В конце октября мы отметили день рождения Омского педагогического, но чудесные праздники хочется продолжать. Предлагаем к чтению выпуск рубрики «Вектор ОмГПУ»: мы берем интервью у выпускников нашего вуза, карьера которых сложилась не в педагогической сфере. Героиней рубрики стала выпускница исторического факультета Татьяна Михайловна Назарцева, которая почти полвека работает в Омском историко-краеведческом музее. За это время Татьяна Михайловна являлась научным сотрудником, главным хранителем, заместителем директора по научной работе, а также стала лауреатом множества премий. Одна из главных наград Татьяны Михайловны — «Лучший работник культуры Омской области» в номинации «Музейное дело». Из-под ее пера вышло более 180 научных публикаций.
Татьяна Михайловна Назарцева окончила Омский государственный педагогический институт им. А.М. Горького в 1972 году. В то время студенческая жизнь сильно отличалась от современной... или нет? Возможно, ответ на этот вопрос вы найдете в интервью.
Поддерживаете ли Вы связь с Омским педагогическим спустя годы после выпуска?
— Мне очень приятно, что моя альма-матер спустя уже более чем полувековой период помнит о своих выпускниках. Студенческие годы самые яркие, а встречи с однокашниками и преподавателями — это возвращение в молодые годы, дань памяти любимым педагогам. Многие выпускники нашего учебного заведения работают не только в образовании, но и в других отраслях, в том числе и в культуре. Выпускники нашего вуза становились в разные периоды научными сотрудниками музея, поэтому связь никогда не прерывалась. На протяжении всего времени, что я работаю в музее, многие преподаватели являлись и являются членами ученого совета Омского государственного историко-краеведческого музея, поэтому мы тесно взаимодействуем на практике.
Традиционно мы задаем вопрос о детских годах. Кем Вы хотели стать в детстве?
— В детстве, наверное, как и у всех, было очень много интересных занятий. Хотелось стать и продавцом мороженого, и артистом, и писателем, и учителем, и врачом в зависимости от разных интересов, которые возникали и заканчивались. Но к зрелому возрасту я выбрала Педагогический институт, исторический факультет и свою трудовую деятельность начала как педагог. Однако судьба повернулась таким образом, что я перешла работать в музей и уже много лет работаю именно на этом поприще.
Вы перечислили много профессий. Эти мечты повлияли как-то на профессиональный выбор? Отразилось ли это на музейной деятельности?
— В какой-то мере да, потому что писателем я хотела быть тогда, когда учительница литературы хвалила мои сочинения, иногда даже зачитывала их на уроках в качестве примера логического изложения. Вероятно, логика присутствовала; естественно, стали возникать иллюзии, что перо подчинится мне. И в музейной, как и в педагогической, работе очень много творческого: писать статьи, составлять каталоги коллекций, редактировать научные и методические издания — это как раз та работа, которая мне интересна.
Кто был для Вас в детстве примером? Был ли любимый учитель?
— Вообще я из педагогической среды. Моя мама была воспитателем в детском саду, отец работал в одно время учителем и завучем в школе, моя родная тетя — учитель биологии, а моя сестра — преподаватель музыки в детском саду. Я тоже начинала как историк-педагог в сельской школе, где работала три года по распределению, поэтому естественно, что выбор был сделан под влиянием семейных традиций. С другой стороны, мне повезло с учителем. Это мой учитель истории Галина Яковлевна Килевая (Чепенко), очень эрудированная, настоящий наставник. Кстати, тоже выпускница нашего вуза. Она преподавала не по учебнику, а давала исторические знания таким образом, чтобы научить мыслить, анализировать прошлое и настоящее.
Почему Вы решили поступить именно в Омский педагогический?
— Изначально я пробовала поступить в Новосибирский университет, но там набор на исторический факультет был всего 25 человек. Вообще на истфаках всегда были очень серьезные конкурсы и высокие проходные баллы. В Новосибирский университет я не прошла по баллам, а в наш институт поступила.
Сложно ли было выбрать свою специальность?
—В принципе нет. У меня стоял выбор между естественнонаучным и историко-филологическим направлениями. Естественнонаучное отпугнуло тем, что там нужно было препарировать мелких животных на лабораторных работах, поэтому я отказалась от поступления на биофак. Историко-филологический к тому времени уже был разделен на истфак и филфак, и я все-таки выбрала историческое направление.
Экзамены были сложными?
