Найти в Дзене
Посмотрим, почитаем?

Ничего не разобрать! - 6 причин почему звук в современном кино стал таким плохим

Оглавление
Крис Такер "Час пик"
Крис Такер "Час пик"

Вы тоже частенько не можете разобрать что говорят актеры в фильме или сериале? Сначала я думала, что просто плохо стала слышать. Но нет, если смотреть фильм компанией, то рано или поздно кто-то переспросит - "что он/она сказал?!". И уже заметила, что вслушиваюсь в диалоги, стараюсь сделать погромче, смотреть фильм молча, даже не перекидываясь парой слов с теми, кто рядом. Недавно прочитала статью на иностранном ресурсе, автор которой - Бен Пирсон - говорит о том, что раньше разбирал 99 % всех диалогов. А теперь почти всегда включает субтитры, чтобы ничего не упустить. Иначе просмотр фильма превращается в бесконечное отматывание назад, чтобы попытаться разобрать о чем вообще речь.

Он решил выяснить - что вообще случилось, почему звук стал таким плохим?! И обратился к профессиональным звукорежиссерам, микшерам и дизайнерам звука. Некоторые из его собеседников являются обладателями Оскара. Уж они-то смогут что-то сказать - что, почему, можно ли поправить. Обсудим?

Осознанный выбор

Кристофер Нолан на съемках фильма
Кристофер Нолан на съемках фильма

Вопросы Пирсона не стали сюрпризом для тех, к кому он обратился. Все те, кто профессионально занимается звуком в кино, признают - за последние 10 лет все действительно стало намного хуже. Но говорить согласились далеко не все, часть предпочли остаться анонимными. А кто-то высказывался свободно.

«Есть несколько первопричин. На самом деле это винегрет, совокупность проблем, которые усугубились за последние 10 лет... именно в этот период все мы в киносообществе заметили, что диалоги становится всё труднее и труднее понимать», - говорит Марк Манджини, лауреат премии «Оскар» за работу над такими фильмами, как «Безумный Макс: Дорога ярости» и «Бегущий по лезвию 2049».

То есть это проблема не только нашего кино, как сначала подумалось. И причин много. Первая - осознанный выбор режиссера. Вот здесь в качестве примера все приводят одно имя - Кристофер Нолан. Он любит экспериментировать не только с историей, картинкой, но и звуком. К его фильмам много претензий. Часто зрители никак не могут разобраться - что к чему вообще.

Кадр со съемок фильма "Интерстеллар"
Кадр со съемок фильма "Интерстеллар"

Но даже некоторые кинематографисты звонили Нолану и, по его словам, буквально жаловались - диалоги или приглушенные, или непонятные вообще.

Например, после "Интерстеллара":

«Мы получили много жалоб. Мне даже звонили другие режиссёры и говорили: «Я только что посмотрел ваш фильм, и диалоги неразборчивы». Некоторые люди думали, что музыка слишком громкая, но на самом деле дело было в том, как мы её микшировали», - Кристофер Нолан.

Но тут ведь вот какое дело - Нолан знает, что есть такая проблема. Только это и не проблема вовсе. Он специально делает их такими - необычными даже в звуке, чтобы больше внимания у зрителя уходило на картинку.

"Я был немного шокирован, когда понял, насколько консервативны люди в том, что касается звука. Потому что вы можете снять фильм, который будет выглядеть как угодно, вы можете снимать на свой iPhone, и никто не будет жаловаться. Но если вы смешаете звук определённым образом или используете определённые низкие частоты, люди поднимут шум», - Кристофер Нолан.

Некоторые звукорежиссеры вообще считают, что Нолан хочет таких необычностей и негатива со стороны зрителя. Это выделяет его среди других режиссеров. Хотя все признают, что в "Доводе" он уже не так заигрывается с микшированием.

Игра актеров

Съемки фильма - мы красивые, четко говорить необязательно
Съемки фильма - мы красивые, четко говорить необязательно

Если первая причина может показаться несколько надуманной и довольно редкой (таких режиссеров, как Нолан, не так много), то вторая - действительно серьезная проблема. И многие зрители абсолютно точно называют ее, когда негодуют по поводу того, что у актеров словно каша во рту.

Раньше звуковикам над фильмом работалось гораздо проще. Уровень подготовки актера позволял "донести реплику до задних рядов". Иностранные профессионалы тактично называют это новым актерским стилем - говорить тихо, почти не артикулировать, бубнить. Но кажется, что это все же недостаток образования.

Не все, конечно. Кто-то называет все это своими именами. Как, например, Карен Бейкер Лэндерс, на счету которой «Гладиатор», «Ограбление по-итальянски» и «Жара».

«Бормотать, задыхаться, я называю это стеснительным типом актёрской игры, — это так раздражает. Я бы сказала, что многие молодые актёры переняли этот стиль. Я думаю, что на режиссёрах тоже лежит ответственность за то, чтобы сказать: «Я не понимаю ни слова из того, что вы говорите. Я слушаю ежедневные сводки, и я ничего не понимаю».

Но одни продолжают играть кое-как, а другие не поправляют. И да, Карен Бейкер Лендерс как профессионал утверждает - увеличением шкалы громкости это не исправить.

