Найти в Дзене

Книга отрезвляющая человека. Толкование книги Екклесиаста.

"Пища для размышлений" и мудрые цитаты.

  • … У людей безбожных главный праздник – день рождения. А что такое день рождения? Это день приближения к смерти.
  • Соломон говорит: Все вещи – в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием (1. 8).

Буквально, дословно там написано не «вещи», а «слова». То есть, сколько бы слов ни говорил человек, все равно все останется недосказанным, незаконченным, всего описать нельзя, всего узнать нельзя, и сколько бы ты ни узнавал, все равно останется то, чего ты не знаешь. Чем больше увеличиваются наши знания, тем больше увеличивается океан невежества, и познать мир до конца мы не сможем никогда. Поэтому и попытки познать мир — тоже бессмысленны. И сколько бы человек ни смотрел на мир, все равно хочется смотреть и дальше, то же самое и со слышанием. Но человеку всегда кажется, что чем больше он будет знать — тем он будет умнее, хотя еще Гераклит сказал, что многознание уму не научает. Действительно, многознание и ум — разные вещи, и большую ошибку совершают те люди, которые дума-ют, что большое количество информации, которой они обладают, сделало их мудрыми.

Мудрость - это возможность постичь смысл сущего, постичь истину, а многознание — это просто информированность.

  • Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас. Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после (1. 9-11).

Очень точные слова. Действительно, мы видим, что все на свете повторяется, люди, которые хорошо знают историю, могут видеть это повторение.

… не меняется ни характер людей, ни их взаимоотношения. И коррупция такая же, и беззакония, и отношения в семье такие же. Все идёт волнами, все повторяется – и в древности, и в нынешнем мире.

  • Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать (1. 15).

Кривое не исправишь, хотя многие мечтают, например, прийти к власти и все исправить, все сделать иначе. То, что изначально искривлено, не сделается прямым. Искривленная человеческая природа сама по себе не сделается прямой, извращенная воля, извращенный разум, извра-щенное сердце человека сами не выправятся, никакой человек ничего не выправит. А чего нет - того и нельзя считать, с тем и бороться невозможно, того нельзя измерить и считать существующим. Здесь речь идет о зле, ведь зла как такового нет, эта некая прореха, дырка в мироздании, зло нельзя рационально объяснить, нельзя ввести в какие-то рамки, оно иррационально, это распад и разложение разума и духа. Недаром психиатры не могут справиться с психическими заболеваниями, потому что они встречаются со злом. И в этом, в самой извращенности природы человека, мудрый царь Соломон видит корень беды, потому что ничего нельзя поменять в извращенном мире, где извращен сам человек. Все, кто пытался это сделать, всегда сталкивались с тем, что у них ничего не получалось. Если нам дали кривое ружье, мы никогда не попадем в цель, и любые дела человека подобны выстрелу из кривого ружья, он всегда промажет.

  • И Соломон идет до конца в своих логических размышлениях: Говорил я с сердцем моим так: вот, я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много мудрости и знания. И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это — томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь (1. 16-18).

Да, чем больше ты знаешь, тем меньше у тебя иллюзий, человек малознающий может думать, что скоро разовьется наука и, наконец, придет счастье. А человек знающий говорит: нет, ничего подобного, все будет наоборот. Чем больше будет развиваться наука, тем хуже будет человечеству. То же касается и развития искусства. Чем дальше человек уходит от Бога, от изначального мелоса, осмыслен-ного мелодического начала, которое установлено Воплощением, происходит постепенный упадок смыслов, их деградация. А без смысла происходит обесчеловечивание человека.

  • Сказал я в сердце моем: «дай, испытаю я тебя весельем, и насладись добром»; но и это - суета! О смехе сказал я: «глупость!», а о весе-лье: «что оно делает?» (2. 1-2).

