Найти в Дзене
ЕЩЁ НЕ ВЕЧЕР

"Кража века" в Пушкинском музее

Московский государственный музей им. А.С. Пушкина был основан по инициативе, а также во многом усилиями, стараниями и талантом профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева. Конечно одного, даже самого сильного желания ученого для воплощения такого большого и уникального для России проекта было мало. Идея создания музея изящных искусств и древностей предлагалась давно, еще в середине 19 века ее высказывала московская "покровительница муз" княгиня Зинаида Волконская. Но видимо любая идея должна созреть для своего воплощения. И вот в начале 20 века все сошлось: вышло высочайшее повеление императора Николая II, проявился главный организатор и вдохновитель проекта, профессор Московского университета Иван Цветаев, главным спонсором проекта сталь фабрикант-меценат Юрий Мальцов - владелец знаменитых стекольных заводов, пожертвовавший 2 млн. рублей из потраченных на строительство 2,6 млн. Музей был открыт 31 мая 1912 года и получил название МУЗЕЙ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ.

Пасхальный Благовест из Храма Христа Спасителя был слышен далеко вокруг
Пасхальный Благовест из Храма Христа Спасителя был слышен далеко вокруг

Сия криминальная история случилась в Пасхальную ночь апреля 1927 года, (запомним это немаловажное обстоятельство). В московском Государственном музее изящных искусств были похищены пять картин 16 и 17 века, представляющих огромную художественную и историческую ценность. Эти картины, похищенные из двух залов, Голландского и Итальянского, были созданы в разное время известными старинными мастерами. Их объединяла религиозная тематика, все они посвящены жизни Христа . Как будто воры или сами хорошо разбирались в живописи, или выполняли заказ знающего человека.

Картина Рембрандта ХРИСТОС СО СЛОЖЕННЫМИ РУКАМИ
Картина Рембрандта ХРИСТОС СО СЛОЖЕННЫМИ РУКАМИ

Прибывшие на место преступления сотрудники московского МУРа установили,что вор (или воры) действовали нагло и примитивно. Они выждали, когда зазвонят колокола расположенного рядом Храма Христа Спасителя, банально выбили булыжником стекло в одном из окон музея и проникли внутрь. В Голландском зале было украдено только одно полотно, но какое! ХРИСТОС СО СЛОЖЕННЫМИ РУКАМИ. шедевр кисти Рембрандта. До революции картина принадлежала потомкам графа Орлова-Давыдова, крупнейшего российского землевладельца.

Картина Джунты Пизано БИЧЕВАНИЕ ХРИСТА
Картина Джунты Пизано БИЧЕВАНИЕ ХРИСТА

В Итальянском зале были украдены четыре картины: три полотна 16 века - БИЧЕВАНИЕ ХРИСТА кисти Джунты Пизано; СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО работы Антонио Корреджо; знаменитое полотно Тициана ECCE HOMO и картина художника 17 века Карло Дольчи АПОСТОЛ ИОАНН БОГОСЛОВ. Все эти полотна были просто вырезаны из рам, скручены в рулоны и покинули музей вместе с похитителями тем же путем, через разбитое окно. Хотела сначала написать " бесценные полотна". Нет, стоимость похищенных картин конкретно была оценена в ОДИН МИЛЛИОН ЗОЛОТЫХ РУБЛЕЙ, тогда как весь золотовалютный запас страны в те годы составлял около 200 млн рублей.

АПОСТОЛ ИОАНН БОГОСЛОВ картина Карло Дольчи, флорентийская школа барокко 17 век
АПОСТОЛ ИОАНН БОГОСЛОВ картина Карло Дольчи, флорентийская школа барокко 17 век

Видимо, чтобы сбить сыщиков со следа похитители решили придать краже символическое ритуальное значение - спасение Христа, они оставили на месте преступления записку: ХРИСТОС МЕРТВ, БЫТЬ СМЕРТИЮ ЖИЗНЬ ОЖИВИТСЯ. Записка была написана печатными буквами, чтобы нельзя было найти автора по почерку. Думаю, не стоит говорить, что особой охраны и сигнализации в музее в те времена не было, один сторож с колотушкой. Пришедшие на работу утром сотрудники, увидев разбитое окно, смели осколки стекла в мусор, ну а потом уже сообщили о краже в милицию. Оставленную записку держали в руках и читали несколько сотрудников, так что отпечатки пальцев злодеев определить не удалось.

ECCE HOMO (СЕ -ЧЕЛОВЕК) картина Тициана  1543 год ( по размерам самая большая из пяти)
ECCE HOMO (СЕ -ЧЕЛОВЕК) картина Тициана 1543 год ( по размерам самая большая из пяти)

Перед работниками МУРа стояла очень непростая задача - выяснить кто и зачем совершил преступление, а затем уже найти злодеев. Одной из основных версий была идеологическая. Вспомним время совершения преступления - Пасхальная ночь в разгар богоборческой кампании. Записка, оставленная на месте преступления наводила на мысль о религиозном фанатике. Но профессиональные сыщики на двух версиях не зациклились. МУР есть МУР! Похищенные шедевры имели колоссальную художественную и вполне определенную материальную ценность, т.е похитителями или заказчиками вполне могли быть люди из сферы искусства, в том числе и сотрудники музея. Тщательно отрабатывалась также версия причастности к преступлению известных воров, которые активно промышляли в первопрестольной.

