Найти в Дзене

Сколько часов в день нужно заниматься музыканту?

BY NOA KAGEYAMA 2 часа? 4 часа? 8 часов? 12 часов?
Сколько будет достаточно?
Есть ли такая вещь, как переизбыток практики?
Существует ли оптимальное количество часов для занятий?
Что по этому поводу говорят концертирующие музыканты.
Некоторые из великих артистов XX века поделились своими мыслями на этот счет. Я припоминаю, как много лет назад читал интервью Рубинштейна, которое он начал с того, что никто не должен практиковаться более 4-х часов в день, после чего добавил, что если вы занимаетесь больше, то скорее всего делаете это неправильно.
Другие значимые музыканты выражали похожие мнения. Говорят, скрипач Натан Мильштейн как-то спросил своего учителя, Леопольда Ауэра, сколько часов в день он должен практиковаться. Ауэр ответил: "Занимайся руками, и тебе понадобится весь день. Занимайся головой – и ты сделаешь столь же много за полтора часа."
Хейфец считал, что чрезмерная практика "так же плоха, как недостаточная". Он занимался в среднем не более 3-х часов день, и никогда-никогд

BY NOA KAGEYAMA

2 часа? 4 часа? 8 часов? 12 часов?
Сколько будет достаточно?
Есть ли такая вещь, как переизбыток практики?
Существует ли оптимальное количество часов для занятий?


Что по этому поводу говорят концертирующие музыканты.
Некоторые из великих артистов XX века поделились своими мыслями на этот счет. Я припоминаю, как много лет назад читал интервью Рубинштейна, которое он начал с того, что никто не должен практиковаться более 4-х часов в день, после чего добавил, что если вы занимаетесь больше, то скорее всего делаете это неправильно.
Другие значимые музыканты выражали похожие мнения. Говорят, скрипач Натан Мильштейн как-то спросил своего учителя, Леопольда Ауэра, сколько часов в день он должен практиковаться. Ауэр ответил: "Занимайся руками, и тебе понадобится весь день. Занимайся головой – и ты сделаешь столь же много за полтора часа."
Хейфец считал, что чрезмерная практика "так же плоха, как недостаточная". Он занимался в среднем не более 3-х часов день, и никогда-никогда не делал этого по воскресеньям. И знаете, это хорошая идея – мой собственный учитель, Дональд Вейлерстейн, посоветовал мне установить 24 часа в неделю, когда я не должен был прикасаться к инструменту.


Что говорят психологи?
В вопросе понимания "экспертности" психолог Dr. K. Anders Ericsson, возможно, является мировым авторитетом. Именно его исследования являются базисом для "правила 10 лет" и "правила 10 000 часов", которые подразумевают, что требуется, как минимум, 10 лет и/или 10 000 часов обдуманной практики для достижения экспертного уровня в любой сфере. В случае музыкантов эта цифра приближается к 25 годам постоянного совершенствования для достижения мирового элитного уровня. Обратите внимание, что ключом здесь является не объем практической работы (конкретное количество часов спорно), а ее качество и тип. Другими словами, простой практики в старом-добром духе музыкальных школ недостаточно.

Бездумная практика.
Вы когда-нибудь видели кого-нибудь во время занятий музыкой? А за собой следили? Попробуйте записать свои занятия на диктофон или пройдитесь по репетиционным залам своего училища, подслушивая за студентами. Что вы заметите?
Вы увидите, что большинство людей занимается более-менее бездумно, по схемам: "сыграйте этот пассаж 10 раз"; "повторяйте этот кусок на протяжении 30 минут" или делая это на автопилоте (примерная ситуация: мы играем целую партию до момента, пока мы не сделаем что-то, что нам не понравится, останавливаемся, повторяем то же самое до тех пор, пока кусок не прозвучит лучше, затем продолжаем играть до новой ошибки, после чего все повторяется заново).
В подобном стиле занятий кроется несколько проблем.

1. Это трата времени
Почему? Для начала, в этом способе не так уж много от продуктивного обучения. В таком духе мы можем разбирать кусок часами, днями, даже неделями и при этом не будем уверенными в том, что прогресс идет. Хуже того, на самом деле вы роете себе яму, занимаясь таким образом, потому как все это лишь укрепляет нежелательные привычки и ошибки, делая более вероятным то, что вы будете ошибаться на постоянной основе в будущем.
Бездумная работа усложняет устранение этих ошибок в будущем, так что вы попросту добавляете себя время на борьбу с плохими привычками. Однажды я работал с преподавателем саксофона, который часто повторял студентам: "Практика не ведет к безупречности, она ведет к постоянству."

2. Это делает вас менее уверенным
Вдобавок, работа в таком формате вредит вашей уверенности, потому что в глубине души вы не понимаете, как на постоянной основе получать требуемый результат. Даже если вы разучите пассаж до того, что будете играть его 3 из 5 или 4 из 5 раз, ваша уверенность не вырастет. Настоящая уверенность появляется, когда вы а). играете партию без ошибок 10 из 10 раз; б). знаете, что это не совпадение, и что вы можете в любой момент повторить успех; в). вы знаете, почему вы играете это правильно, знаете, что конкретно от вас требуется с технической точки зрения.
И главное. Мы склоняемся к неосознанной практике, а затем пытаемся исполнять это на публике вдумчиво, и это не лучшая формула. Если вы большую часть времени занимались неосознанно, то вы по-настоящему не знаете, как это сыграть. Когда ваш мозг внезапно для него переходит в полностью осознанный режим, то он попросту теряется, не зная, какие посылать сигналы. Нужные синапсы еще не установились.

