С 28 по 30 октября 2024 года в Институте философии РАН проходила II Международная научно-практическая конференция «Азиатские философии: история, методология, межкультурный подход», организованная сектором восточных философий.
Конференция объединила ведущих исследователей из России (Владивосток, Екатеринбург, Москва, Пенза, Санкт-Петербург, Улан-Удэ), Индии (Колката, Калади, Мумбаи, Нью-Дели, Пулвама, Тирупати), Польши (Краков) и Израиля (Иерусалим), специализирующихся на различных философских традициях Азии. В рамках шести секций, две из которых проводились на английском языке, было представлено 43 доклада, охватывающих китайскую, индийскую и японскую философские традиции. Особенностью конференции стало активное участие как выдающихся мэтров, так и молодого поколения востоковедов-философов, аспирантов и студентов из МГУ, РГГУ, ДВФУ и других вузов.
28 октября прошли секции по китайской и межкультурной философии.
Секция по китайской философии (руководитель – к. филос. н., с.н.с. С.Ю. Рыков) следовала магистральной идее взаимного общения между разными научными сообществами в разных научных областях. На секции прозвучало 11 докладов, разделенных на четыре тематических блока: религиозно-философский; блок по философским категориям; литературно-философский и блок по философии войны.
Среди докладчиков были представители московского китаеведения (из Института философии РАН, Института востоковедения РАН, Российского государственного гуманитарного университета, Московского городского педагогического университета), а также исследователи из Екатеринбурга и Владивостока. Выступали как известные ученые, задающие парадигму развития российской философской синологии (напр., д. филос. н., проф. А.И. Кобзев с пленарным докладом), так и начинающие молодые исследователи – аспиранты из РГГУ (В.Д. Теряева) и ДВФУ (А.В. Гордиенко, Д.Д. Котова).
Конкретная тематика охватывала древнекитайскую мысль, средневековую и современную, как в прямом, так и в сравнительном аспектах. Можно выделить доклады к.филос.н., с.н.с. Института востоковедения РАН А.Б. Старостиной, применившей подход межкультурной философии к тому, как идея жизни после смерти критиковалась в китайской и древнеримской культуре (на примере Ван Чуна и Плиния Старшего), и к.полит.н., н.с. Института философии РАН О.С. Кочерова, который выдвинул ряд гипотез о том, как древнекитайский аналог концепции «гуманитарной интервенции» мог бы быть использован современными властями КНР «для актуализации собственного традиционного наследия и поиска новых подходов и решений во внешней политике».
28 октября состоялась секционное заседание по межкультурной философии (руководитель – д. филос. н., гл.н.с., В.Г. Лысенко). В нем приняло участие пять докладчиков. Они сфокусировали свое внимание на кросс-культурных исследованиях и современных интерпретациях восточных философий. Темы включали обсуждение возможного нового формата философствования, учитывающего многообразие философских традиций и языков (д.филос.н., профессор, С.Ю.Лепехов), буддийскую экономику (д.филос.н., проф. Т.В. Бернюкевич), кросс-культурные смыслы безумия (д.филос.н. О.В. Попова), сопоставление индийской и европейской терминологии рациональности (к.филос.н., с.н.с. Л.И. Титлин). Последняя тема вызвала оживленные дискуссии между сторонниками несопоставимости этих традиций в силу их кардинальных различий и сторонниками необходимости и возможности «наведения» терминологических мостов.
29 октября был успешно апробирован формат «круглого стола» (руководитель – д.филос.н., гл.н.с., В.Г. Лысенко), посвященного когнитивным классификациям в индийской философии, с участием российских и индийских ученых (на английском языке). Среди выступавших были исследователи из Джадавпурского университета (Колката, Западная Бенгалия), Санскритского Университета Шанкарачарьи (Калади, Керала), Университета Мумбаи (Махараштра), Университета Равиндрабхарати (Колката, Западная Бенгалия) и Института философии РАН (Москва). Прозвучало семь докладов, в которых затрагивались вопросы буддийской когнитивистики и сравнительный анализ систем классификации познания в индийской и западной философии. Особенно яркими стали доклады проф. Мадхумиты Чаттоподхьяй (Джадавпурский ун-т, Кольката), которая рассказала о парадигмальном сдвиге в классификациях ранней йогачары, и проф. Шрикалы Наир (Ун-т, г. Калади), которая проанализировала буддийские идеи, касающиеся симиозиса и отелеснённого познания.
