Найти в Дзене
ABW

Система "старт-стоп": минусов много, плюсов минимум

Оглавление

Большинство современных автомобилей оснащено системой «старт-стоп», которую многие водители терпеть не могут. Чего от нее больше – пользы или вреда? Разбираемся с нашим техническим консультантом Александром Добрицким.

«Реализация одной функции потребовала усложнения автомобиля»

– Систему «старт-стоп» преподносят как полезную опцию, но у меня есть стойкая уверенность, что единственное ее назначение – помочь автопроизводителям вписаться в нормы Евро-6. Согласен с этим?

– Абсолютно. Но у нее есть и вторая важная задача: снизить на пару процентов расход топлива. При наличии «старт-стопа» во время измерений по европейскому ездовому циклу на остановках двигатель глушится, в результате чего количество выбросов и средний расход топлива становятся пускай немного, но ниже, чем если бы двигатель в моменты остановок работал. Иногда этого «немного» оказывается достаточно, чтобы уложиться в требования Евро-6.

Наличие системы «старт-стоп» обуславливает ряд требований к узлам и компонентам такого автомобиля. Например, понадобились стартеры с увеличенным ресурсом. У наиболее близких мне автомобилей Ford ресурс обычного стартера составляет 100 000 циклов запуска, а стартера для автомобилей со «старт-стопом» – 300 000 циклов. Но это не значит, что после 300 000 запусков стартер выйдет из строя – производитель гарантирует исполнение этих циклов запуска с заданным коэффициентом надежности.

-2

Аккумуляторы на машинах со «старт-стопом» также иные – как правило AGM, иногда EFB, но не обычные свинцово-кислотные. Интеллектуальной системой зарядки они поддерживаются в другом диапазоне уровня заряда. АКБ на автомобилях с этой системой – самое больное место для автолюбителей, потому что рано или поздно их приходится менять, а стоят они в 2–3 раза дороже классических.

Для сохранения уровня напряжения, необходимого потребителям при срабатывании «старт-стопа», применяются DC-DC-конвертеры.

Автоматические коробки передач пришлось дооснастить гидроаккумуляторами со специальным клапаном, которые поддерживают давление масла, пока двигатель остановлен. Оно необходимо для последующего быстрого старта.

Помимо изменений в технической части, потребовалась адаптация электронных систем автомобилей. Например, корректировка работы климат-контроля и многого другого.

И все это взаимосвязано и требует согласования. «Старт-стоп» завязан на многие системы, которые могут отказать ему в запросе на остановку двигателя. Например, если зимой задана высокая температура отопления, включены фары, низкий уровень заряда АКБ, мало топлива в баке и т.д. В общем, реализация одной функции потребовала существенного усложнения, а следовательно, и удорожания автомобиля.

«Старт-стоп» не нравится большинству водителей»

– Знаешь ли ты людей, которые реально пользуются «старт-стопом»? И можно ли его отключить раз и навсегда?

– Иногда встречаются запросы починить систему «старт-стоп». Хотя она может просто не включаться в силу озвученных выше условий, и это ее штатная работа. Но таких людей крайне мало.

«Старт-стоп» действительно не нравится большинству водителей. Чисто психологически мы привыкли, что после запуска двигатель должен работать и не останавливаться, пока мы сами его не заглушим. Кроме того, не всегда удается на 100% согласовать работу всех систем, в частности того же климата. В итоге ты едешь летом, в салоне прохладно, машина остановилась на светофоре, двигатель заглох и вновь запускается уже после того, как тебе стало жарко.

Поэтому многие просто отключают «старт-стоп» кнопкой. Но хорошо, если она есть под рукой, ведь в новомодных авто с управлением всем и вся через сенсорный экран приходится каждый раз лезть в дебри настроек.

Свидетельством того, что автомобилисты не приняли «старт-стоп», является наличие на маркетплейсах огромного количества устройств стоимостью около 50 рублей, которые подключаются в разрыв физической кнопки и при включении зажигания автоматически выключают эту новомодную систему.

-3

На некоторых автомобилях «старт-стоп» можно принудительно отключить навсегда или сделать его реверс (по умолчанию система становится отключенной и включается принудительно кнопкой или переключателем в меню). Есть модели, на которых это реализуемо, и то не всегда, только через перепрошивку ЭБУ двигателя, что равносильно чип-тюнингу.

Поэтому самое простое решение для деактивации системы – это те самые блоки с маркетплейсов, которые устанавливаются в разрыв кнопки. Но для этого необходимо наличие физической кнопки отключения «старт-стопа».

«Экономия топлива в пределах погрешности измерений»

– В итоге мы приходим к тому, что для автомобилистов проку от «старт-стопа» нет, только потенциальный геморрой?

– Реальной пользы для автовладельцев система «старт-стоп» не несет. Разве что дает мнимую экономию топлива, которая находится в рамках погрешности измерений. Но, допустим, вы сэкономите 100 мл топлива на 100 км пути, на 1000 км получается 1 литр, на 100 000 км – 100 литров (целых 250 рублей).

При этом расходы, которые сулит наличие «старт-стопа», однозначно превысят эту экономию. Во-первых, цена аккумулятора при необходимости его замены, во-вторых, поломки некоторых узлов, тех же упомянутых выше гидроаккумуляторов АКПП, у которых выходят из строя соленоиды.

Единственный смысл «старт-стопа», повторюсь, в том, чтобы производители могли вписаться в экологические нормы, а маркетологи – поставить галочки, что их автомобили «зеленые». Единичные люди довольны этой системой и реально пользуются ей. Если вы к ним не относитесь – просто отключайте безо всякого сожаления.

[interactive:32]

]]>