Только второго ноября вышла первая серия новой адаптации «Преступления и наказания», а вопль ошарашенных зрителей звоном стоит в ушах вторые сутки. Шквал негативных отзывов, осуждения и даже оскорблений посыпался на голову режиссёра, который, будучи художником, увидел так.
Но как так?
Отметим, что с самого начала нам обещали новое прочтение и современную адаптацию лишь по мотивам великого произведения, но воссоздав в героях знакомые имена и оставив спусковым механизмом роковое убийство, режиссёр то ли решает потешиться, то ли иронизирует, то ли тонет в желании уйти в независимый андеграунд.
Роман я читала около 11 лет назад и очень жалею, что не обновила пробелы в стареющем разуме, однако, суть от меня не ускользнула.
Местный Родион Раскольников с первых кадров шизоидный индивид в период обострения, совершенно неуравновешенный человек и городской сумасшедший.
Более того создатели сериала привносят в историю новых персонажей, например, Тень – подобие беса, который нашептывает героям отвратительные вещи, подталкивая к пороку.
Могу предположить, что это некая аллюзия к той самой черной, потерянной части человеческой души, которая питается злыми умыслами и разрастается словно рак, приводя к трагичным последствиям.
Но, во-первых, в случае Раскольникова Тень выглядит как типичная галлюцинация, а во-вторых, это словно попытка если не снять, то поделить ответственность за те или иные деяния. Смотрится и вычурно, и глупо, и вторично, хотя подразумевалась некая самобытность.
И последнее – на современный сеттинг силой натягивают старорусский, все эти вычурные театральные диалоги, что тоже должно было произвести эффект «вау», а вызвало очередное «зачем?». Смотрится абсурдно.
Все происходящее – абсурд с элементами психодела и безвкусной музыкой, какой-то шизоидный трип, который отлично бы подошел для адаптации Кафки, но никак не Достоевского.
Расширять границы искусства – здорово, я в целом люблю современные интерпретации классики, например, Роман Шаляпин в 2014 году представил всего часовую современную адаптацию «Бесов», и ведь суть удержал, пробрало знакомой безысходностью, хоть от самого романа мало что осталось. И мне понравилось. Это творчество.
Здесь напыщенная экспрессия, какая-то отрешенность и разрозненность – кинолента распадается на визуально красивые кадры, которые не клеятся, не создают целостности картины, словно в погоне за эпатажем ускользнула сама суть.
Невнятная ирония, да и не смешная.
Для себя решила посмотреть сериал, не ассоциируя его с романом, как отдельную кинематографическую единицу, но даже так пока безвкусно. Красиво, но пусто.
Что вы думаете? Смотрели? Собираетесь?
Поддержать меня можно легально и официально, оформив премиум, о чем я пишу в закрытой комнате здесь: