Граждане Советского Союза начинали зарабатывать с юных лет, и для этого не нужно было иметь какие-то особые навыки или выдающуюся смекалку. Например, обзавестись деньжатами можно было на сдаче стеклянных бутылок из-под молока, лимонада, пива или других напитков. На вырученные деньги счастливая детвора покупала мороженное или ещё что-нибудь вкусненькое.
Кстати, такой способ заработка не считался исключительно детским – бутылки сдавали так же и взрослые. Деньги, полученные за стеклянную тару, для многих становились «спасательным кругом», ведь порой они помогали дотянуть до следующей зарплаты. Сегодня такого вида заработка уже не существует. Почему «славная» советская традиция канула в лету? Предлагаем вместе с нами поворошить историю и разобраться в этом вопросе.
Стекло – вещь дефицитная
В Стране Советов производство всей стеклянной тары осуществлялось по единому строгому стандарту, а небольшая разновидность бутылок упрощала их возврат и переработку. Например, пиво и лимонад разливались в один вид бутылок, молочная продукция в другой, водка в третий. Это позволяло использовать тару повторно, экономя на изготовлении новых экземпляров. Стекло в СССР было в дефиците, так что такая идея носила весьма актуальный характер.
Заводы по производству стеклянных изделий можно было пересчитать на пальцах, выпускать бутылки и банки в необходимом количестве они не могли. Промыли, продезинфицировали принятую у населения стеклотару, и можно заново в неё разливать напитки.
Во всяком случае, это гораздо проще отлива новой посуды. А граждане автоматически воспитывали в себе ещё и уважение к окружающей среде. Эффективность данной системы была, как говорится на лицо, ведь 80-85 % стеклотары использовалось вторично.
Сдавать бутылки – это не мелочь по карманам «тырить»
Интересно, что вырученные за стеклотару деньги были вовсе не мелочью. Средняя стоимость одной бутылки из-под вина или молока варьировалась в пределах 15-20 копеек. За трёхлитровые банки можно было получить 0,4 рубля (правда, их сдавали редко, они всегда были нужны для консервации). А на баночках из-под майонеза сильно не получалось «разбогатеть» – их стоимость составляла скромные 3 копейки.
Бутылки можно было поменять на деньги в пунктах приёма стеклотары или в любом продуктовом магазине. Посуда принималась только чистая и без этикеток, так что «претендентам на награду» требовалось немного потрудиться – поработать тряпкой или ёршиком. Но самым сложным было для таких «бизнесменов» – это выстоять в очередях, они частенько становились «километровыми».
Многие собирали стеклянную тару на мусорках, отмывая её прямо на улице в ближайшей луже. Даже представители высшего класса не брезговали таким заработком, в приёмных пунктах можно было спокойно увидеть университетского профессора. А почему бы и нет, сдал 50-60 бутылок и прибавка к зарплате неплохая.
Не работа, а мечта
Приёмщики стеклотары – вот кто действительно зарабатывал приличные деньги на бутылках. Легендарная табличка «тары нет» или отказ принимать якобы некондиционную посуду заставляли многих граждан оставлять бутылки у пункта приёма. Вечером приёмщики без каких-либо угрызений совести присваивали себе «бракованную» тару. Зарплата у них была не слишком большая и редко когда превышала 70 рублей. Но такая хитрость позволяла им рассчитывать на 200, а то и 300 рублей левого заработка в месяц.
Эти «бизнесмены от Бога» в те времена отнюдь не бедовали, наоборот они жили как говорится «в шоколаде» и даже относились к уважаемым людям. А вот занять такое «тёпленькое» местечко было совсем непросто. Кстати, многие современные предприниматели зарабатывали свой стартовый капитал для будущего бизнеса, работая именно приёмщиками стеклотары. Одни над этим посмеются, другие покрутят пальцем у виска, намекая на полный абсурд, но такие вот были раньше времена.
Сегодня на бутылках не заработаешь
Сегодня сдача стеклотары – явление редкое, но полностью ещё не искоренённое. Условия приёма остались прежними, но люди уже не хотят их сдавать и этому есть логическое объяснение. Современный производитель пытается сделать свою продукцию узнаваемой и уникальной, что отображается на таре. Бутылки единого строгого стандарта давно в прошлом, сегодня они могут быть разной формы, объёма и цвета. Такая посуда, в свою очередь, значительно усложняет процесс сортировки.
Да и не встретишь эти пункты приёма стеклотары на каждом шагу как раньше. Сегодня они стали настоящей редкостью и, как правило, располагаются на окраинах, в неблагополучных районах, либо вообще за пределами города. Ну и наконец, самый важный фактор, который отбивает всякое желание от такого заработка – это цена. Стекло давно уже не дефицит, оно стало дешёвым, а люди не видят смысла сдавать бутылки за копейки. Если раньше их сдавали представители разных слоёв населения, то сегодня этим занимаются преимущественно бездомные.
→ ПРОДОЛЖЕНИЕ
Рекомендуем также:
От автора:
Будем признательны, если вы подпишетесь на канал!
Так вы сможете читать нас чуть чаще