— Да, было более двадцати абитуриентов на одно место, проходной балл 14-15. Нужно было получить как минимум две пятерки и одну четверку по трем профильным экзаменам, то есть либо все на отлично, либо допускалась одна четверка. Отсев был громадным. Больше всего поступающих отсеивалось на сочинении, которое мы писали в первую очередь, затем сдавали устные предметы. Я успешно сдала экзамены на 14 баллов и поступила.
Расскажите о том, как Вам давалась учеба.
— Студенческая жизнь была очень интересной, и мне, конечно, хотелось бы вспомнить своих педагогов. У нас был очень высокопрофессиональный коллектив преподавателей. Деканом нашего факультета при мне два года был Константин Семенович Бочкарев — ученый, который занимался историей международного рабочего движения, он защитил докторскую диссертацию на немецком языке. Преподаватели основных дисциплин: Наталья Александровна Сергеева, Наталья Федоровна Оруева, Иван Никифорович Новиков — это люди, которые окончили аспирантуры ведущих вузов страны и давали очень хорошие знания. Учиться было интересно, но был очень высокий уровень требовательности к студентам. На первый курс набрали 75 человек, окончило вуз всего 36. После первой, второй и третьей сессий шел жесткий отбор и отсев. Те студенты, которые не показывали достаточного уровня подготовки, уходили, несмотря на то что смогли поступить. Оставались только те, кто мог планомерно, сосредоточенно и настойчиво работать. Естественно, мы получили отличное образование. В этом я убедилась, когда пришла работать в музей. Здесь я работала с выпускниками Омского университета (ныне ОмГУ им. Ф.М. Достоевского). Знания выпускников нашего вуза нисколько не уступали знаниям выпускников университета.
Какие дисциплины нравились, а какие не очень?
— Естественно, какие-то предметы были более интересными, какие-то менее. Практически с каждым педагогом и каждым предметом связаны свои эмоции и воспоминания. Мне почему-то с большим трудом давалась медиевистика, средние века были не мой конек, с этим предметом складывались не очень теплые отношения. Но я очень любила историю России: там преподавали яркие педагоги, такие как Наталья Александровна Сергеева — женщина очень умная, но в то же время ироничная. Ее лекции не только писать, но и слушать было очень интересно и увлекательно. Наталья Федоровна Оруева — преподаватель истории России дореволюционного периода, очень добрый и мягкий человек. В последний год моей учебы она была деканом факультета. К ней можно было обратиться с любой проблемой и просьбой, она всегда понимала студентов и очень помогала.
Больше всего я увлекалась историей культуры. Был у нас факультатив по истории культуры России, который вела Вера Ильинична Леонова — молодой преподаватель, аспирантка, она защитилась уже после того, как я выпустилась. Я занималась у нее два года, писала курсовые работы по художественной культуре. Занятия она проводила очень увлекательно: мы глубоко изучали художественную, музыкальную и театральную культуру. Особенно художественную культуру, поскольку в институте был художественно-графический факультет, а молодые педагоги делились знаниями друг с другом, помогали.
Поделитесь самыми яркими моментами студенчества. Какие активности были в университете?
— Внеучебная деятельность была очень насыщенная и интересная. На первых курсах мы увлекались туризмом, у нас был туристский клуб. Каждую весну и осень мы выезжали за город, это называлось «поездками выходного дня». Мы садились на электричку и ехали каждый раз в самых разных направлениях. Разбивали полевой лагерь и, естественно, проводили соревнования по ориентированию, пели песни у костра под гитару, ночевали в палатках. Иногда погода шутила над нами: мы засыпали еще золотой осенью, а просыпались белой зимушкой, когда поляны и палатки были покрыты снегом.
Кроме того, наш исторический факультет славился художественной самодеятельностью. Не знаю, как сейчас, но в мое студенческое время самодеятельность студентов была очень востребована. Каждый факультет имел свою агитбригаду и ездил с концертами по области. И каждый год у нас устраивались межфакультетские смотры художественной самодеятельности. Исторический факультет, пока я училась, всегда занимал первые места. Серьезным конкурентом у нас был только художественно-графический факультет, где учились очень интересные творческие ребята, но в области хореографии, вокала и художественного чтения историкам не было равных. Света Голсовальская у нас руководила танцевальным коллективом, очень хорошо читал стихи Валера Шнырёв. На нашем курсе хорошо пели Евгения Колоколова и Людмила Емельянова. Действительно, соревновательный дух этих смотров всегда захватывал, а на факультете был праздник, когда мы одерживали очередную победу.
