Найти в Дзене
Швец, чтец и игрец на дуде

Фанаты Достоевского в ярости – что не так с новым «Преступлением и наказанием»?

Только второго ноября вышла первая серия новой адаптации «Преступления и наказания», а вопль ошарашенных зрителей звоном стоит в ушах вторые сутки. Шквал негативных отзывов, осуждения и даже оскорблений посыпался на голову режиссёра, который, будучи художником, увидел так.

Но как так?

Отметим, что с самого начала нам обещали новое прочтение и современную адаптацию лишь по мотивам великого произведения, но воссоздав в героях знакомые имена и оставив спусковым механизмом роковое убийство, режиссёр то ли решает потешиться, то ли иронизирует, то ли тонет в желании уйти в независимый андеграунд.

Роман я читала около 11 лет назад и очень жалею, что не обновила пробелы в стареющем разуме, однако, суть от меня не ускользнула.

Местный Родион Раскольников с первых кадров шизоидный индивид в период обострения, совершенно неуравновешенный человек и городской сумасшедший.

-2

Более того создатели сериала привносят в историю новых персонажей, например, Тень – подобие беса, который нашептывает героям отвратительные вещи, подталкивая к пороку.

Могу предположить, что это некая аллюзия к той самой черной, потерянной части человеческой души, которая питается злыми умыслами и разрастается словно рак, приводя к трагичным последствиям.

Но, во-первых, в случае Раскольникова Тень выглядит как типичная галлюцинация, а во-вторых, это словно попытка если не снять, то поделить ответственность за те или иные деяния. Смотрится и вычурно, и глупо, и вторично, хотя подразумевалась некая самобытность.

-3

И последнее – на современный сеттинг силой натягивают старорусский, все эти вычурные театральные диалоги, что тоже должно было произвести эффект «вау», а вызвало очередное «зачем?». Смотрится абсурдно.

Все происходящее – абсурд с элементами психодела и безвкусной музыкой, какой-то шизоидный трип, который отлично бы подошел для адаптации Кафки, но никак не Достоевского.

Расширять границы искусства – здорово, я в целом люблю современные интерпретации классики, например, Роман Шаляпин в 2014 году представил всего часовую современную адаптацию «Бесов», и ведь суть удержал, пробрало знакомой безысходностью, хоть от самого романа мало что осталось. И мне понравилось. Это творчество.

Кадр из «Бесов» Шаляпина
Кадр из «Бесов» Шаляпина

Здесь напыщенная экспрессия, какая-то отрешенность и разрозненность – кинолента распадается на визуально красивые кадры, которые не клеятся, не создают целостности картины, словно в погоне за эпатажем ускользнула сама суть.

Невнятная ирония, да и не смешная.

Для себя решила посмотреть сериал, не ассоциируя его с романом, как отдельную кинематографическую единицу, но даже так пока безвкусно. Красиво, но пусто.

Что вы думаете? Смотрели? Собираетесь?

-5

Поддержать меня можно легально и официально, оформив премиум, о чем я пишу в закрытой комнате здесь: