Московский государственный музей им. А.С. Пушкина был основан по инициативе, а также во многом усилиями, стараниями и талантом профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева. Конечно одного, даже самого сильного желания ученого для воплощения такого большого и уникального для России проекта было мало. Идея создания музея изящных искусств и древностей предлагалась давно, еще в середине 19 века ее высказывала московская "покровительница муз" княгиня Зинаида Волконская. Но видимо любая идея должна созреть для своего воплощения. И вот в начале 20 века все сошлось: вышло высочайшее повеление императора Николая II, проявился главный организатор и вдохновитель проекта, профессор Московского университета Иван Цветаев, главным спонсором проекта сталь фабрикант-меценат Юрий Мальцов - владелец знаменитых стекольных заводов, пожертвовавший 2 млн. рублей из потраченных на строительство 2,6 млн. Музей был открыт 31 мая 1912 года и получил название МУЗЕЙ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ.
Сия криминальная история случилась в Пасхальную ночь апреля 1927 года, (запомним это немаловажное обстоятельство). В московском Государственном музее изящных искусств были похищены пять картин 16 и 17 века, представляющих огромную художественную и историческую ценность. Эти картины, похищенные из двух залов, Голландского и Итальянского, были созданы в разное время известными старинными мастерами. Их объединяла религиозная тематика, все они посвящены жизни Христа . Как будто воры или сами хорошо разбирались в живописи, или выполняли заказ знающего человека.
Прибывшие на место преступления сотрудники московского МУРа установили,что вор (или воры) действовали нагло и примитивно. Они выждали, когда зазвонят колокола расположенного рядом Храма Христа Спасителя, банально выбили булыжником стекло в одном из окон музея и проникли внутрь. В Голландском зале было украдено только одно полотно, но какое! ХРИСТОС СО СЛОЖЕННЫМИ РУКАМИ. шедевр кисти Рембрандта. До революции картина принадлежала потомкам графа Орлова-Давыдова, крупнейшего российского землевладельца.
В Итальянском зале были украдены четыре картины: три полотна 16 века - БИЧЕВАНИЕ ХРИСТА кисти Джунты Пизано; СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО работы Антонио Корреджо; знаменитое полотно Тициана ECCE HOMO и картина художника 17 века Карло Дольчи АПОСТОЛ ИОАНН БОГОСЛОВ. Все эти полотна были просто вырезаны из рам, скручены в рулоны и покинули музей вместе с похитителями тем же путем, через разбитое окно. Хотела сначала написать " бесценные полотна". Нет, стоимость похищенных картин конкретно была оценена в ОДИН МИЛЛИОН ЗОЛОТЫХ РУБЛЕЙ, тогда как весь золотовалютный запас страны в те годы составлял около 200 млн рублей.
Видимо, чтобы сбить сыщиков со следа похитители решили придать краже символическое ритуальное значение - спасение Христа, они оставили на месте преступления записку: ХРИСТОС МЕРТВ, БЫТЬ СМЕРТИЮ ЖИЗНЬ ОЖИВИТСЯ. Записка была написана печатными буквами, чтобы нельзя было найти автора по почерку. Думаю, не стоит говорить, что особой охраны и сигнализации в музее в те времена не было, один сторож с колотушкой. Пришедшие на работу утром сотрудники, увидев разбитое окно, смели осколки стекла в мусор, ну а потом уже сообщили о краже в милицию. Оставленную записку держали в руках и читали несколько сотрудников, так что отпечатки пальцев злодеев определить не удалось.
Перед работниками МУРа стояла очень непростая задача - выяснить кто и зачем совершил преступление, а затем уже найти злодеев. Одной из основных версий была идеологическая. Вспомним время совершения преступления - Пасхальная ночь в разгар богоборческой кампании. Записка, оставленная на месте преступления наводила на мысль о религиозном фанатике. Но профессиональные сыщики на двух версиях не зациклились. МУР есть МУР! Похищенные шедевры имели колоссальную художественную и вполне определенную материальную ценность, т.е похитителями или заказчиками вполне могли быть люди из сферы искусства, в том числе и сотрудники музея. Тщательно отрабатывалась также версия причастности к преступлению известных воров, которые активно промышляли в первопрестольной.