Какая практическая польза от веселья? Человек повеселился, а потом - наступает пустота. Есть такое современное слово «расслабиться», то есть отдохнуть, не напрягаться. Человек расслабился — и стал расслабленным, а что такое расслабленный? В буквальном смысле — паралитик. Веселье — это обман, потому что оно не вечно. Счастье, которое не вечно, — обман, фальшивка. Вот так и веселье, оно именно такое, оно обманывает, поэтому Екклесиаст и говорит, что оно – ничего не дает человеку. Есть веселье, которое продолжается всегда, вечно? Нет. И каждый раз, когда вы будете начинать веселиться, для продолжения веселья вам потребуются все более сильные его дозы. Это касается и наркотиков, и пьянство, и блуда.

  • Жизнь - это дар Божий, и наслаждаться простыми земными радостями можно только потому, что это дар Божий человеку, и такой дар Господь дает тому, кто служит Ему. Я знаю много богатых людей, но безбожников, которые никакого удовольствия от своего богатства не получают, ни от еды, ни от питья, все им приелось. Никто не может наслаждаться без Бога, и мы с вами благодарим Бога за то, что Он нам дал возможность поесть: «Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил земных Твоих благ».
  • Действительно, мы должны согласиться с тем, что жизнь — очень тяжелая и неприятная вещь, потому что жизнь — это медленное умирание, жизнь - это процесс, ведущий к смерти души и тела. Человек начинает умирать с момента рождения, в нем непрерывно идут процессы распада, он рождается с плачем и криком и умирает с плачем и криком. Такая жизнь достойна только ненависти, сказал Соломон. Противны ему стали дела, которые делаются под солнцем, потому что они бессмысленны. И глупы те, кто связывает свою жизнь с этим миром. Все это говорит о том, что человек не предназначен для здешней жизни, человеку плохо на земле, потому что Родина его — не здесь. Все чувства человека — это тени, они временны и непостоянны, они иллюзорны.
  • И Соломон впервые дает нам намек, где же выход из этой мировой суеты. Выход есть, не все бессмысленно. Это — хождение перед Лицом Бога, то есть человек должен быть красивым перед Лицом Бога, жить всегда с ощущением присутствия Бога, как Енох всегда ходил перед Лицом Божиим, и Бог взял его к Себе. «Человек, который добр пред лицем Его», «добр» - это не тот, кто делает добрые Дела, а тот, кто духовно красив, у кого душа красивая. И такому человеку Бог дает и мудрость, и знание, и радость.
Соломон (Шломо) — третий еврейский царь, правитель объединённого Израильского царства в период его наивысшего расцвета.
Соломон (Шломо) — третий еврейский царь, правитель объединённого Израильского царства в период его наивысшего расцвета.
  • Итак, Соломон буквально говорит нам, в чем главная причина того, что люди не могут найти счастья: люди не знают времен, не знают, когда им что надлежит делать, не знают, как распорядиться своим временем. Они любят, когда нужно ненавидеть, а ненавидят, когда нужно любить. Человек должен любить свою жену и ненавидеть грех измены, а он любит чужую жену и ненавидит свою. Это беда людей, что они не знают и не хотят знать времен, они хотят всего и сразу, а ведь всему свое время. Многие часто желают получить весной плодов осени, люди не хотят принимать тех плодов, которые Господь дает им сегодня, а непременно хотят того, что бог может дать послезавтра. Из-за этого человек всегда терзается, он не получает радости, не получает пользы от своих трудов, потому что он трудится безвременно. Когда вы в мае посадили огород, вы же не приходите в июне и не начинаете выдергивать из земли морковку, но в обычной жизни человек именно так и поступает.
  • Какой еще смысл скрыт в этих словах Соломона? Многие люди думают, что ко всему надо относиться одинаково, «добру и злу внимают равнодушно». На самом деле христианин знает, что, например, гнев в нас вложен Богом, свойство ненавидеть - тоже от Бога, свойство сражаться - тоже, только нужно знать, с кем сражаться, на кого гневаться и кого ненавидеть. Вообще, любой грех — это извращение доброго качества, не вовремя и неуместно примененного. Гневаться бывает абсолютно необходимо, и не только на себя. Но гнев и кротость не исключают, а взаимодополняют друг друга, тем самым делая человека простым. Есть такая современная поговорка: «Будьте проще, и люди к вам потянутся», я думаю, что она правильная. Простота, кротость - это отсутствие раздражительности, отсутствие неправедного гнева, когда человека невозможно вывести из себя. Человек внешне гневается, а внутри у него тишина. Если гнев — это страсть, которая кипятит сердце, то у такого гневающегося красные круги перед глазами, он сам краснеет, брызжет слюной. Праведный гнев - только внешний, а внутри — тишина, поэтому такой гнев есть проявление кротости, при которой должен работать христианский принцип — отличать грех от грешника. Если человек совершает грех по отношению к нам — он наносит зло себе, он поступает против себя, потому что, если нас побьют и скажут нам гадость, - нашей душе хуже не станет, а душе того человека — станет. А вот если мы на него обидимся — тогда станет худо и нашей душе.