В тот же день прошла секция по японской философии (руководитель – к.филос.н., с.н.с. Л.Б. Карелова). Доклады были сфокусированы на следующих темах: понимание пространства и времени в истории японской мысли, философия Киотоской школы и направления ее развития, проблемы эстетики как науки в Японии, семантический анализ символов японской культуры, философские идеи дзэн-буддизма в современной японской литературе, исследование примеров сравнительного религиоведения в истории Японии.
Всего было представлено 8 докладов, которые были сгруппированы по трем блокам: религиозно-философская проблематика, исследования Киотоской школы, эстетико-культурологическая проблематика. В работе секции приняли участие ученые из Института Китая и современной Азии РАН, Института востоковедения РАН, Московского городского педагогического университета, Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина, Института философии РАН, Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина, Московского государственного лингвистического университета, Института стран Азии и Африки МГУ. На секции были поставлены важные проблемы, в частности проблема особенностей существования «философской школы» в Японии (О.В. Язовская), специфики эстетики как науки и ее категорий в незападных культурах (Е.Л. Скворцова), а также предложены новые подходы к анализу философского текста с точки зрения использования математических концептов и символов в качестве аналогий, образов и языка описания (А.С. Романенко)
30 октября состоялись две секции по индийской философии – на английском и русском языках (руководитель – д.филос.н., гл.н.с., В.Г. Лысенко).
В работе приняли участие ученые из Университета Пуны (Пуна, Индия), Индийского совета по философским исследованиям (Нью-Дели, Индия), Индийского технологического института Тирупати (Андха-Прадеш, Индия), Исламского университета науки и технологий (Джамму и Кашмир, Индия), Иерусалимского университет (Израиль), Московского государственного университета (МГУ), НИУ «Высшая школа экономики» (Москва), Московского государственного лингвистического университета (Москва), Института восточных рукописей РАН (Санкт-Петербург), Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург) и др. Всего прозвучало 14 докладов.
На английской секции, которую модерировал член оргкомитета конференции профессор Прадип Гокхале (Университет Пуны, Индия), было представлено 7 докладов. Профессор Раджу Рагхурам (Индийский технологический институт Тирупати, Андхра-Прадеш) и профессор Равех Даниэль (Иерусалимский университет, Израиль,) раскрыли разные стороны творчества известного индийского философа первой половины 20 века Кришны Чандры Бхаттачарьи, показав, с одной стороны, апологетический и националистический, а с другой – межкультурный характер его философии, а также особенности его подхода к йоге Патанджали. Интерес присутствующих вызвал доклад к.филос.н, Е.А. Десницкой (Институт восточных рукописей РАН, Санкт-Петербург), которая убедительно доказала, что в знаменитом диалоге из упанишад между Яджнявалкьей и Майтрейей речь идет не о протоконцепции веданты, как считалось до сих пор, а о протоконцепции санкхьи. Дискуссии вызвал также доклад профессора П. Гокхале, посвященный критике доктрины кармы.
На второй секции по индийской философии (на русском языке) было прочитано 7 докладов, среди которых особенное внимание привлекло выступление крупнейшего российского специалиста по философии Абхидхармы профессора Е.П. Островской (Институт восточных рукописей РАН), рассказавшей о программе обучения философии в школах сарвастивадинов и вайбхашиков. Интерес и обсуждение вызвал блестящий доклад студента философского факультета МГУ И.Е. Толчельникова «История философии учеников: что Сурешвара говорит о себе как об ученике и какие методологические выводы можно из этого сделать». В этом докладе он продемонстрировал не только прекрасное знание санскрита, но и оригинальную теоретическую интерпретацию отношений учителя и ученика.
Конференция продемонстрировала высокий интерес к исследованиям азиатских философий в России и мире. Междисциплинарный подход и международный состав участников способствовали плодотворному академическому диалогу. Организаторы планируют проведение следующей, III Международная научно-практическая конференция «Азиатские философии: история, методология, межкультурный подход» осенью 2025 года.
Материал подготовлен сектором восточных философий Института философии РАН