В результате тщательного расследования московские сыщики вышли на некоего Федоровича, члена банды, промышлявшей музейными кражами. После разгрома банды в 1926 году он остался на свободе,"завязал" с криминалом и даже устроился на работу в Наркомат почты и телеграфа. На ограбление музея его толкнула крайняя нужда. Дело в том, что Федорович увлекался скачками и был азартным игроком на Московском ипподроме. Удачливому игроку вдруг изменила фортуна, проигрался в пух и прах, вот и пришлось вспомнить прежнее ремесло. Однако, украсть картины такому "профи" оказалось нетрудно, а вот со сбытом возникли большие проблемы.
Столь известные шедевры мало кто решился купить. Федорович попытался изобразить идейного грабителя и через посредника предложил картину итальянскому коммерсанту Феликсу Лопайне, жившему в гостинице МЕТРОПОЛЬ, шантажируя того прошлым участием на стороне белых в Гражданской войне. Лопайне не стал искушать судьбу и через итальянскую миссию в Москве передал картину в руки московской милиции. Это была первая серьезная зацепка. А дальше в дело вмешался случай.
В 1930 году сильно проигравшийся на тотализаторе Федорович попросил взаймы у знакомого игрока большую сумму, предложив в залог одну из картин. Новость очень быстро стала известна завсегдатаям ипподрома, среди которых были агенты МУРа. Ну а дальше - дело техники. Следователю Вячеславу Кочубинскому удалось разговорить арестованного Федоровича и тот рассказал, где находятся четыре похищенные картины. Они были упрятаны в жестяные банки и закопаны в районе леса Покровское -Стрешнево. Тогда это была окраина Москвы.
Когда сыщики, наконец, нашли клад, выяснилось, что за несколько лет, проведенных в земле, банки проржавели и это сказалось на состоянии картин. К реставрации картин были привлечены лучшие специалисты во главе с Василием Николаевичем Яковлевым. Вот его впечатления: " Вносят два металлических сосуда, похожих на банки для хранения крупы и сахара. Жестянки большие, но сильно проржавевшие и полуразвалившиеся. Из-под них течет на стол ржаво-красная слизь. Ткань картин разваливается прямо в руках".
Этот молодой талантливый художник был еще и замечательным реставратором, возвращающим картины из небытия. То, что ему удалось сделать с картиной Рембрандта ХРИСТОС СО СЛОЖЕННЫМИ РУКАМИ, стало настоящим чудом: сил, мастерства и старания потрачено было немало, зато результат превзошел все ожидания. Однако, дальнейшие события несколько охладили пыл молодого реставратора. Восстановленный его усилиями шедевр вскоре был продан Советской властью за рубеж, в частные руки за большие деньги. Время то было суровое, голодное. Есть версия,что остальные картины Яковлев признал не подлежащими реставрации, по крайней мере в обозримом будущем. Этим он хотел спасти шедевры от продажи, хотя все-таки постарался сделать все возможное для сохранения имеющегося материала.
Так например, ему удалось состыковать найденную центральную часть картины ECCE HOMO c обрезками холста, оставшимися в музее. Затем он наклеил все на дублировочный холст, а утраченные части закрыл грунтом. Впоследствии, через много лет, уже с применением новых методов и материалов безнадежную картину Тициана все-таки удалось реставрировать. Группа художников- реставраторов Пушкинского музея во главе с Николаем Колесниковым уже в наши дни вернули утраченный шедевр эпохи Возрождения к жизни. Сейчас картину можно увидеть в основной экспозиции Пушкинского музея.
Не прерывается связь времен.
Буду рада, если дочитали до конца и благодарна за комментарий.
# Россия#20 век#криминал#культура и искусство#интересные факты