Найти в Дзене

«Я тут новенький!»: старшеклассники

Оглавление

Старшие классы так или иначе формируются заново, и «новеньких» в них хватает. Что же подстерегает молодых людей при смене привычного коллектива на новый? Рассказывает Лариса Викторовна Носова, психолог, медиатор, старший преподаватель кафедры педагогических технологий непрерывного образования ИНО МГПУ.

Кто такие старшеклассники

У старшеклассников происходят серьезные личностные изменения: перестраивается самосознание, актуальным становится саморазвитие, поиск смысла жизни и самосовершенствование. Общение со сверстниками и принятие ими перестает быть сверхзадачей. В приоритете теперь учебно-профессиональная деятельность, учебный процесс как вклад в будущую успешную взрослую жизнь.

Характер отношений со сверстниками меняется, насилия становится объективно меньше. Старшеклассник лучше владеет навыками саморегуляции, и ему физически легче управлять своим телом и своим настроением. Большинство современных учащихся в период ранней юности увлекаются популярной психологией и точно знают, что такое осознанность, аффирмация или токсичные отношения. Это реально помогает им в сложные моменты.

Встроиться в коллектив ровесников старшекласснику проще, чем средним и младшим школьникам. Но одноклассниками список людей, с которыми общается ребёнок, не исчерпывается.

Внимание! Деформированные педагоги

Основные сложности при адаптации старшеклассника лежат в сферах отношений с педагогами и совладания со значительной учебной нагрузкой.

На педагогах в старшей школе — огромная ответственность. Результаты ЕГЭ напрямую влияют на рейтинг школы, а значит, и на финансирование всей образовательной организации. К тому же родители предъявляют серьезные требования к подготовке к экзаменам, не всегда соотнося это с возможностями своего ребенка. Большинство современных педагогов называют именно коммуникацию с родителями школьников наиболее стрессовой ситуацией в профессиональной деятельности.

При такой серьезной стрессовой нагрузке выгорание педагога – явление достаточно частое. Закономерно, что это может сказаться и на отношении к новенькому. Педагог видит в нём прежде всего проблему, «темную лошадку». Какой балл он принесет в портфолио педагога еще не ясно.

Тревожный признак, когда у учителя есть явные фавориты среди учеников и аутсайдеры, при этом педагог нагнетает обстановку, пугая ситуациями получением непроходных баллов. Что это: манипулятивный прием, в целях подстегнуть мотивацию избегания неудач, или объективные опасения, основывающиеся на знаниях ребенка, вам и предстоит разобраться вместе с ребенком и педагогами.

Инструменты для этого есть. Например, процедуры пробных экзаменов, полностью имитирующие процедуру настоящего экзамена. В открытом доступе есть различные тренажеры с заданиями, которые можно использовать самостоятельно. Дополнительная объективная информация не бывает лишней!

Если ваш ребёнок сменил класс в средней или начальной школе, это совсем другие ситуации. Читайте о них в ранних статьях Ларисы Викторовны.