Скачки на Московском ипподроме весьма увлекательное и азартное зрелище
Скачки на Московском ипподроме весьма увлекательное и азартное зрелище

В результате тщательного расследования московские сыщики вышли на некоего Федоровича, члена банды, промышлявшей музейными кражами. После разгрома банды в 1926 году он остался на свободе,"завязал" с криминалом и даже устроился на работу в Наркомат почты и телеграфа. На ограбление музея его толкнула крайняя нужда. Дело в том, что Федорович увлекался скачками и был азартным игроком на Московском ипподроме. Удачливому игроку вдруг изменила фортуна, проигрался в пух и прах, вот и пришлось вспомнить прежнее ремесло. Однако, украсть картины такому "профи" оказалось нетрудно, а вот со сбытом возникли большие проблемы.

Гостиница МЕТРОПОЛЬ была и остается одной из лучших и дорогих гостиниц Москвы
Гостиница МЕТРОПОЛЬ была и остается одной из лучших и дорогих гостиниц Москвы

Столь известные шедевры мало кто решился купить. Федорович попытался изобразить идейного грабителя и через посредника предложил картину итальянскому коммерсанту Феликсу Лопайне, жившему в гостинице МЕТРОПОЛЬ, шантажируя того прошлым участием на стороне белых в Гражданской войне. Лопайне не стал искушать судьбу и через итальянскую миссию в Москве передал картину в руки московской милиции. Это была первая серьезная зацепка. А дальше в дело вмешался случай.

-9

В 1930 году сильно проигравшийся на тотализаторе Федорович попросил взаймы у знакомого игрока большую сумму, предложив в залог одну из картин. Новость очень быстро стала известна завсегдатаям ипподрома, среди которых были агенты МУРа. Ну а дальше - дело техники. Следователю Вячеславу Кочубинскому удалось разговорить арестованного Федоровича и тот рассказал, где находятся четыре похищенные картины. Они были упрятаны в жестяные банки и закопаны в районе леса Покровское -Стрешнево. Тогда это была окраина Москвы.

-10

Когда сыщики, наконец, нашли клад, выяснилось, что за несколько лет, проведенных в земле, банки проржавели и это сказалось на состоянии картин. К реставрации картин были привлечены лучшие специалисты во главе с Василием Николаевичем Яковлевым. Вот его впечатления: " Вносят два металлических сосуда, похожих на банки для хранения крупы и сахара. Жестянки большие, но сильно проржавевшие и полуразвалившиеся. Из-под них течет на стол ржаво-красная слизь. Ткань картин разваливается прямо в руках".

 Василий Яковлев был талантливым  художником и прекрасным  реставратором
Василий Яковлев был талантливым художником и прекрасным реставратором

Этот молодой талантливый художник был еще и замечательным реставратором, возвращающим картины из небытия. То, что ему удалось сделать с картиной Рембрандта ХРИСТОС СО СЛОЖЕННЫМИ РУКАМИ, стало настоящим чудом: сил, мастерства и старания потрачено было немало, зато результат превзошел все ожидания. Однако, дальнейшие события несколько охладили пыл молодого реставратора. Восстановленный его усилиями шедевр вскоре был продан Советской властью за рубеж, в частные руки за большие деньги. Время то было суровое, голодное. Есть версия,что остальные картины Яковлев признал не подлежащими реставрации, по крайней мере в обозримом будущем. Этим он хотел спасти шедевры от продажи, хотя все-таки постарался сделать все возможное для сохранения имеющегося материала.

Фрагмент восстановленной группой Николая Колесникова картины Тициана ECCE HOMO
Фрагмент восстановленной группой Николая Колесникова картины Тициана ECCE HOMO

Так например, ему удалось состыковать найденную центральную часть картины ECCE HOMO c обрезками холста, оставшимися в музее. Затем он наклеил все на дублировочный холст, а утраченные части закрыл грунтом. Впоследствии, через много лет, уже с применением новых методов и материалов безнадежную картину Тициана все-таки удалось реставрировать. Группа художников- реставраторов Пушкинского музея во главе с Николаем Колесниковым уже в наши дни вернули утраченный шедевр эпохи Возрождения к жизни. Сейчас картину можно увидеть в основной экспозиции Пушкинского музея.

Не прерывается связь времен.

 Художник-реставратор Пушкинского музея Николай Колесников
Художник-реставратор Пушкинского музея Николай Колесников

Буду рада, если дочитали до конца и благодарна за комментарий.

# Россия#20 век#криминал#культура и искусство#интересные факты