  • «Время обнимать, и время уклоняться от объятий». Как говорил царь Давид, обнимите жизнь Сиона, жизнь Нового Иерусалима. Но от некоторых объятий надо уклоняться. Когда человека соблазняют — например, погулять, расслабиться, хорошенько выпить, отречься от Бога — не пытками, не угрозами, а панибратством, лаской, такие уговоры и есть настоящая пытка. Мол, ты сейчас согреши, а потом покаешься. И тогда наступает время уклоняться от таких объятий, нужно просто убегать от них, нужно резко отрезать, не боясь кого-то обидеть. Даже если наши приятели обидятся, оскорбятся, пусть. Если мы не отвергнем таких людей, мы оскорбим Бога. А помогут ли нам люди в день смерти? Помогут ли нам люди даже в тяжелой болезни? Христианин должен быть и мягким, и жестким: мягким — с теми людьми, кто стремится к Богу, и жестким, как алмаз, с теми, кто хочет увести его от Бога.
  • «Время молчать, и время говорить». Вот где проблема, потому что молчать у нас ох как не любят. Очень часто люди молчат там, где надо сказать, и говорят там, где надо молчать. Человек беспрерывно работает языком, как веником, недаром есть выражение «язык как помело», в результате он становится совершенно опустошенным. Иоанн Крестьянкин говорил, что как баня не может быть протоплена при открытых дверях, так душа не может сохранить в себе благодать Духа Святого, если она непрерывно болтает. Что означает слово «болтать»? Болтаться, трепыхаться, двигаться из стороны в сторону. Наш неудержимый язык не знает ни времени, ни места, мы совершенно неспособны сдержанно относиться к реальности. Человек никогда не научится правильно гово-рить, если он не научится сначала правильно молчать, недаром царь Соломон сначала говорит о времени молчания. И многие философы и богословы не раз отмечали, что им часто приходилось раскаиваться в своих словах, но они ни разу не пожалели о том, что промолчали.
  • «Время любить, и время ненавидеть». Царь Соломон говорит, что не всегда надо любить. Многие люди нам говорят, что мы христиане и должны всех подряд любить и всем все прощать. Это неправильно, это неправда, и нигде не сказано, что всех и всегда надо прощать. Да, Господь сказал, что прощать надо до седмижды семидесяти раз, но мы должны оценивать грех как грех. Сказано «любите врагов ваших» (Мф. 5, 44), но надо понимать, что мы не должны любить демонов, нам не сказано - любите грех. Нельзя любить все подряд, и в первую очередь мы должны ненавидеть грех. И мы не должны оправдывать и объяснять грех. Злу нет оправданий. Это — христианство. Мы разделяем грех и грешника, и никогда не смейте оправдывать зло и путать времена. «Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет - тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким!» (Ис. 5, 20). Любой грех должен быть наказан, но мы принимаем грешника и отторгаем его грех. Важно понимать: мы не должны говорить, что этот человек — грешник, мы должны говорить, что человек совершает грех. Назвать грех грехом — наша прямая обязанность, а осудить человека - это грех. Мы должны прямо сказать пьянице, что он творит грех и если он не перестанет это делать, то пойдет в ад. Это констатация факта, но не осуждение. Не мы осуждаем человека, а бог, за его дела.
  • «Время войне, и время миру». Христиане не миролюбцы, они не сторонники любого мира любой ценой, мы не пацифисты. Мы знаем, что есть хорошая война и плохой мир и есть плохая война и хороший мир. Это касается не только глобальных войн, не это нас сейчас интересует. Это касается нашего личного общения с людьми, и это есть благая война, которая должна быть нами выиграна. Мы должны победить зло. Если человек не победил зло, то он погиб, если он не победил зло в себе здесь, на земле, он погиб навсегда. Или ты с Богом, или ты против Него, или ты победил грех, или ты проиграл и остался с грехом навсегда, в вечности. И это христианское острие люди не выносят, потому что христианство подобно мечу, рассекающему человека.
  • Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей. И если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это - дар Божий. Познал я, что все, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить, - и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его. Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было, — и Бог воззовет прошедшее (3. 12-15).

