Найти в Дзене

Признаки аутизма на первом году жизни ребёнка по 7ми трек-точкам

Сразу только, давайте договоримся, что никаких преждевременных выводов вы НЕ делаете, глядя на своего кроху. Даже, если, как вам показалось, вы заметили у него точные признаки из этой статьи. Не впадаете в панику и не начинаете предпринимать какие-то очень важные, на ваш взгляд, меры лечения. Если что-то заметили, как вам показалось, похожее на описанное в статье, то идёте к доктору и сообщаете ему о ваших подозрениях.
А уж доктор решит, что делать дальше: обследование назначать или провести с вами просветительскую беседу о нормах развития ребёнка. РАС - расстройства аутичного спектра Главная ЗАДАЧА родителя вовремя заметить проявления этих особенностей психики и обратиться к специалисту. И чем РАНЬШЕ, тем, как всегда, ЛУЧШЕ! Согласно данным центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC), ранняя диагностика и вмешательство могут значительно улучшить качество жизни детей с РАС. Ведь именно на первом году жизни идёт самое активное формирование нервной системы и психики, их адапта
Оглавление

Сразу только, давайте договоримся, что никаких преждевременных выводов вы НЕ делаете, глядя на своего кроху. Даже, если, как вам показалось, вы заметили у него точные признаки из этой статьи. Не впадаете в панику и не начинаете предпринимать какие-то очень важные, на ваш взгляд, меры лечения.

Если что-то заметили, как вам показалось, похожее на описанное в статье, то идёте к доктору и сообщаете ему о ваших подозрениях.
А уж доктор решит, что делать дальше: обследование назначать или провести с вами просветительскую беседу о нормах развития ребёнка.

Теперь 3 момента про людей с РАС

РАС - расстройства аутичного спектра

  • Они имеют непривычное поведение и реакции, но считать их всех поголовно дурачками ни к чему не способными не нужно. К сожалению, часто приходится сталкиваться с таким отношением.
  • У них просто несколько другая организация психики и иное восприятие мира (звуков, цвета, тактильных ощущений, вкуса и т.п.), поэтому и реакции получаются отличными от наших общепринятых.
  • Особенности и "глубина" этих особенностей организации психики у них у всех разные, а значит и проявления будут разные. От лёгких почти незаметных, до, в некоторых случаях, умственной отсталости и полной асоциальности.
    И стандартизировать всех под одно нельзя.
Главная ЗАДАЧА родителя

вовремя заметить проявления этих особенностей психики и обратиться к специалисту. И чем РАНЬШЕ, тем, как всегда, ЛУЧШЕ!

Согласно данным центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC), ранняя диагностика и вмешательство могут значительно улучшить качество жизни детей с РАС.

Ведь именно на первом году жизни идёт самое активное формирование нервной системы и психики, их адаптация к окружающей среде. Именно сейчас есть возможность внесения больших корректив с быстрыми результатами.

Признаки РАС у детей от 0 до 3х месяцев

Здесь, конечно, очень сложно заметить какие-то имеющиеся нарушения, т.к. они пока очень и очень слабо взаимодействуют с этим миром.

☑️ 1я трек-точка появляется в 2-2,5 мес - это КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ, т.к. в психике происходит оформление потребности в общении.

-2

Если видим комплекс из НЕСКОЛЬКИХ проявлений, то об этом стоит сообщить врачу-педиатру или лучше неврологу:

  • не следит глазами за движущимся предметами (погремушкой)
  • слишком яркая реакция за резкие или громкие звуки, запахи (не путаем с реакцией на резкий раздражитель рефлексом Моро)
  • очень скудная или отсутствие мимики: улыбка, мощение лба и носика и т.п.
    (спектр эмоций в норме уже б.д. очень велик)
  • не ловит и не перенимает эмоции и выражение лица мамы или наклонившегося над ним взрослого
  • резко негативно реагирует на появление нового лица в его среде обитания и не входят ни в какой контакт с этим лицом в контакт и через 30-40 минут его пребывания рядом
    (индификация "свой-чужой" происходит только к 5-6 месяцам)

Признаки РАС у детей от 4 до 7ми месяцев

Возраст характеризуется тем, что ребёнок быстро становится активным участником бытовых процессов семьи, начинает более активно и всё более осознанно взаимодействовать со взрослыми.

ПРИЗНАК нормального развития психики
ПРИЗНАК нормального развития психики

☑️ 1я трек-точка частично остаётся в поле нашего зрения:

  • нет ответной улыбки или/и шевеления губами на эти же посылы от взрослого, находящегося на расстоянии 30-40 см от глаз ребёнка
  • скудность или отсутствие мимими и проявления эмоций
  • категорический отказ общаться или даже смотреть в сторону появившегося в окружении нового взрослого

☑️ 2я трек-точка - ребёнку становится очень интересно то, чем занимаются окружающие взрослые, появляется жгучее желание участив в этих процессах.

