры, традиционное название для третьего гендера в Южной Азии, — уникальное культурное явление. В Индии и Пакистане это слово относится к людям, которые не идентифицируют себя ни как мужчины, ни как женщины. Иногда их считают представителями третьего пола, с особенностями, выходящими за рамки привычного понимания гендерных ролей. Появились они на этой территории много столетий назад и до сих пор остаются заметной, хотя и часто отвергнутой частью общества.

Они живут на обочине, отказываясь вписываться в привычные роли или просто не имея выбора. История хиджр наполнена конфликтами и попытками выживания. Большинство людей смотрит на них с презрением, считая их чуть ли не "низшими существами". Часто это и в самом деле вызывает у меня брезгливость: их вызывающий макияж, странные наряды, неестественные манеры. Но я понимаю, что за этой оболочкой скрывается глубокая история и непростая судьба.

-2

История хиджр

Хиджры упоминаются в древних индийских текстах и преданиях. Есть упоминания в «Махабхарате», «Рамаяне» и других текстах, где хиджры играли роль благословляющих, магических существ. В древние времена они даже были желанными гостями при дворах. Известно, что они играли роли евнухов и стражников в гаремах правителей, а иногда становились доверенными лицами или советниками. Но со временем их статус стал меняться, и с приходом британской колониальной власти их положение ухудшилось.

Сегодня хиджры живут в обособленных общинах, хотя формально в некоторых регионах они имеют юридическое признание как "третий пол". Впрочем, формальный статус не всегда защищает их от насмешек, унижений и даже насилия. Традиционно у хиджр есть свои "семьи" и "матери", которые принимают новичков, обучая их ремеслу и обрядам. Но вот что удивительно: по сути, такие группы строятся на симбиозе, на умении выживать за счет милостыни, ритуальных благословений и иногда даже экстремальных методов.

-3

Жизнь на грани общества

Что отличает хиджр от других людей? Для многих это вопрос пола и гендера. С биологической точки зрения они часто рождаются мужчинами, а затем проходят ритуалы, которые отделяют их от привычных половых ролей. Часто хиджры подвергаются кастрации — болезненной и опасной процедуре, которая должна символически отделить их от их "мужской" природы и приблизить к духовности. Их ритуалы наполнены мистицизмом и древними обрядами, которые вызывают у большинства людей смесь страха и отвращения. Иногда это выглядит как театр, но за этим кроется реальность, к которой они вынуждены прибегать для выживания.

Они не скрывают себя, но и не стремятся к интеграции. Это их стратегия выживания. Зачастую их можно увидеть на свадьбах или на рождении ребёнка, где они исполняют ритуалы благословения, собирая деньги с гостей. Многие боятся не дать им милостыню, полагая, что это принесёт несчастье. Но чаще они вызывают лишь недовольство — странные фигуры, от которых хочется держаться подальше, даже когда они просто ходят по улицам, хлопают в ладоши, громко смеются или дерзко требуют подаяния.

-4

Общество и стереотипы

Часто общество видит в хиджрах что-то угрожающее и неприемлемое. Общество считает их "грязными", "ненормальными", недостойными. Эти образы создаются веками насмешек и стереотипов. Есть и мифы, что они обладают проклятием и что могут насылают неудачу. Поэтому люди предпочитают держаться от них на расстоянии.

Лично я сталкиваюсь с подобными чувствами: брезгливость и нежелание контактировать с ними напрямую. Сложно видеть в них людей, когда они бросаются к тебе на улице, требуют денег, не заботясь о личных границах и показывая вызывающее поведение. Многие из них озлоблены и агрессивны, и это только укрепляет предвзятость. Но понимаю, что мои чувства — часть общей реакции общества, в котором они выживают, цепляясь за малейшую возможность найти своё место.

Современное признание и проблемы

Несмотря на века предубеждений, в последние десятилетия отношение к хиджрам начало меняться. В 2009 году в Индии их признали "третьим полом", дав право на официальный статус. Однако их бедственное положение от этого не улучшилось. Без работы и поддержки семьи, они по-прежнему вынуждены обращаться к традиционным методам выживания, таким как сбор милостыни или проституция. Государственные инициативы, хоть и существуют, редко реально помогают этим людям, так как общественное презрение и стереотипы слишком сильны.

Ирония заключается в том, что правительство на бумаге признает их, но это не влияет на отношение общества. Хиджры по-прежнему считаются чем-то "грязным", "низменным". Трудно сдержать презрение, когда сталкиваешься с ними в метро, на улице, в местах, где они неожиданно оказываются рядом. Они кажутся посторонними, почти чужаками.

Заключение

Я понимаю, что хиджры — часть культуры, но от этого мне не легче принять их присутствие в общественных местах. Порой кажется, что они сами делают всё, чтобы отталкивать людей, поддерживая своё замкнутое сообщество и провоцируя людей на негативные реакции. Этот мир хиджр — смесь древности, мистики и выживания, но остаётся фактом: они выглядят как люди, но для многих они продолжают оставаться чужими и пугающими.

Хиджры — это история о потерянных людях, о которых общество предпочло бы забыть. Они стоят на обочине, не принадлежа ни к мужчинам, ни к женщинам, и лишь немногие пытаются понять, кто они такие на самом деле.

А чтобы отвлечься от хиджр, предлагаю посмотреть на нестоящий индийских красавиц, коими тоже славится эта удивительная страна!