Итак, царь Соломон говорит, что бесконечной радости и бесконечного счастья на земле достигнуть невозможно, но есть некоторые, угодные Богу, конечные, временные виды счастья, но они не могут удовлетворить тяги человека к вечному. Соломон - мудрый человек, поэтому он говорит нам о том, что есть и пить для человека - тоже благо, хоть и меньшее благо по сравнению с истинным. Получать удовольствие от еды — нормально, конечно, здесь не идет речь о гортанобесии, а о том, что человеку надо быть довольным тем, что он имеет. Даже неважно — чем: можно быть довольным куском хлеба, а можно - ложкой икры.

Просто быть довольным тем, что есть сейчас, не рваться куда-то, не стремиться к недостижимому, не тратить свою жизнь на фантазии и поиски фата-морганы. При этом — нужно веселиться и делать доброе, а веселье и добро в жизни - связаны. То веселье, о котором говорит Соломон, — это не веселье «до упаду», а веселье человека, у которого совесть спокойна. Это и есть то самое малое благо, малое добро. Господь Сам даст нам то, что нужно, независимо от нашей воли. Добро — это дар от Бога, хотя некоторые люди говорят о том, что они трудятся, делают все правильно, а состояние спокойствия не наступает. Но Бог дает нам не тогда, когда мы этого требуем, он дает нам подарок, дар, а его нельзя вытребовать.

И дар этот дастся не всякому, и не просто так, надо еще руки раскрыть.

Но и раскрыть руки — еще не значит получить подарок. Все дары Божии связаны с бессмертием, с вечностью, поэтому они и пребывают вовек. Но Бог не предназначал человека к тому, чтобы он всегда жил в этом мире, человек не будет вечно пребывать на земле. Наша земная жизнь — это училище, школа для людей. Никто же не считает, что он может учиться в первом классе всю жизнь, точно так же невозможно считать, что пребывание на земле — наша главная цель. Поэтому наши дела на земле должны быть направлены к вечности. Все деяния Бога абсолютно выверены и совершенны, и человек ничего не может к ним ни прибавить, ни убавить. И задача человека - благоговеть перед Лицом Бога, благодарить Его и чувствовать разницу между Творцом и творением. Надо помнить, что Бог есть огонь поядающий, а вовсе не сентиментальный добрый дедушка, который гладит всех по головам. Бог Любовь обжигает, эта любовь невыносима для человека, и если бы она не была смягчена светом Воплощения, то человек просто сгорел бы в пламени этой любви, как мотылек. Божия сила велика, и, когда человек встречается с ней, он должен благоговеть перед Лицом Его.

Разница между Богом и человеком — очевидна, и она будет всегда. Есть много различных лжеучений, в которых утверждается, что некая высшая часть души — это часть Бога, а иные люди говорят, что Бог у них в душе, что их душа напрямую общается с Богом. Нет, душа — не Бог и не часть Бога, душа — это творение. Потому-то человек и остается человеком, соединившись с Богом, а иначе он бы слился с Ним. Люди, которые думают, что их душа — это часть Бога, фактически говорят о том, что они исчезли как люди. Бог любит каждого человека, отдельную личность, а не толпы, не массы, не культуры и не нации, и именно потому, что человек - не Бог, иначе бы Бог любил бы Самого Себя. В причастии каждый христианин соединяется со Христом, с Его Телом, но при этом остается сам собой.