🆘"Звоночек" - это, когда ребёнок не хочет включаться в общий процесс:

  • не пытается отобрать у родителей ложку или попить из их чашки
  • не объявляет охоту на смартфоны, пульты и провода
  • не пытается изображать картину сеятель остатками еды из своей тарелки
  • не провожает "голодным" взглядом ложку от тарелки до маминого рта и т.п.

В целом ведёт себя очень спокойно и безучастно к происходящему вокруг.

☑️ 3я трек-точка - ребёнок в этом возрасте начинает откликаться на своё имя.

🆘 А здесь, вдруг, нет ни какой реакции и даже малейшего поворота головы в сторону призыва.

☑️ 4я трек-точка - у ребёнка начинается фаза активного контактирования с игрушками и окружающими предметами.

🆘 Коротко или совсем не взаимодействует с игрушками. Они даже не вызывают у него интерес.
И ваши старания включить ребёнка в игру не находят успеха.

☑️🆘 Ещё 3 значимых признака

  • сложности или отсутствие удержания зрительного контакта
  • негативная реакция на прикосновения, особенно к голой коже
  • очень сложно успокоить, расстроившегося малыша

Признаки РАС у детей от 8ми до 12ти месяцев

Здесь ко всем уже перечисленным выше добавляются ещё некоторые факторы. Т.е. ребёнок продолжает проявлять нарушения поведения и реакций, как это было ранее, добавляя к этому ещё некоторые моменты.

☑️🆘 Появляется уже намеренное избегание зрительного контакта.
Ребёнок может даже начать стараться спрятать свои глаза/лицо в тело мамы или в окружающие ткани.

☑️🆘 Так и не появляется базовый диапазон эмоций:
радостно, грустно, переживательно, интересно, злюсь и т.п.

☑️🆘 Далеко не всегда реагирует на звуки.

☑️🆘 Всячески выворачивается из рук взрослого, особенно не близкого.
И вообще плохо реагирует на тактильный контакт.

☑️ 5я трек-точка - это возраст освоения ПОЛЗАНИЯ на четвереньках, т.е. целенаправленного осознанного передвижения в пространстве.

Главный стимулятор к ползанию - это стремление познать это мир и самостоятельно добраться до очень манящих предметов.
У ребёнка с РАС такой интерес сильно притуплён или очень узконаправлен.

А зачем мне ползти?
А зачем мне ползти?

🆘 НЕ ползает из-за отсутствия познавательного интереса.
Малышу будет больше нравиться лежать и заглядывать потолок, чем напрягаться и ползти не понятно зачем. Он будет при любых попытках простимулировать навыки передвижения сопротивляться, а то и плакать.

Думаю, каждый внимательный родитель сможет отличить у своего ребёнка "не могу" от "не хочу".

☑️ 6я трек-точка - здесь у ребёнка начинается активный лепет "дай-дай-дай", "ма-ма-ма" и он произносить первые слова, что говорит об определённой степени зрелости речевых зон мозга, т.е. очень "социальных" зон.

🆘 Мало или совсем нет лепета, нет и слов. Всё ещё продолжается гуление "Ааа-Эээ" и агуканье "Гы-гы-гы", или совсем практически замолкает в периоды спокойного бодрствования.

☑️ 7я трек-точка - начинается забавный период жестикуляции ребёнка: указующей, просящей, раздражительной, тянут ручки к родителю и т.п.

🆘 Использует мало или вовсе не использует жестикуляцию в ходе для выстраивания общения.

🆘 Частая реплика от мам ребёнка с РАС

уже с его 10-11 месячного возраста

"Да, он вообще не слышит и игнорирует меня"

И это не проблема со слухом, т.к. она выявляется уже в первые месяцы жизни.

🤓 Во всём, что описано выше
нет чётких градаций и точных показателей

Ну, например, как про повышение лейкоцитов в крови: при таком-то уровне точно есть воспаление.

Границы НОРМЫ и НЕ НОРМЫ достаточно расплывчаты.
Когда нет совсем, тогда понятно. А вот сколько должно быть, чтобы это считать повышенным или пониженным родителям точно определить не понятно как.

Поэтому, говорю именно:

  • про обратить внимание на наличие комплекса тревожных факторов, а не заметить 1 и начать паниковать
  • про обязательное обращение в специалисту, вместо приступов самоедства