Интересно работал студенческий актерский театр «Романтик». Им руководила легендарная Лариса Яковлевна Меерсон, тогда еще молодой и начинающий театральный режиссер. Наш студенческий коллектив базировался в Доме учителя (здание, где сейчас находится Органный зал). Одно время и я его посещала, но ненадолго хватило моего терпения на актерский труд. Моя однокурсница Таня Раскевич достаточно долго занималась в этом студенческом коллективе. Порой выпускники — участники студенческого театра, например Владимир Башкин, — становились профессиональными актерами. Такую творческую базу мы получили в студенчестве.
Во время учебы Вы сразу были нацелены на работу в музее?
— В какой-то мере да, я была волонтером, тогда нас называли добровольцами. Мы посещали музеи. Правда, у нас тогда не было бесплатного посещения: билет стоил чисто символически, десять или пятнадцать копеек для студентов, поэтому все это было доступно. Как-то сложилось, что я, больше занимаясь художественной культурой, тяготела к Музею изобразительных искусств. Тем более там директором был Александр Абрамович Герзон, который создал при музее студенческий клуб, где мы знакомились с музейной коллекцией, принимали участие в экскурсионной работе по привозным выставкам. И, когда я окончила вуз, он пригласил меня на работу в музей. Но ко времени, когда последовало приглашение, у нас уже прошло распределение, я получила направление в сельскую школу. Хотя он предлагал решить каким-то образом этот вопрос, я посчитала, что все-таки должна сначала отработать в школе по профессии, как было положено в то время.
Три года я работала в селе Новоцарицыно Москаленского района Омской области. Первый год преподавала историю с четвертого по десятый класс, тогда был десятилетний цикл обучения. Это было более 40 часов; конечно, очень большая нагрузка для начинающего педагога. В следующем учебном году сложилось так, что мне пришлось заниматься другой работой: меня назначили организатором по воспитательной работе. На этой должности проработала год, параллельно преподавая историю в старших классах. На третий год моей работы в школе скоропостижно умер завуч по учебной работе, я была вынуждена в самом начале учебного года заняться организацией учебного процесса. Последний год работы в школе был административным, но с преподаванием истории и обществоведения в выпускных классах.
После отработанных трех лет молодые специалисты могли выбирать другую работу, и меня пути привели в Омский областной краеведческий музей. К этому времени здесь работала главным хранителем фондов моя однокурсница Альбина Петровна Мазур, она и пригласила меня на работу хранителем художественной коллекции. Музейную деятельность я начинала как младший научный сотрудник, хранитель художественной коллекции.
Как педагогическое образование отразилось на Вашей карьере?
— Уже работая в музее, я преподавала в Институте повышения квалификации работников культуры. Много лет читала курс лекций и вела дипломников на музейном отделении. Кроме того, читала курс лекций и вела практические занятия по фондохранению и изучению коллекций в ОмГУ на кафедре музеологии. То есть преподавательская и педагогическая деятельность шла параллельно музейной.
А важно ли музейному сотруднику быть в какой-то степени педагогом?
— В какой-то мере да, особенно если идут работы по созданию стационарных тематических экспозиций, выставок, в которые необходимо закладывать познавательные, воспитательные моменты, связанные со школьными программами. Музейные экспозиции — это и материал, который можно использовать в учебной и внеклассной работе, поэтому знание возрастной психологии, знание восприятия разными категориями школьников изобразительного, письменного, вещевого материалов необходимо. К тому же в музее приходилось много работать с молодыми специалистами, готовя их как экскурсоводов, научных сотрудников, экспозиционеров, хранителей коллекций. И здесь педагогические знания пригодились.
В повседневной жизни как-то отразилась педагогика?
— Меня часто называли «классической учительницей». Не зная моего рода деятельности, в незнакомых компаниях люди спрашивали: «А вы случайно не учитель?». Скорее всего что-то характерное для этой профессии есть в моем облике. В остальном я считаю, что наш вуз давал достаточно обширный не только профессиональный, но и гуманитарный кругозор.
Какой совет Вы дадите настоящим и будущим студентам университета?
— Давать совет, особенно молодому поколению, — это не самое благодарное и благородное дело, потому что каждый самостоятельно проживает свою жизнь и накапливает опыт. Но самое главное — получить в молодости хорошее образование, знания. Причем глубокие, базовые знания: не те, которые можно получить, открыв интернет, а именно систематическое знание общественных процессов, развития мира, взаимоотношений между людьми. В этом я желаю нынешним студентам больших успехов, потому что Педагогический университет закладывал и закладывает очень хорошие основы для дальнейшей жизни, работы и карьеры.