  • Лучше мудрец, чем глупый, и лучше умный бедняк, чем глупый властитель, потому что мудрость – это не просто набор информации, а умение жить с Богом.
  • Бог – на Небе, а человек на земле. Бог выше всего, выше всех пределов, выше всякого совершенства. Если человеку надо подробно объяснить, что ты от него хочешь, и он всё равно может тебя неправильно понять, сделать что-то не так, то Бог ещё до нашей просьбы прекрасно знает, что нам надо. Бог не нуждается в подробных толкованиях нашего прошения.

-3

  • Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть (5. 11).

У богатых часто бывает бессонница, они могут много съесть и много выпить, а затем мучаются бессонницей, страдают желудком. Богатый постоянно заботится о том, как бы не потерять свое богатство, как бы его не ограбили, а простой трудящийся спит спокойно, и это Бог дает ему Свое благословение.

  • Соломон говорит нам, что не надо мнить себя слишком праведным, не надо считать себя мудрым, обличать всех подряд, не надо губить себя, ты будь мудрым, но не выставляй себя слишком мудрым. Это очень важно, потому что многие считают, что говорить правду — это правильно и хорошо, надо всегда говорить «правду-матку». А одно святоотеческое изречение гласит: «Всегда знай, что говоришь, кому говоришь, когда говоришь, при ком говоришь и какие могут быть последствия».
  • Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы; поэтому не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание, чтобы не услышать тебе раба твоего, когда он злословит тебя; ибо сердце твое знает много случаев, когда и сам ты злословил других (7. 20-22).

Какие полезные слова! Не на всякое слово надо обращать внимание, но люди так болезненно реагируют на любые слова, чуть что — обида, просто на всю жизнь. И лучший способ избавиться от осуждения — это помнить о своих собственных грехах.

  • Царь Соломон убедился в том, что все труды человека в познании мира — бессмысленны, всего никогда не постигнешь. Человек не сможет охватить и познать всех дел Божиих, даже ученые признают, что чем больше человек познает, тем больше увеличивается океан нашего невежества. И глубоко заблуждается тот человек, который думает, что он получит счастье в познании мира. Знание не способно удовлетворить тягу человеческих душ, оно никогда не познает всего. А когда людям кажется, что Бог поступает несправедливо, нужно вспомнить об этих словах Соломона и прекратить пытливость, оставить попытки познать дела Божии. Когда Антоний Великий стал думать о том, почему праведники все бедные, а грешники — богатеют, Бог ему сказал: «Антоний, себе внимай». Если мы земных дел Божиих не можем постичь, то тем более — дел правосудия Божия. Если мы даже не можем разгадать все тайны обыч. ного цветочка, как мы можем познать все дела Божии? Поэтому надо быть смиренным и не высокомудрствовать.
  • Мы гадаем, а Бог – знает. Он знает не только то, что будет, но и чего быть не может.
  • Слова мудрых, высказанные спокойно, выслушиваются лучше, нежели крик властелина между глупыми. Мудрость лучше воинских орудий; но один погрешивший погубит много доброго (9. 17-18).

Вот это очень важно для нас. Всегда надо говорить тихо, спокойно, и тогда слова твои будут услышаны. Разве человеку приятно, когда на него кричат? К сожалению, родители чаще всего кричат на своих детей, и дети вообще перестают слушаться. Мудрость состоит в том, чтобы обуздывать свою гневливость, кипение своих страстей, полыхание эмоций, мудрость способна обойтись без войны, без ссор, без конфликта. Но погрешивший мудрец может погубить много доброго вокруг себя.

