Найти в Дзене
МТС Маркетолог

Когортный анализ в маркетинге: что это и как провести

Оглавление

Почему одни пользователи совершают повторные покупки, а другие уходят после первого посещения? Почему клиенты отказываются от покупки на последнем этапе воронки?

Ответы на эти и многие другие вопросы можно найти при помощи когортного анализа. Давайте разберёмся, как и для чего применять этот инструмент.

Что такое когортный анализ

Когортным анализом называется метод исследования, при котором пользователей собирают в группы по определенным признакам: по дате регистрации, источнику трафика, поведению на сайте и другим. То есть формируют в когорты.

Больше интересных материалов про маркетинг — в Медиа МТС Маркетолога.

Это могут быть пользователи, которые, например:

  • зарегистрировались в январе 2024 года;
  • пришли на сайт из соцсетей;
  • используют мобильные устройства;
  • совершили первую покупку на сумму более 1000 рублей.

При этом важно не путать сегментацию и когортный анализ. Если сегментация позволяет разделить аудиторию на группы по характеристикам (демографическим, психографическим), то когортный анализ объединяет пользователей по их поведению.

Иными словами, сегмент — это статичная группа, а когорта — динамическая, которая формируется на основе совершаемых действий. При этом один и тот же клиент может одновременно относиться к разным когортам.

Далее сформированные когорты отслеживаются в динамике, чтобы понять, как они взаимодействуют с продуктом или услугой в течение определенного периода времени.

 Когортный анализ помогает оптимизировать маркетинговые расходы
Когортный анализ помогает оптимизировать маркетинговые расходы

Зачем маркетологу нужен когортный анализ?

Когортный анализ помогает выйти за рамки общих метрик и увидеть детальную картину поведения клиентов, что даёт возможность принимать более взвешенные и эффективные решения.

Этот инструмент помогает:

Поведение клиента меняется с течением времени. Например, сразу после регистрации он делает много заказов, а затем их количество снижается. Вы сможете увидеть, на каких этапах воронки продаж происходит наибольший отток пользователей, и предпринять меры для его снижения.

  • Оценить эффективность маркетинговых кампаний

Сравнивая когорты, привлеченные различными рекламными каналами, можно оценить их эффективность. Какие каналы приводят к наиболее лояльным клиентам? Какие кампании имеют наибольший ROI? Ответы на эти вопросы поможет найти когортный анализ.

  • Сегментировать аудиторию

Можно разделить пользователей на группы с похожим поведением и предлагать им персонализированные предложения. Это повысит эффективность маркетинговых коммуникаций.

  • Прогнозировать будущие результаты

Анализируя данные, можно строить прогнозы о поведении будущих когорт. Это помогает планировать маркетинговые активности наперед.

  • Оптимизировать воронку продаж

Выявив узкие места в воронке продаж, можно разработать меры для их устранения и увеличить конверсию.

  • Повышать лояльность клиентов

Понимая, что мотивирует клиентов возвращаться, можно создавать программы лояльности, которые будут действительно ценны для них.

Как проводить когортный анализ

Для аналитиков данных и маркетологов когортный анализ стал неотъемлемой частью повседневной работы. Большинство компаний автоматизировали этот процесс, обеспечивая сотрудникам мгновенный доступ к подробным отчётам.

Прежде чем приступить к анализу, необходимо определить, что именно вы хотите узнать.

Например:

  • Как разные рекламные каналы влияют на долгосрочное удержание клиентов?
  • Какая из новых функций продукта привлекает больше пользователей?
  • Как изменения в интерфейсе влияют на конверсию?

Исходя из цели, выберите метрики, которые помогут оценить достижение результата.

Это могут быть:

  • Метрики вовлечённости — количество сессий, время проведенное на сайте, глубина просмотра.
  • Метрики конверсии — количество регистраций, покупок, подписок.
  • Метрики монетизации — средний чек, доход на пользователя (ARPU), жизненный цикл клиента (LTV).
  • Метрики удержания — коэффициент удержания, отток пользователей.

Далее сформируйте когорты по определённым признакам, например, по дате регистрации. Отслеживайте их поведение в течение необходимого времени (недели, месяца).

Данные для анализа можно брать из систем аналитики (например, «Яндекс Метрики»), CRM-системы, базы данных и т. д. Используйте интерактивные графики и таблицы для наглядного представления. Это поможет быстрее выявить тренды и аномалии.

Допустим, вы хотите понять, какой из маркетинговых каналов (соцсети, поисковая реклама, email-рассылка) привлекает наиболее лояльных клиентов. Для этого нужно разделить пользователей на когорты в зависимости от того, как они узнали о вас. Далее следует сравнить эти группы по нескольким ключевым показателям:

  • Как часто пользователи из каждой группы возвращаются к вам за новыми покупками?
  • Сколько заказов в среднем делает каждый пользователь из каждой группы?
  • Через какое время в среднем пользователи из каждой группы совершают повторную покупку?
  • Какую общую сумму денег приносит клиент за всё время взаимодействия?

Собрав данные из систем аналитики, вы сможете рассчитать эти показатели для каждой когорты и сравнить их между собой. Например, если окажется, что пользователи из соцсетей совершают больше повторных покупок, чаще делают заказы и приносят больше денег, то можно сделать вывод о том, что это наиболее эффективный канал для привлечения лояльных клиентов.

Привлекать новую аудиторию и удерживать текущих клиентов можно на платформе МТС Маркетолог.

Однако, чтобы сделать более точные выводы, нужно учитывать и другие факторы, такие как сезонность, особенности разных продуктов или услуг, а также изменения в маркетинговых стратегиях.

Заключение

Когортный анализ помогает маркетологам принимать решения, основанные на фактических данных, а не на интуиции. Кроме того, этот инструмент позволяет оптимизировать расходы на рекламу и получать максимальный результат.