Ранее: Открыли мы музей в конце 2012 года, а сейчас шел 2018 год. Из них три с половиной года мы как слепые котята тыкались в разные стороны, не один раз переезжали из города в город из помещения в помещение, пока наконец-то не поняли сферу деятельности частных музеев. И вот тогда пошло активное развитие по всем направлениям.
Мы стали создавать интереснейшие программы в разных форматах: от познавательных экскурсий до театрализованных представлений с участием зрителей. Мы довели нашу экспозицию до желаемого результата, она была интересной, познавательной и соответствующей нашей концепции.
Мы научились работать с персоналом, наши ведущие отлично чувствовали посетителей, были прекрасными актерами и разработчиками новых программ.
Мы знали как эффективно продвинуть наши программы и благодаря этому у нас были плотно заполнены все самые пиковые периоды и мы научились работать в условиях этой большой нагрузки, не срывая ни одно мероприятие, и благодаря этому зарабатывать большие суммы, которые позволяли нам выживать в "глухие" периоды, когда спрос на наши услуги резко падал.
Обо все этом вы сможете прочитать в моих публикациях. В них я рассказала подробно обо всех наших ошибках, просчетах в надежде на то, что они смогут в чем то помочь вам, а также о наиболее эффективных наших шагах.
Но в каждой бочке меда есть ложка дегтя, и она была не единственной в сфере деятельности частных музеев. В предыдущих статьях я писала о трудностях в работе с персоналом.
Угроза распада коллектива была не единственной. Да, мы научились зарабатывать деньги и выдерживать бюджет музея в период календарного года. Но наше положение все еще оставалось очень шатким, а финансовое благополучие ненадежным, требовались огромные усилия, чтобы заработать каждый рубль.
Снижение культуры посещения музеев, резко возросшие транспортные расходы на приезд групп, небольшие доходы семей, все это уменьшило количество познавательных экскурсий, несмотря на их более дешевую стоимость, в будние дни музей все чаще пустовал. Иногда за рабочую неделю мы проводили всего одну-две познавательные экскурсии, дни рождения, праздничные мероприятия, выпускные и новогодние праздники стали давать 80% дохода.
Меня это очень угнетало, я не была готова работать только клоуном и только развлекать. И весь персонал тоже не готов был к этому. Ведь это сфера деятельности чисто развлекательных центров! А у нас был полноценный Музей открытий и изобретений "Эврика".
Получаемый от деятельности музея доход мог покрывать все необходимые расходы только при небольшой арендной плате, условиях ориентации на развлекательный центр и неустанных усилий в работе всего персонала.
Было очевидным, что стоит нарушить одно из этих условий, снизить темп ввода новых программ, качество ведения, ослабить работу со школами и все опять вернется на круги своя, нам придется очень туго и музей опять очутится на грани выживания.
И это без учета очередных экономических катаклизмов, на которые так богата наша нестабильная эпоха и при условии нахождения сотрудников, готовых работать за невысокую оплату труда.
Очередное повышение арендной платы на 20 000 рублей нас ожидало с нового учебного 2018 года года и снижать нам ее никто не собирался, наши постоянные просьбы к администрации города выделить помещение под музей как некоммерческой организации на бесплатной основе или недорогой стоимости успехом за все эти годы так и не увенчались.
Хорошие заработки у персонала были только в декабре и мае, а остальной период оплачивался по минимуму и из-за этого росло недовольство. Растущая конкуренция заставляла все активнее бороться за школьные группы и индивидуальных посетителей.
Пришло четкое понимание, что в нашей стране, где негосударственные музеи живут и работают в жестких условиях рынка, в отсутствии реальной помощи со стороны выжить крайне сложно!
Когда упала последняя капля, переполнившая чашу моего терпения, не помню, но я поняла, что безумно устала бороться за выживание проекта.
Я с сожалением думала, что будь я лет на двадцать моложе, я бы не сдалась, ведь все в музее уже было отлажено, все проблемы решаемы, но мне было под шестьдесят и я всю жизнь только и делала, что работала, работала и выкладывалась при этом по полной.
Усталость стала давать о себе знать все чаще, апатия овладевала мной и я понимала, что с таким настроением руководить коллективом нельзя.
Сейчас, когда я пишу эту книгу и вспоминаю весь пройденный путь, мое сердце вновь и вновь обливается кровью, на глазах выступают слезы. Все в этом музее было сделано с любовью Ольгой, Германом, мной, нашими отличными администраторами и ведущими.
Мы знали каждый экспонат, каждый уголок, каждую строчку в программе. У нас получился отличный музей, нас любили посетители, за шесть лет работы не было ни одного негативного отзыва, только слова благодарности, награды и признание.
Но все это ровным счетом ничего не значило перед страшным словами НЕТ СИЛ И ЖЕЛАНИЯ БОЛЬШЕ ЗАНИМАТЬСЯ ЭТИМ ПРОЕКТОМ!
Но осознание того, что музей должен жить и развиваться не давало мне покоя. Я приняла решение оставить проект и найти нового руководителя, который мог бы его продолжить.
Красивая, молодая, обаятельная и очень талантливая ведущая Любовь Валерьевна, актриса и режиссер сотрудничала с нашим музеем с самого начала его деятельности, видела его развитие и знала его проблемы. Мне казалось, что именно такой человек и сможет его поднять, что я ей и предложила.
Люба загорелась и согласилась. Всю весну она обучалась тонкостям музейного дела, старательно конспектируя в школьную тетрадку все, о чем я ей рассказывала. Я радовалась ее упорству, хотя меня беспокоило отсутствие у нее опыта управления коллективом и знаний маркетинга, но я убеждала себя, что этому можно научиться, было бы желание.
1 июня 2018 года социальное предпринимательство для меня закончилось, но началось у другого человека.
Получилось ли у него сохранить Музей открытий и изобретений «Эврика»? Читайте далее.