  • Даже небольшая глупость, которую делает человек, способна испортить все, всего человека, как ложка дегтя в бочке с медом. Даже небольшое проявление гордости и самолюбия способны уничтожить всю человеческую мудрость. Вы отрезаете себе кусок хлеба, а внутри - запеченный тараканчик. Поэтому очень внимательно надо смотреть в себя, следить за собой, чтобы не было и следа глупости. Нельзя грешить немножко, нельзя быть слегка глупым, маленькая глупость способна отравить все.
  • Вот признак, по которому можно отличить глупого: глупые люди каждым своим словом и поступком показывают свою глупость. Глупость невозможно скрыть, хотя и говорят «промолчи — за умного сойдешь», но беда состоит в том, что глупый как раз молчать и не умеет и проявляет свою глупость везде.
  • Кто наблюдает ветер, тому не сеять; и кто смотрит на облака, тому не жать (11. 4). Надо полагаться на Бога, доверять Ему, и больше не доверять ничему и никому. Человек, который непрерывно строит воздушные замки, ничего не будет делать, а будет только рассуждать и оценивать, будет сомневаться во всем, прикидывать: что будет, если так, что бу-дет, если эдак, и у такого человека все будет и не так и не эдак, и в результате он остается у разбитого корыта. В Книге Притчей царь Соломон остроумно говорит: «Ленивец говорит: “лев на улице! посреди площади убьют меня!"» (Притчи. 22, 13), поэтому он сидит дома и никуда не идет. Такая расслабленность и безволие происходят из-за того, что человек не надеется на Бога, а надежда на Бога — это самое мобили-зующее средство. Человек знает, что он в руках Бога, и ничего не боится, и знает, что Бог его не оставит.
  • Царь Соломон говорит нам, что не надо планировать свое будущее, так же, как мы не можем проложить путь ветру. Этого не могут даже синоптики. И мы до сих пор не знаем, как формируется ребенок в животе у матери, как образуются клетки и тому подобное. И тем более мы не можем познать пути Бога, дела Его. А многие люди говорят: я человек умный, я буду жить своим умом. Все сам проверю и промыс-лю и только тогда приму правильное решение. Но так не бывает, потому что у человека не получается все спланировать, потому что все в руках Бога, а не человека, Творца, а не твари. И никогда не будет счастлив живущий своим умом, он обязательно разобьет себе лоб.
  • Помните всегда, что вы никому не обязаны открывать свое сердце, кроме как Богу. Ты или со Христом, или против Него, третьего не дано. Настоящие глубины сердца вообще не должны выходить наружу при общении с людьми, вот что важно. «Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет». Не надо пытаться рассудить, когда будет лучше для тебя работать, потому что трудиться надо и утром, и вече-ром, делать все необходимое, потому что ты не знаешь, что будет удачно, а что неудачно. Прилагай все свои силы к тому, что можешь делать, а от Бога будет зависеть, удачно это будет, или нет, а может быть, и то и другое будет хорошо. Мы обязаны делать то, что должны, и труд сам по себе не может быть святым или грешным делом, сам по себе процесс труда нейтрален, труд будет благим, если он делается ради Бога и по воле Божией.
  • Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце. Если человек проживет и много лет, то пусть веселится он в продолжение всех их, и пусть помнит о днях темных, которых будет много: все, что будет, — суета! (11. 7-8) Мудрейший царь, который был занят важными делами, сидел и любовался солнцем, а мы с вами бежим, задыхаемся, метро - магазин — дом - уборка — готовка. Времена года отличаются для тех, кто живет в городах, только тем, что мы носим разную одежду. Мы не умеем благодарить Бога за природу, за погоду, при этом хорошей погоды для нас не бывает вообще. Жарко — нам плохо, холодно — плохо, мокро — плохо, сухо — плохо. Мы не благодарим Бога за солнечный свет, мы не восклицаем «Слава Тебе, показавшему нам свет!» Мы не благодарим Его ни за утро, ни за день, ни за вечер и ночь, и в результате мы ничего не осознаем, а живем в выдуманном иллюзорном мире. А ведь как здорово, когда идет дождь, какая это красота!

_____________________________________________________________________________________

Спасибо что дочитали до конца. Если вам понравилась эта статья, то ставьте лайк и подписывайтесь на канал!