3. Это утомительно и скучно
Бездумная практика – это рутина. У всех нас были учителя, которые велели нам идти домой и повторять нужный пассаж Х раз, или заниматься им Х часов, не так ли? Но что нам на самом деле нужно, так это более специфические цели. К примеру, работать с пассажем, пока он не зазвучит как ______, или заниматься, пока вы не поймете, как заставить его звучать как ______.
В конце концов это неважно, как много времени мы потратим, занимаясь чем-либо. Имеет значение лишь то, что мы поймем, как получать нужные результаты (нужное звучание) и получать их постоянно.

-2

Обдуманная практика.
Так что же такое обдуманная или осознанная практика? Это систематическая и структурированная активность, которая приходит на смену бездумным повторениям и ошибкам. Это активный мыслительный процесс экспериментирования с четко установленной целью.
Обдуманная практика зачастую медленна, она состоит из повторений специфических кусков произведения вместо проигрывания их насквозь от начала до конца (вы следите за тем, чтобы каждая нота звучала именно так, как вам нужно).
Обдуманная практика включает слежение за своим исполнением (в реальном времени, а зачастую и через запись самого себя), постоянный поиск улучшения звука. Например, была ли нота слишком громкой? Чересчур мягкой? Жестковатой? Излишне длинной? Короткой?
Теперь давайте представим, что вы записали все это и можете прослушать, как звучат ваши попытки. Удовлетворяет ли вас результат: чисто и ровно ли было сыграно, верно ли передан характер? Если нет, то что пошло не так?
Немногие музыканты останавливаются и задаются подобными вопросами, а ведь именно такая работа поможет исправить ошибки навсегда.
Так сколько же часов в день я должен практиковаться?
Вы обнаружите, что осознанная практика очень утомительна. Вы затрачиваете громадное количество энергии, удерживая свою концентрацию на должном уровне. Практика в таком ключе длиной более часа, скорее всего, будет непродуктивна, да и вряд ли умственно и эмоционально возможна. Даже самые преданные делу музыканты находят затруднительным заниматься более четырех часов в сутки.
Исследования, в которых длина занятий варьировалась от 1 часа до 8 часов в день, показали, что в практике свыше 4-х часов практически отсутствовало рациональное зерно, а количество реальных улучшений после отметки 2-х часов снижалось.
Занимайтесь, пока вы в состоянии удерживать свое внимание эффективно.

5 ключей к более эффективной практике:
1. Продолжительность
Проводите сессии занятий такой длины, чтобы на протяжении всего времени вы оставались сфокусированы.

2. Время для занятий
Проследите свое состояние на протяжении всего дня и определите, когда вы наиболее энергичны. Возможно, вы наиболее активны утром или после обеда. Старайтесь проводить занятия в это время, ведь именно тогда вы мыслите наиболее ясно и можете добиваться наилучших результатов.

3. Цели
Удерживайте в сознании звук, который вы хотите получить – фразировку, интонации и т.д. – как вы хотите играть на постоянной основе. Можете даже записать это на бумаге.

4. Умнее, не дольше
Порой, когда не получается сыграть пассаж идеально, нужно практиковаться еще больше. Но в некоторых случаях мы не должны повторять пассаж усерднее, а должны сменить стратегию.
Я помню, как однажды мучился с пиццикато в одной из вариаций 24-го Каприза Паганини. Я был раздражен и работал все усерднее и усерднее, пытаясь добиться нужного звука, но все, чего я добился, были уставшие пальцы. Пара из них закровоточила. И я подумал, что должен быть более разумный и эффективный способ добиться результата.
Вместо того, чтобы продолжать биться головой об лед (что не очень-то работало), я прекратил повторять вариацию целиком. Я попробовал устроить мозговой штурм в поиске различных решений проблемы и записал возникшие идеи на бумагу. В конце концов я нашел решение и начал заниматься по-другому. Через неделю или около того я сыграл Каприз своему учителю, и он удивился тому, как чисто звучало мое пиццикато.

-3

5. Модель решения проблемы
Взгляните на эту 6-шаговую модель, подводящую итог всему вышесказанному:
• Определите проблему (как должна звучать эта нота/фраза?);
• проанализируйте проблему (почему тот или иной момент звучит неправильно?);
• обозначьте возможные решения (что я могу изменить?);
• протестируйте возможные решения и выберете наилучшее из них;
• примените решение;
• проследите за изменениями (принесло ли решение нужный результат?)

Неважно, говорим ли мы о совершенствовании техники или об экспериментировании с различными музыкальными идеями. Любая модель, которая побуждает вас работать умнее, системнее, вытеснит из вашей жизни бездумные занятия, как пустую трату времени.

В конце концов, кто хочет торчать весь день в репетиционной?

#мастерскаямузыканта #muzmasterskaya #урокивокала #урокифортепиано #урокигитары #школамузыки

ссылка на оригинал статьи: https://bulletproofmusician.com/how-many-hours-a-day-should-you-practice/

ссылка на сайт нашей музыкальной школы в самом центре Москвы:

Мастерская музыканта - школа музыки для взрослых и детей