Условия на съемочной площадке

Съемки фильма
Съемки фильма

Если раньше режиссер не начал бы снимать эпизод, пока не выставят свет, не установят микрофоны и не закончат работу все другие специалисты, которые и делают фильм качественным, то теперь все иначе. За последние 15 лет фильмы сильно прибавили в зрелищности. Но это повлияло и негативно на конечный результат. Визуал побеждает звук. Поэтому поставить направленный микрофон именно там, где он нужен для достижения идеального звука, могут и не позволить. Он будет отбрасывать тень, стоять перед источником света и др.

Если звукорежиссер просит еще один дубль, обычно получает в ответ - нет времени, дем дальше, звук исправим позже. Почему то даже опытные режиссеры полагают, что настроить и исправить звуковые огрехи можно потом в студии.

Пассивное слушание

Сведение звука
Сведение звука

Если первые три причины - результат того, что происходит на съемочной площадке, то пассивное слушание - это уже период постобработки. Это лишь одно из название, другие звуковики могут назвать этот эффект привыканием и как-то иначе. Но сути это не меняет.

«Под пассивным слушанием я подразумеваю, что, когда мы снимаем фильм, это занимает много времени. Недели и месяцы. Если что-то сначала непонятно, вы поворачиваетесь к соседу и спрашиваете: «Что он сказал?». «И он такой: «Загони машину в гараж». В следующий раз, когда вы услышите это, вы скажете: «О, хорошо, понял. Загони машину в гараж». И привыкаешь к плохому звуку до такой степени, что перестаешь считать его проблемой», - Крейг Манн.

Нет, это, конечно, не повсеместная проблема. Да и она, наверное, решается просто - в постобработке можно задействовать новых сотрудников, которые не участвовали в съемках картины.

Разные типы микширования

Зал кинотеатра
Зал кинотеатра

Сведение звука для кинотеатра и потокового вещания - две разные вещи. Обычно в студии звук микшируется таким образом, что он должен звучать идеально на большом экране. Но специалисты указывают, что в 90-е звук микшировали так громко, словно хотели, чтобы у зрителя заложило уши. Зрители жаловались, поэтому кинотеатры стали занижать звук. Да и переход на цифру стал губительным для звука, как бы странно это не звучало. Ушли в прошлое киномеханики - профессионалы, которые были способны в течение всего сеанса следить за пленкой и не допускать никаких остановок. Теперь кинотеатры набирают тех, кто может просто нажать кнопку воспроизведения и не следит за тем, что происходит в зале. А на претензии отвечает - так сняли фильм, что мы можем сделать.

Для потокового вещания делают свое микширование. Но тут возникает иная проблема - сжатие. Ну и уменьшение размера аудиофайла не лучшим образом сказывается на его качестве.

"На Blu-ray, если вы выберете 7.1, это будет наш звук в полном разрешении, 48 килогерц, 24-битный мастер-звук, такой же, как в студии микширования. Вы можете получить его на Blu-ray и на некоторых премиальных платформах. Я думаю, за это нужно платить дополнительно. Но в остальном чаще всего при потоковой передаче вы получаете ухудшенную версию того, что вы микшировали, которую даже мы не одобрили", - Марк Манджини.

Сжатие происходит постфактум.

Время

Микширование
Микширование

Ну и еще одна причина - мы стали жить слишком быстро. Фильмы снимают, монтируют и выпускают к зрителю в рекордные сроки. И звуковым специалистам просто не дают достаточно времени, чтобы доделать работу качественно.

"Быть редактором диалогов — это искусство. Быть отличным звукорежиссёром — это искусство. А добиться чёткости диалогов в сочетании со всем остальным происходящим и сделать так, чтобы диалоги казались естественными, а не наигранными, — это ещё одно искусство, на которое уходит время. Во многих проектах не хватает бюджета и времени, и некоторые из них — потрясающие фильмы", - Марк Манджини.

Вот все это вместе и приводит к тому, что мы сидим обалдевшие перед экраном и буквально не можем понять - что там происходит между главными героями.

Что делать

Съемки фильма
Съемки фильма

В конце статьи автор задает вопрос профессионалам - а что делать то?! Таких картин все больше, но ведь снимают их для зрителя, так может быть есть выход. Основная мысль - везде должны быть профессионалы. Актеры, которые внятно произнесут свои реплики, режиссеры, которые поймут - звукорежиссер и микшер важны. Особенно, если весь твой фильм построен на диалогах. Сами опрошенные признают, что иногда им сложно добиться даже того, чтобы технические сотрудники подальше отодвинули генераторы от площадки, где идут съемки. И режиссер обычно не поддерживает их требований.

К сожалению, мы - зрители - можем только игнорировать проекты, в которых слишком плохой звук. Больше сделать ничего не можем. И правы люди в сети - неразборчивые разговоры в фильмах - это результат коллективного непрофессионализма.

Много фильмов или сериалов с плохим звуком вам встретилось за последнее время? Досматриваете или выключаете? Что думаете? Делитесь!

Спасибо, что нашли время и прочитали статью. Буду благодарна общение в комментариях, за лайки и подписку.